Охрана правопорядка и борьба с преступностью

в Древнерус­ском государстве.

 

При переходе общества от первобытнообщинного устройства к государственной организации возникало все больше новых установлений, кото­рые должны были обеспечивать интересы (прежде всего материальные) выделившейся родоплеменной знати. Эти установления (явно несправедливые, так как противоречили веками существовавшим древним обычаям) можно было закрепить, прежде всего, с помощью военной силы и полицейских орга­нов.

До конца второго десятилетия XVIII века в России не было регулярных полицейских органов, не употреблялся и термин «полиция». В допетровской Руси эта деятельность государства обозначалась понятием «благочиние».

«Полиция» зародилась в древнегреческих полисах, как функция управление городом-государством (политая). В средневековой Европе из этого термина выделяется «политика», обозначавшая внешнее управление. В XVII - XVIII вв. «полиция» в странах Западной Европы понималась как функция и исполнительный орган государства по внутреннему управлению.

Охрана общественного порядка, обеспечение внутренней безопасности, принуждение к исполнению правовых велений осуществляется каждым государством. В странах со слабо развитой государственностью, особенно на ранних этапах развития государства, когда его аппарат прост и мало дифференцирован, эта, полицейская - в современном понимании, функция испол­няется органами управления широкой или общей компетенции.

В возникающей на основе развития городов-полисов русской государственности VII-IX вв. можно четко различить три основные элемента управления: князь, дружина, народное собрание (вече). Вместе с тем в этот период действует так называемая «десятичная» (численная) система общественной организации, сложившаяся в догосударственный период «военной демокра­тии». Все население городов и сельских общин (вервей) делилось на десятки, сотни и тысячи, во главе которых стояли соответственно десятские, сотские и тысяцкие - военные вожди-старосты (волостели), избираемые на вечевых сходах (народных собраниях) или назначаемые князем из числа своей дру­жины. Со временем система десятичного (концово-уличного в Новгороде) управления превратилась в административную организацию самоуправления в городских посадах и волостях, а система общего управления государством стала дворцово-вотчинной.

С укреплением власти князя его дружина все больше отделялась от остального населения, превращаясь в основное орудие государственного управления. Из числа дружинников формировалась иерархия должностных лиц, посредством которых и осуществлялось это управление. Уже в договоре князя Олега с Византией в начале X века упомянуты русские бояре, князья, великие князья (в Чернигове, Любече, Ростове, Полоцке, Переяславе). Назван и верховный властитель – «великий князь Росьский».

Дружина великого князя являлась не только его военной силой, но и основным инструментом административного управления внутренними дела­ми. Дружина подразделялась на старшую (княжи мужи, бояре) и младшую (гридни, отроки, детские). Свои дружины имели и князья, подвластные вели­кому князю. С помощью дружин собирались дань и виры (штрафы) с насе­ления городов и сельских общин. Из старших дружинников назначались должностные лица.

Один из первых исследователей полицейского права в России Петр Гуляев писал: «История открывает нам, что как скоро Рюрик призван был в Россию володеть и рядить по праву, то с того же времени начались утвер­ждаться и чиновники к тому. В изданных Великим Ярославом 1017 года За­конах, известных под именем Русской Правды, видим уже благоустройственные чины и их должности, как-то: вирник, судья и взыскатель пошли­ны...» (Права и обязанности градской и земской полиции и всех вообще жи­телей российского государства по их состояниям. М., 1824, с.8).

Князь собирал дань и различные виры, прежде всего вытекавшие из его судопроизводства, непосредственно сам вместе с дружинниками (сбор дани) или назначал для этого наиболее приближенных старших дружинников - огнищан, бояр. Так, виру - штраф за те или иные правонарушения или обыч­ные пошлины - собирал вирник. У вирника имелись помощники (отроки) и приставы (метельники).

Для управления городами и возникающих около них посадами князем назначались посадники. В Новгороде и Пскове посадники избирались вече­вым собранием из числа знатных бояр.

Для управления княжеским хозяйством назначался тиун (приказчик) - лицо, получавшее и выполнявшее распоряжения князя, боярина. По своему положению он был приравнен к огнищанам. Так же высоко были поставлены княжеские подъездной и конюх при стаде (за их убийство - вира 80 гривен). Князем назначались и более мелкие управители: мостники, отвечавшие за строительство и ремонт мостов, сельские тиуны, смотрители за полевыми работами и др. Занимаемые должности обычно становились пожизненными и передавались по наследству.

До принятия христианства функции «благоустройства» в значительной мере принадлежали сельским общинам (верви). Они посредством избирае­мых старост организовывали «стражу» для охраны поселений от внешних вторжений, принимали меры для оказания помощи пострадавшим от стихий­ных бедствий, пожаров, вдовам и сиротам, улаживали споры между общин­никами. По древнему обычаю община несла ответственность за розыск пре­ступников, была охвачена «круговой порукой»: за преступление, совершен­ное членом общины, в расплате принимали участие все общинники.

Центром верви был погост - площадь, на которой собирались общин­ники и где стояло изображение бога, которому они поклонялись. Здесь же находился кон, на котором делались жертвоприношения под руководством волхвов. Установления, принимаемые на собраниях общины или княжеской волей, стали называть «законом» в отличие от древнего обычая – «покона».

Необходимо отметить, что Древнерусское право знает такие термины, обозначающие преступные деяния, как татьба - кража (тать - вор), головничество - убийство ( головник-уголовник - убийца), свада, сварь - ссора, пакощь - грабеж (пакощьник - грабитель). «Русская правда» вводит суровые наказания за эти деяния. Общим термином, обозначающим преступное дея­ние, является «обида», то есть материальный, моральный или физический вред, причиненный конкретному лицу. Причем совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения считалось смягчающим вину обстоятель­ством.

Формы и методы предупреждения и борьбы с преступностью были различны. Например, розыск похищенного и самого вора «Русская правда» возлагает на потерпевшего. В качестве представителя администрации мог быть выделен дружинник или тиун. Пострадавшие искали обидчика по сле­дам (гонение следа) или зачитывали приметы похищенного или обидчика на базарной площади (заклич). Для изобличения преступника проводились оч­ные ставки (свод), а так же применялись ордалии (суд божий). Относясь с опаской ко всем приезжим и видя в них потенциальных правонарушителей (конокрадов, воров, поджигателей), в Древнерусском государстве было уста­новлено требование «знатка» для каждого, не принадлежавшего к общине че­ловека, то есть требование одного из членов общины поручиться за него. С XIII века известны проезжие грамоты для иностранцев, которые были своеобразными удостоверениями личности и в тоже время позволяли местным властям контролировать их поведение. Этими решениями было положено начало организации контроля за передвижением населения в стране. В Нов­городской республике для предупреждения и раскрытия государственных преступлений начинают применяться принципы розыскного (инквизицион­ного) процесса. Для поиска и поимки беглых и разбойников проводились об­лавы.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что специальных полицейских органов и должностных лиц, занимавшихся профилактикой и борьбой с преступностью, охраной правопорядка в этот период на Руси еще не существует. Все эти функции выполняли князья и их администрация: на­местники и волостели, посадники и тиуны, дружинники, мечники, вирники, праветчики, дворские, приставы и само население.

В Новгородской республике полицейские функции выполняли посад­ник, тысяцкий и сотские, кончанские и уличанские старосты и старосты в пя­тинах.

После крещения Киевской Руси (988 г.) и постепенного перехода от десятичной системы управления к дворцово-вотчинной некоторые функции благоустройства перешли к русской православной церкви. Так, по принятии крещения князь Владимир в 996 г. издал церковный устав, по которому цер­ковь определялась как организация общественного призрения, в связи с чем князь ввел десятинный сбор (церковная десятина) на содержание при церквах благотворительных учреждений.

Сами князья, а вслед за ними и другие благочестивые люди также занимались этим делом, но как частные лица. Они строили богадельни, боль­ницы, монастыри, училища, призревали нищих. Большинство князей полу­чают от летописцев похвалу за «нищелюбие». Так, например, Н.М. Карамзин, ссылаясь на средневековых летописцев, писал, что великий киевский князь Ярослав «завел в Новегороде первое народное училище, где 300 отроков, де­ти пресвитеров и старейшин, приобретали сведения, нужные для священного сана и гражданских чиновников».

Как показывают исторические памятники той эпохи, государственная власть, преследуя свои собственные финансовые и военные цели, оставила за собой из функций благоустройства, по преимуществу надзор за торговлей и путями сообщения. Общий интерес, создавший великое княжество Киевское - охрана границ и внешней торговли - направлял и его дальнейшее развитие, руководил как внутренней, так и внешней деятельностью первых киевских князей, отмечал историк В.О. Ключевский.

В договорах с греками и немцами русские князья обязывались к принятию различных мер для содействия торговым отношениям (выдача паспортов купцам, устройство перевозов через волоки и др.). Чтобы пресечь злоупотребления в торговле, назначались мытники на торги, которые осуществляли надзор за мерой и весом. Этот надзор, хотя и был поручен церкви по церков­ным уставам, но находился под наблюдением государства.

В обязанности десятских и сотских старост в числе прочих входили поимка убийц и защита жителей от татей и разбойников. Они должны были побуждать к исполнению разного рода натуральных и иных повинностей, присутствовали на суде, в некоторых случаях были советниками князей и участвовали в решении политических дел, наблюдали за общим порядком. Их общественное положение было весьма высоким, соответствующим слож­ности и важности возложенных на них обязанности «управляти им всякая де­ла».

Суд правили князья, волостели и наместники князей, посадники, тиу­ны, им помогали мечники, праветчики, доводчики, дворские, приставы. Обвинителем выступал ябедник. Некоторые следственно-розыскные функции, а также арест и содержание под стражей осуществляли недельщики, состоящие при местных администраторах. Правовой основой судебной и вообще всей системы управления внутренними делами были древние обычаи («Закон Рус­ский»), княжеские решения и установления (уставы), иногда - решения вече­вых собраний. Огромное значение имело появление «Русской Правды» - пер­вого письменного свода норм русского обычного права. Он был составлен в XI веке как приложение к Кормчим книгам - древнерусским сводам церков­ных установлений - и стал впоследствии своеобразным руководством для княжеских судов.

«Русская правда» ничего не говорит о таком виде наказания, как лишение свободы, но на практике арестованных правонарушителей, особенно «государевых обидчиков», до суда содержали в подвалах, клетях, земляных тюрьмах. Земляная тюрьма представляла собой вырытую в земле глубокую яму, в нее опускался бревенчатый сруб (поруб). Часто бревенчатый сруб не делался, и заключенный находился прямо в земляной яме. Каких либо орга­нов, ведавших местами заключения, и специальных тюремщиков в этот пе­риод не существовало.

Нормативно-правовые акты XII - XIII веков уже содержат указания о заключении в погреба или порубы, сопровождавшиеся заковыванием преступника в кандалы, рогатки или колодки (отсюда - колодник). Эти орудия отягощали нахождение в тюрьме. Под рогатками подразумевались особые металлические ошейники, на внешней поверхности которых были вделаны железные прутья или гвозди, настолько длинные, что арестант с такой рогат­кой на шее был лишен возможности прилечь, и был вынужден оставаться стоя или в сидячем положении даже ночью. Использовали тюремщики и так называемые «стулья», которые представляли собой короткий (50 - 80 см.) тяжелый чурбан, окованный железом. В один конец чурбана был вбит мас­сивный костыль на короткой цепи, заканчивающейся металлическим ошей­ником. Этот «стул» заключенный вынужден был везде таскать с собой. Что касается колодок, то их форма была различна, делались они из дерева и предназначались для одновременного одевания на руки, ноги и шею. Все эти «приспособления» были очень тяжелыми, их вес доходил до пяти пудов.

Ни в одном государстве пожары не были так часты и нигде они не бы­ли так опустошительны, как на Руси. Фактически все строения были деревянными, крыты соломой или дранкой, были сильно скучены. При сильных ветрах, обуславливаемых равнинным положением, эти строения представля­ли обильный горючий материал для пожаров. И уже первые летописи не об­ходились без упоминания о злой силе огня. Однако наряду с обыденными, бытовыми пожарами Русь, её города, селения часто горели во время нашест­вий иноземных захватчиков, в результате междоусобных войн удельных кня­зей. Такие пожары были особенно губительны. В удельно-вечевой период не было такого князька, который не жег бы владений своего врага. Кто мог больше сжечь, тот и побеждал. И со времени образования государственности на Руси органы власти и управления пытались бороться с пожарами, однако в древние времена способы борьбы заключались не столько в мерах предупре­ждения возможности возникновения самих пожаров, сколько в суровых ме­рах и взысканиях за умышленный или случайный поджег. Сведения об этом мы находим в «Русской правде», которая устанавливает за поджег «поток и разграбление» - самое жестокое наказание, которому кроме поджигателей подвергались преступники, совершившие умышленное убийство. Тушение пожаров возлагалось на население, специальных пожарных не существовало.

Летописец, описывая пожар в городе Искоростене, отмечает, что пожар пытались потушить. Из этого можно сделать вывод, что в Киевской Руси уже были известны какие-то огнегасительные орудия. Что это были за орудия, как они выглядели и действовали - неизвестно. Видимо, они были заимство­ваны во время похода князя Олега с войском на Византию и представляли собой простейшие насосы.

В XII-XIV вв. произошли большие изменения в характере отношений княжеской власти и населения, особенно в Северо-Восточной Руси. Князья становятся полными собственниками своих земель, доставшихся им по наследству или в результате колонизации пустошей. Эти княжества стали на­зываться «уделами». Вечевые собрания в них почти исчезают. Десятичная система управления полностью вытесняется дворцово-вотчинной и на смену тысяцким приходят воеводы, сотские и десятские возглавляют мелкие адми­нистративно-территориальные единицы, поселения, их части. Дробление княжеств на уделы происходило очень быстро, что стало одной из причин покорения русских княжеств татаро-монголами в XIII веке.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Древнерусском государстве как четкого разделения внешних и внутренних функций управления, так и специальных органов для их постоянного выполнения еще не было. Осуществление внутренних функций, особенно благоустройства, было возложено на всех администраторов, которые назначались князьями или выбирались вече­выми (сельскими) собраниями.

 








Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 174;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.