До настоящего времени сложилось несколько основных исторических концепций (интерпретаций).
История как наука.
1.Понятие истории.
2.Основные концепции исторического процесса.
3.Российские исторические школы и их представители.
1.Долгое время люди рассматривали историю не как науку, а как литературу или искусство. В греческой мифологии покровительницей истории была муза Клио, задачей которой было прославление правителей, выдающихся людей и т.д. Действительно, первые летописи, хроники, биографии посвящались в основном их прославлению.
Само слово «история» – было заимствовано из греческого языка, где так называлось – повествование о событиях. Представление о том, что такое история и чем она должна заниматься изменялось со временем. В результате в наше время термин история используется, как правило, в двух смыслах: во-первых, для обозначения процесса развития человеческого общества во времени, во-вторых, когда речь идет о науке, которая изучает этот процесс.
Как правило, ученые называет следующие исторические функции:
1) познавательная, 2) мировоззренческая, 3) прогностическая.
Основу исторического знания составляют исторические факты. На фактах базируются представления и концепции. От достоверности фактов зависит восприятие и объяснение исторической действительности, способность постижения сущности исторического процесса.
В исторической науке факты рассматриваются в двух смыслах: 1) как явление, имевшее место в истории (голые факты); 2) как его отражение в исторической науке (факт-знание). Бесспорно, что между ними существует тесная связь. При этом историки дают объяснение «голым фактам». Поэтому в разных системах взглядов один и тот же факт получает разное толкование, разное значение. Между историческим фактом и соответствующим ему научно-историческим фактом стоит объяснение – интерпретация. Именно она превращает факты истории в факты науки. Историк, имея дело с прошлым, не может непосредственно наблюдать объект своего изучения, поэтому использует исторические источники. Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека.
Исторические источники делятся на категории:
1. Письменные:
а) эпиграфические (надписи на камне, металле, керамике),
б) граффити (тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде),
в) берестяные грамоты,
г) рукописи.
2. Вещественные
3. Этнографические
4. Фольклорные
5. Лингвистические (имена, названия)
6. Кинофотодокументы.
Для изучения исторических источников существуют специальные методы исторических исследований:
1) сравнительно-исторический (по предметам или объектам),
2) типологический (разделение на типы, виды процессов и явлений),
3) историко-генетический (изучение процессов и явлений в развитии),
4) системный (рассмотрение предмета как системы).
До настоящего времени сложилось несколько основных исторических концепций (интерпретаций).
Христианская концепция. В русле религиозных представлений предпосылки понимания исторического процесса складывались с 4-5 вв. до середины 18 века. В рамках религиозных воззрений формировались основные проблемы и идеи исторической науки. Первая проблема – вопрос о смысле и содержании земной истории. Христианство понимает смысл истории в продвижении человечества к Богу, формируя свободную человеческую личность, преодолевающую свою зависимость от природы. Вторая проблема – вопрос о начале и конце истории. Начало истории связано с грехопадением Адама и Евы и изгнания их из Рая. Идея конца истории, сроки которого скрыты от человеческого разума, имела научное значение в том плане, что накладывала запрет на попытки пророчеств и утопических предсказаний будущего. Третья проблема – вопрос о внутренней структуре исторического процесса, закономерного проходящего определенные ступени. В связи с этим был поставлен вопрос о соотношении общества природы. О влиянии природной среды на исторический процесс. Основная идея - это всеобщность истории для всех народов
Всемирно-историческая (линейная) концепция. С началом Нового времени христианская концепция была подвергнута критическому переосмыслению. На первый план выдвинулся не Бог, а Разум, а человек стал песчинкой во Вселенной. Рационализм отрицал возможность научного познания истории, рассматривая ее как царство случайности и произвола. Появилась идея революции как прыжка из «истории» в природу, из царства принуждения и неразумия в царство разума и свободы. Только результаты Великой французской революции реабилитировали историю, сделав ее предметом научного и философского анализа. В основе рационалистической концепции был положен романтический культ «великой личности» (Шиллер, Фихте, Ф. Шлегель, В. Скотт). Взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе составляет основную проблему общеисторической концепции истории, давая два крайних решения в виде теорий К. Маркса и Гегеля. Оба они стоят на точке зрения, что история универсальна, в ней действуют общие и объективные по характеру закономерности, при этом история проходит три ступени. У Гегеля это восточный (азиатский), греко-римский (античный) и германский (европейский) мир. У Маркса – это азиатская, античная, феодальная и капиталистическая формации, позже добавилось посткапиталистическое общество. Данная концепция позволила выявить закономерности, предпосылки и тенденции становления индустриального общества в том виде, как это имело место в Европе.
Культурно-историческая концепция. В ее основу легла идея локальных цивилизаций. Каждая из них самобытна, проходит стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Разработку данной теории дали в своих трудах Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби. Научное значение этой теории заключается в том, что она способствовала развитию этнографических исследований народов Африки, Азии, Австралии, т.е. теория ликвидировала европоцентризм.
Теория Л.Н. Гумилева. В качестве базовой структуры исторического процесса автор рассматривает этнос – общность людей, населяющих определенную территорию и объединенную действием пассионарного духа, под влиянием которого тот или иной народ ведет войны, создает государство и культуру.
3. Первыми письменными источниками по истории нашего Отечества являются летописи. Первая летопись – это «Повесть временных лет» Нестора. После него стали появляться общерусские летописные своды и областные летописи. Обоснование сильной государственной и монаршей власти потребовалось и в период образования империи при Петре I, который завил о необходимости всем грамотным людям знать свою историю. Это пожелание государя нашло отражение в труде В.Н. Татищева «История Российская с самых древнейших времен». Таким образом впервые произошло осмысление истории России как истории государства.
Крупнейшим представителем исторической школы является Н.М. Карамзин. Создал труд в 12 томах «История государства Российского», довел повествование до 1612г. Он был государственником и считал, что Россия – это огромная страна, поэтому ее государственным строем должна быть монархия. История должна учить всех, в том числе и царей на положительных примерах.
Важный этап в развитии исторической науки связан с именемС.М. Соловьева. Он создал «Историю России с древнейших времен» в 29 томах, где довел повествование до Екатерины II. Развитие государства он считал закономерным процессом, большое влияние в котором принадлежит природе, географической среде. Автор указывал все явления взаимосвязанными.
Последователем С.М. Соловьева был В.О. Ключевский, опубликовавший «Курс русской истории». Он отошел от периодизации по царствованиям монархов. Он опирался на триаду «человеческая личность, людское общество и природа страны. Большое внимание автор уделял вопросам социально-экономической истории России. С его точки зрения государство должно быть бесклассовым, защищающим народные интересы.
В 19 в. большое место во всех науках стал занимать марксизм. В России эта теория была разработана М.Н. Покровским в его работе «Русская история с древнейших времен». Вся история разбивается на 5 формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. В основе их смены лежит противоречия между уровнем развития производительных сил и производственных отношений, разрешение которого приводит к изменению способа производства. Главная движущая сила – это борьба между классами. Орудием построения социализма должна стать диктатура пролетариата.
В настоящее время рассматриваются все концепции, сторонники есть практически у каждой.
Лекция 2.Древний мир. Средневековье.
1.Классификация истории. Древний мир.
2.Начало Средневековья.
3.Древнерусское государство Киевская Русь.
1. Исходным периодом для развития человечества было первобытное общество.
В дальнейшем ученые историки выделяют следующие этапы:
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 398;