Княжение первых Рюриковичей
Объединив под своей властью г. Киев и г. Новгород, князь Олегправил 30 лет (879 – 912 гг.), не считаясь с сыном Рюрика Игорем. Олег обложил данью многие славянские племена, договорился о военном союзе с варягами, венграми, прекратил зависимость славян от Хазарского каганата. Олег принял титул великого князя, а остальные князья стали его данниками. Возникло огромное государство, однако многие его районы были мало заселены, поэтому оно не отличалось прочностью.
После смерти Олега его дело продолжил Игорь (912 – 945 гг.). Во внешней политике он так же, как и его предшественник, стремился обеспечить русским купцам благоприятные условия в торговле с Востоком и Византией, а также безопасность от набегов кочевников.
Важным источником доходов князя являлось полюдье, выплачиваемое подчиненными славянскими племенами. Для его сбора князь с дружиной объезжал подвластные земли. Размер полюдья не был фиксированным, и чрезмерные поборы приводили к трагическим последствиям. Так, в 945г. во время сбора полюдья в племени древлян Игорь учинил насилие и вторично попытался собрать дань. Но древляне подняли восстание, во время которого Игорь был убит.
В г.Киеве осталась жена Игоря Ольга (945 – 957 гг.) с малолетним сыном Святославом. Она проявила себя как умная, решительная и суровая правительница и отомстила древлянам за смерть мужа. Но Ольга понимала, что произвольные поборы могут вызвать новые восстания, поэтому установила фиксированный размер дани – «уроки» и «погосты» (места, куда свозилась дань). Это явилось началом формирования налоговой системы на Руси. Ольгу также считают первой христианкой на Руси. Именно ее в 957г. в г.Царьграде крестил патриарх.
В 962г. в правление Русью вступил сын Игоря и Ольги – Святослав (957 – 972 гг.). Его правление было временем расширения территории Древнерусского государства, выхода Руси на международную арену.
В 980г. великим киевским князем стал Владимир Святославович (980 – 1015 гг.), продолживший политику своих предшественников. Но в историю он вошел прежде всего как креститель Руси.
В 988г. вместо язычества официальной религией Древнерусского государства стало православное христианство. Это событие получило название Крещение Руси, проводившееся зачастую насильственными методами.
Принятие православия оказало значительное воздействие на политическую, духовную и культурную жизнь русского народа:
1) Крещение Руси способствовало объединению русских земель, поскольку церковь поддерживала усилия князей и бояр в борьбе за единство и усиление великокняжеской власти;
2) принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами;
3) церковь способствовала развитию феодального землевладения на Руси, в частности, появлению крупных церковных и монастырских владений;
4) принятие христианства привело к широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на уровень развития ремесла (ювелирного, строительного и др.). Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;
5) на Руси началось распространение грамотности и письменности, появились первые рукописные книги, летописные своды, при монастырях открывались школы и библиотеки;
6) христианство способствовало укреплению морали и нравственности в славянском обществе, осуждая некоторые первобытные порядки (многоженство, кровную месть и т.п.)
Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных.
Великий киевский князь Ярослав, прозванный Мудрым(1019 – 1054 гг.), в отличие от отца, Владимира Святого, не был героем былин и сказаний. Но летопись говорит о нем как о великом государственном деятеле, человеке умном и образованном, смелом воине, законодателе, градостроителе, хитром дипломате. Его правление – время расцвета Руси.
В конце XIв. начинается процесс распада Руси. В 1097г. впервые в истории Руси князья съехались в родовой замок внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха – Любеч (Любечский съезд) для того, чтобы установить порядок на Руси. Князья договорились, что за каждым из них сохраняются наследственные земли, «каждый свою отчину держит». За нарушение договора грозило суровое наказание. Таким образом, Русь распалась на «отчины» – наследственные владения отдельных князей, которые были независимы в хозяйственном и военном отношении. Можно сказать, что решения Любечского съезда закрепили не объединение, а разделение Руси.
На время остановить распад Руси удалось Владимиру Мономаху (1113 – 1125 гг.). И именно об этом – единстве Руси, борьбе с межкняжескими усобицами – он писал в своем знаменитом «Поучении», обращенном к сыновьям. Однако в 30-е гг. XIIв. начался процесс политической раздробленности Руси, что явилось закономерным историческим этапом в развитии феодализма.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 335;