Географические, климатические и социокультурные предпосылки появления первых поселений.

 

Для появления долговременного поселения в доисторические времена был необходим мягкий климат, наличие пресной воды и естественных укрытий, а также было необходимо наличие материалов для изготовления орудий труда и плодородных почв или возможность их создания. Этим условиям больше всего соответствовала полоса Земного шара между 40’ и 23’ градусами северной широты. На этой обширной территории наиболее благоприятными оказались плодородные долины крупных рек Тигра и Евфрата, Хуанхэ и Янцзы, Инда, Нила, побережья Средиземного моря, а также предгорий нынешних Сирии и Ирана. Именно в этой полосе возникло наибольшее количество древних поселений, которые послужили основой для возникновения в дальнейшем древних восточных деспотий. Начиная с VII тысячелетия до РХ, на Евразийском континенте происходили значительные миграции древних народов. Следы передвижения скотоводов и земледельцев, торговцев и строителей культовых ансамблей распространяются по всей Европе. Все чаще на Урале и в Сибири находят поселения древних людей, которые активно мигрировали по Евразии. Ареал существования племен и народов напрямую зависел и зависит от размеров благоприятной территории.

 

Ландшафтные и климатические условия во многом диктовали численность населения и размеры древних городков. Миграции племен земледельцев и скотоводов зачастую были связаны с поиском новых земель, пригодных для жизни. Социокультурная сфера этого периода характеризуется завершением формирования языческих культов. Чаще всего пантеон богов возглавлял бог или боги Солнца. Очень большую роль играл орнамент, который нес в себе значительную и разнообразную информацию, включающую магическую составляющую. Он стал структурной основой почти всех видов искусств этого мира, наиболее активно развивались танцы, живопись, архитектура. На многих территориях появился земледельческий календарь. Начинается активное культовое строительство и активное распространение культа, особенно культа Солнца и природных сил, а также культа предков по территории зоны влияния Средиземного моря и других зон древнейших цивилизаций.

Культовые сооружения и комплексы получают разнообразную трактовку: от небольших зон в структуре древнего дома или поселения до крупных культовых ансамблей, становящихся центром окрестных селений. В этот период начинается развитие ремесла и торговли зерном, сырьем и предметами ремесла. И тогда же возникает начальное расслоение общества по имущественному признаку, что приводит к повсеместному переходу от матриархата к патриархату. В строительстве жилых домов этот период характерен массовым переходом от крупных домов площадью до 1000 кв. м к индивидуальному жилью на одну нуклеарную семью. Планировочные особенности прагородов были разными. От простейших, хаотично расположенных групп зданий с дисперсной структурой, до сложных, укрепленных рвами, валами, стенами городищ.

2. Культура мобильных поселений существовала в мобильном варианте и не оставила заметных материальных следов. Можно лишь отметить, что многие поселения на основе мобильных жилищ имели общие признаки: поселения занимали удобные в хозяйственном и оборонном отношениях места, в них отсутствовали улицы, но часто появлялось центральное место – прообраз главной площади поселения. Иногда жилища объединялись в компактные группы, жители которых были связаны родственными отношениями. Эта строительная культура имеет очень глубокие корни. В основном, развитие этого направления влияло и влияет на формирование архитектуры, а не градостроительства. Однако, через некоторое время, в градостроительстве восточных деспотий, Древней Греции и Древнего Рима можно отметить появление большого числа городов, основанных на местах бывших военных лагерей. Планировочная структура таких городов во многом основана на принципах построения временного поселения, базой которого возможно послужила градостроительная культура кочевого племени. Своеобразие и роль поселений кочевых племен до конца не исследованы историками архитектуры и градостроительства, можно только предположить, что эти городки имели интересные и значимые решения.

3. Культовые ансамбли и святилища. Уже на этом этапе лучшие технологии, материалы и силы были задействованы на создание культовых ансамблей.

Рассмотрим некоторые из них.

Абуру – Эвбери-хендж. Около XV века до РХ. Ансамбль солярного культа в южной Англии для десятков мелких окрестных поселений животноводов. Возможно, комплекс служил также для астрономических наблюдений. Его отличительной чертой является наличие двух почти одинаковых, равнозначно расположенных центров, состоящих из сложной композиции менгиров.

Мальта. Халь-Тарксин. III тысячелетие до РХ. Священный комплекс почитателей культа Солнца. Он сложен из крупных каменных блоков (мегалитов). Аналогичные солярные комплексы были распространены в бассейнах Средиземного и Черного морей. В более миниатюрном виде встречаются в горах Кавказа и других местах Евразии, например, на Корейском полуострове. Отличаются развитой объемно-пространственной композицией. Различные графические реконструкции показывают наличие при комплексе в Халь-Тарксин отдельных жилых зданий, рассчитанных как на большую, так и на малую, нуклеарную семью.

Стоунхендж. Самый известный пример культового сооружения этого типа. Он был создан в период с середины XIX в. до РХ и до 1500 г. до РХ на равнине Селисбери в Южной Англии. Это был священный участок солярного культа, состоящий из сложной композиции менгиров и дольменов. Возможно, служил также для астрономических наблюдений. Строился и перестраивался на протяжении нескольких веков. При всех перестройках сохранялся священный камень Хеле при входе в ансамбль. Считается, что завершающая стадия была выполнена крито-микенским зодчим, т.к. были найдены изображения на камне в виде двойного топорика– лабриса и микенского кинжала.

4. Поселения с дисперсной структурой встречаются повсеместно на всех основных континентах Земли.Возможно, на разных территориях в разное время древние общества проходили эту стадию развития города. Эти поселения имеют слабо дифференцированную планировочную структуру, в них только начинается разделение сооружений по какому-нибудь признаку и зонирование территории.

5. Огороженные поселения были очень распространенным типом селений догосударственного периода. Отличительной чертой этих населенных мест является ярко выраженная и зачастую укрепленная граница. Ограждения были очень разнообразными. Это могли быть насыпи, рвы, стены, канавы для стока воды, соединение укрепленной стены с жилищем и т.д. Внутренняя структура таких поселений очень разнообразна. От дисперсной структуры (Иерихон) до периметральной (Тушемля, Атроари), центричной (Майданицкое поле, Екимауцкое городище) или линейной (Бискупин). Также различны эти поселения и по численности. Наибольшее число селений, очевидно, имело несколько десятков жителей. В то же время в Майданицком поле проживало не менее 20 тысяч человек. В этот разрыв по количеству жителей (от 10–20 человек до 20–30 тысяч человек) укладываются все остальные известные населенные места догосударственного периода. На этой стадии развития градостроительства появляются некоторые зачатки планировочных элементов будущих городов. В первую очередь – это границы. От простейшего использования природных условий, использования жилищ как основной границы поселения, создания условной границы в виде канав для стока воды до создания сложной системы обороны из стен и башен как каменных, так и деревянных (Иерихон).

Во многих поселениях возникает общий центр, прообраз главной площади, который, в основном, занимает в пространстве центральное место. В этом месте появляется не только «пустое» пространство для собраний общины или загона на ночь скота, но и культовый очаг или сооружение для собраний и культовых ритуалов, водный источник, культовое дерево, возможно, местные идолы и другие значимые элементы и сооружения.

Рассмотрим примеры огороженного укрепленного поселения.

Иерихон. Поселение в долине реки Иордан IX–VI тысячелетия до РХ занимало стратегическую позицию в долине Иордана при выходе к Мертвому морю – источнику ценных материалов древности – серы и асфальта. Городок занимал около 32 тысяч кв. м . Насчитывал, по-видимому, около 2–3 тысяч жителей. Его обнесли каменной стеной шириной примерно 1,5 м и рвом с наружной стороны размерами 8 м ширины и более 2 м глубины. В городскую стену была встроена башня диаметром 8,5 м с достаточно сложной и развитой конструктивной схемой. В стене башне сделан канал, уходящий в подземную цистерну для сбора воды. Раскопки города, выполненные в XX веке, обнаружили остатки городской стены, сохранившие на сегодня 3,5 м высоты и башню, сохранившую на сегодня 6,5 м высоты. Застройка города состояла из дисперсно расположенных круглых легких глинобитных хижин–полуземлянок на деревянном каркасе. Позже в городе использовали необожженный кирпич–сырец. К VI тысячелетию относится сооружение храма, чья планировочная схема очень похожа на перистильные храмы Древней Греции классического периода (V век до РХ). Иерихон считается самым ранним поселением городского типа на Земле.

Тушемля. Праславянское городище в Смоленской области. Середина I тысячелетия до РХ. Располагалось на берегу реки Тушемля, левого притока реки Сожи. Отличительной чертой является сложная пятирядная система земляных валов и рвов с нагорной стороны городища. Длина овальной площадки городища составляла 35 м, ширина 32 м. Застройка была периметральной, образуя дополнительную защиту городка. В городище были найдены следы активных контактов с Римской империей (в основном, римские монеты).

6. Поселения типа «город-дом» представляют собой отдельный, очень интересный тип поселений догосударственного периода. География этого типа очень обширна. От севера и востока (Баркаэр, Скара-Бра, Большое Борщевское) до юга евразийского континента (Ч’атал Гуйюк, аулы Кавказа) и Америки (Пуэбло).

Отличительной чертой этих очень разных и ярких по своей архитектурной и градостроительной сути поселений являлось то, что поселение выступало как единый объемно-планировочный организм. Рассмотрим некоторые из них.

Ч’аттал-Гуйюк, VII – VI века до РХ, Турция, долина реки Чаршамба. Поселение было расположено в 100 км от подножия вулкана, его общий размер около 500х150 м. Оно состояло из сплошной террасированной застройки с небольшим количеством внутренних дворов. Внешние стены были глухими, зачастую без окон. Окна в домах – небольшие и расположены под крышами. Двери отсутствовали. Входами в дома служили окна и каминные трубы, к ним вели приставные лестницы. В поселении нет общих культовых сооружений, однако найдены семейные святилища, расположенные рядом с одним или двумя жилыми домами, что показывает определенное социальное равенство жителей. В поселении также обнаружены одни из самых ранних настенных фресок, выполненных по гипсовой штукатурке. На одной из фресок изображен древнейший на сегодня пейзаж, показывающий Ч’аттал-Гуйюк и расположенный недалеко от него вулкан, который представлен во время извержения.

Горный аул в Дагестане – традиционный, устойчиво сохраняющийся много веков тип поселения. Оно может насчитывать до 600 дворов, соединенных в плотно сдвинутые ступени-ярусы, расположенные на склоне горы. Таких ярусов может быть до 50-ти. Домики–сакли имеют плоские крыши, и крыша нижней сакли зачастую служит придомовым двориком верхней сакли.

Поселение–дом Баркаэр, Дания, полуостров Ютландия, около XXV века до РХ. «52-квартирный дом». На рисунке В. Л. Глазычева видна структура поселения, состоящего из индивидуальных жилых типовых ячеек на одну семью размером 6,0х3,6 м каждая ячейка. Ячейки–квартиры располагались в два ряда вокруг мощеного булыжником коридора–улицы шириной 3,0 м. Этот коридор, по-видимому, служил ночью загоном для общинного стада. Вход в поселение был один, с одной из сторон улицы–коридора. Основным конструктивным материалом являлся деревянный каркас, перегородки «комнат–квартир» были выполнены из плетня, обмазанного глиной. Ориентировочно, в этом поселении жила община размером в 200–250 человек. Застройка поселения однотипными ячейками, отсутствие ярко выраженного композиционного центра показывает, что в общине Баркаэра было первобытное социальное и имущественное равенство.

Дом–крепость Пуэбло индейцев племени бонито. Эти поселения существовали со времен ацтеков до середины XX века. Название поселения – пуэбло (в переводе с испанского – общежитие) перешло с течением времени на племя. Они получили известность в Европе после испанских завоеваний Мексики в XVI веке через рассказы завоевателей о сказочных богатствах «семи городов Сиболы». Поселения представляют собой земляную крепость, высотой в три–пять этажей. Каждый этаж с внутренней стороны, стороны двора имеет свою террасу шириной до 3 м. Подъем на этажи осуществлялся с помощью приставных лестниц. С наружной стороны на первых этажах отсутствовали дверные и оконные проемы. В дворовой части поселения были наземные и подземные помещения с верхним светом для собраний различных групп племени. Помещения, примыкающие к наружным стенам, использовались зачастую для хранения продуктов, оружия, инвентаря племени. Основным строительным материалом служил дерн солончаковых лугов, поросших мелкой осокой с длинными корнями, которые прочно скрепляли почву. Такие города–дома насчитывали до одной тысячи комнат.

7. Появление градостроительных первоэлементов. Итак, на догосударственной стадии развития появляется прообраз улицы-коридора (Баркаэр), входного пространства (Скара Бра), общественной зоны с подземными и наземными залами для собраний (Пуэбло), отрабатываются различные приемы плотно низкой застройки (Ч’аттал-Гуйюк, аул). Большое разнообразие и индивидуальность решений этих поселений заметна на уровне ведущих конструктивных материалов. Камень, вплоть до мебели характерен для Скара Бра, глина – для Ч’аттал-Гуйюка, дерево – для Баркаэра и Большого Борщевского, дерн – для Пуэбло, смешанные материалы – для аулов и т.д. Всегда использовались наиболее подходящие материалы той местности, в которой обитали жители. Эти поселения хоть и отличаются по численности жителей: от нескольких человек в Скара Бра до нескольких тысяч человек в аулах и Пуэбло, но в основном они невелики.

Строго говоря, градостроительство в классическом понимании этого слова появилось одновременно с появлением государства. Однако, рассматривая такие разные поселения догосударственного периода как Иерихон, Баркаэр, Ч’атал Ч’аттал-Гуйюк, Теллеборг, Бискупин, и многие другие, можно отметить, что в каждом из них есть достаточно яркие элементы градостроительной культуры. На этой стадии развития градостроительства человек, так или иначе, отрабатывал основные первоэлементы города, такие как граница поселения, центральное место поселения, взаиморасположение домов, улица, характер застройки. В это же время сложилась достаточно разнообразная начальная типология населенных мест. На основании имеющихся данных нельзя сказать, что была какая-либо строгая временная последовательность в появлении типов и первоэлементов города. Они возникали в зависимости от природных и социоэкономических потребностей племени.

Заключение. На этом этапе развития общества трудно заметить яркие художественные аспекты градостроительного искусства. Эти вопросы начали решаться и подчас блестяще во времена восточных деспотий Древнего мира. Но базой для появления в градостроительстве как технологической, так и художественной составляющей послужили первоэлементы города и начальная типология населенных мест, появившиеся в поселениях догосударственного периода.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
аблица 6. Классификация, основные эффекты диуретиков и показания к их применению | Градостроительство Древнего Египта




Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 914;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.