Задание 4. Проблема насилия в педагогике.
Прочитайте выдержки из статьи Г.Г.Феоктистова «Принуждение как структурный принцип педагогики» (полностью статья опубликована в сборнике статей «Образование и насилие» под ред. К.С.Пигрова. СПб.: Издательство СПбГУ, 2004, с. 251 – 265). Сформулируйте основные идеи автора и попытайтесь оценить аргументацию по вопросам:
1. Соотношение между человеческой и «животной» педагогиками.
2. Соотношение между педагогикой, личностью и насилием.
3. Чем определяется педагогический профессионализм? Согласны ли Вы с этим представлением?
Педагогика является инструментальным претворением технологии насилия, осуществляемого обществом над его членами в целях выживания человека как биологического вида. Любое биологическое сообщество, ведущее стадный образ жизни, в особенности, желающее выдержать конкуренцию с другими видами, должно создать и поддерживать определенную структурную организацию, готовность и умение его членов жить и взаимодействовать в рамках этого сообщества. В сущности, тот же механизм сохраняется и в человеческой популяции в рамках разнообразия ее культур, народов и рас. Но с существенной оговоркой: для человека отсутствует четко очерченная экологическая ниша существования: биологически он не относится к специализированным видам. Вынужденность развития разнообразных адаптационных механизмов к нечетко очерченным условиям существования, в числе прочего, привел к формированию в человеческих сообществах институализированной в тех или иных формах социальной жизни. Значение выполнения этой задачи сохраняется для человечества до сих пор, меняются лишь уровни выделенных сообществ: группы, племена, нации, народы, вплоть до набирающего ныне ускорение процесса глобализации.
Задачей педагогики является теоретическая и практическая реализация целей социализации, ее инструментальное оформление в виде комплекса средств удержания будущих членов сообщества в сфере влияния этого сообщества, в его границах. Очевидно, что формы и степень допускаемого при этом насилия (или в смягченной форме – принуждения) определяются не столько собственно педагогикой, сколько социально допускаемыми нормами в сообществе.
Задачей педагогики является, с указанной точки зрения, не ханжеское отрицание допустимости применения насилия (принуждения) к создаваемому объекту педагогики, но признание существования института насилия в качестве определяющего принципа. Т.е. необходимо осуществить в педагогике тот поворот, который в свое время в христианстве осуществил М.Лютер и в котором его упрекал К.Маркс: сделать внешнее принуждение принуждением по убеждению («рабством по убеждению»). Присваивая ребенку изначальный статус «личности», забывают, что большинство людей до самой смерти так и не успевают «стать личностью» (в лучшем случае, индивидуальностью). Личностью всегда «становятся», и жизни, как правило, для этого не хватает.
Именно поэтому важнейшей проблемой современной педагогики является осуществление перехода от практикуемых технологий внешнего принуждения со стороны общества в целом, школы и родителей на технологии внутреннего принуждения в виде воспитания мотивации к обучению, формированию психологической готовности к процессу получения знаний и самой потребности знания. Речь идет о создании процесса перманентной трансформации сознания, мышления учащегося, осуществляемой обществом в лице институтов образования и воспитания, но уже не открытыми механизмами внешнего принуждения, но в качестве выполнения его «внутренних запросов». Собственно, само «развитие личности» есть эволюция сознания, осуществляемого в ответ на социальное принуждение со стороны общества. И чем талантливее педагог, тем более утонченные манипуляционные технологии он практикует.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 384;