Догматические истоки теоретической педагогики.
Существует известное противоречие: с одной стороны, основной целью теоретической педагогики признается установление педагогических законов; с другой стороны, многие педагоги (Лернер И.Я., Краевский В.В. и др.) признают, что за почти трехсотлетнюю историю, педагогике не удалось сформулировать свои законы. Соответственно, то, что называется педагогическими законами, есть изложение закономерностей, выявленных в контексте других наук и областей знания.
Отметим, что известную альтернативу современному пониманию научных законов представляет вероучительная интерпретация законов и догматов, возникшая в контексте иудеохристианской религиозной традиции. Оставляя в стороне теологические проблемы внутренних взаимоотношений между различными вероучениями, обратимся к тем аспектам, имеющим непосредственное отношение к законам педагогики.
1) Религиозные традиции едины в том, что человеческих сил недостаточно для познания мира и себя самого, поэтому подлинное познание возможно лишь посредством Откровения, выраженного в Священном Писании. При этом Священное Писание – не есть привычная книга, содержащая описание исторических событий, но целостный образ сотворенного Богом мира.
2) Весь текст Священного Писания совершенно неоспорим и неизменен, но особую роль в нем играют творение человека по образу и подобию Божьему и его последующее грехопадение (уклонение от своего изначального предназначения); неизбежность страданий и тягот в земной жизни; осмысление религиозной веры в качестве незаменимого пути в возвращении к Высшему первоначалу.
3) В этой связи, религиозные законы – есть нормы повседневной жизни, выведенные из Священного Писания посредством определенных логических и герменевтических процедур, а догматы – выражают веру человеческого сердца и убеждения разума. Соответственно, в широком смысле, все вероучение является педагогическим текстом. В узком смысле, педагогические законы – есть часть религиозных законов, относящаяся к взаимоотношениям взрослых и детей, их взаимных обязательств в области учения и воспитания.
В частности, сформулированные в иудаизме педагогические законы, есть законы изучения Торы (Пятикнижия Моисеева). В основе законоучения находится всего две повелевающие заповеди: учить Тору и почитать обучающих ей и знающих ее. Впоследствии, эти две заповеди детализируются. В частности, законодательно разрешаются следующие вопросы: кто, в каком возрасте и чему должен учиться, кем и каким образом должно оплачиваться обучение; кто может быть учителем; что является обязательным для изучения, а что – желательным; каково место учения в распорядке жизни и др.
В рамках той же религиозно-педагогической традиции формируются представления о базовых методах воспитания:
· наставлении (истолкование вероучения, применительно к конкретному лицу и ситуации),
· указании (адресация воспитанника к фрагменту Писания, содержащему норму поведения в конкретной ситуации),
· убеждении (передача воспитаннику нормативных представлений о мире, человеке, жизни, соответствующих духу Писания),
· внушении (способе убеждения, актуализирующем весь комплекс рациональных, эмоциональных и духовных средств воздействия).
Даже в тех случаях, когда современные формы тех или иных методов воспитания (например, поощрение или наказание) далеки от религиозного прообраза, сохраняется смысловая структура: наказание, как правило, связано с ограничением потребления (пост), а поощрение – с моральным одобрением (благословение).
Современное понимание педагогических законов, в целом, опирается на этические теории Декарта, Гоббса и Спинозы. Согласно их воззрениям, законы, относящиеся к человеку, столь же обязательны, как и законы природы, но находятся на различных уровнях раскрытия Божественной природы, при этом, чем выше уровень мышления человека, тем скорее он может подняться от низших эгоистических проявлений – к этическому действию, которое не будет «закономерным» в обыденном, физическом смысле, но будет «законосообразным» в высшем религиозном отношении. Уже у Коменского законоучительные рассуждения в области педагогики носят более рассудочный характер, содержат обращения к читателю, логические определения обсуждаемых вопросов и соотношений и завершаются выводами, рекомендациями и предостережениями.
В этой же связи, с течением времени в педагогике все большее значение приобретают принципы, непосредственно обращающиеся к разумному выбору человека. Изначально, принципом (догматом) назывались фундаментальные утверждения веры, при этом исповедание принципов оказывается важнейшим условием консолидации и размежевания религиозных сообществ. Таким образом, место принципа в гуманитарном знании определяется тем, что он принимается или не принимается, о нем свидетельствуется, но он не может быть доказан. С философской точки зрения, принципы раскрывают смысл человеческого бытия в его отношении к Абсолюту.
Таким образом, важнейшие педагогические (дидактические) принципы есть основы «педагогической веры», т.е. перетолкованные рациональным образом вероучительные догматы. В частности, вероучение утверждает сотворенность человека Богом; педагогика ставит на это место принцип природосообразности, в основании которого представление о том, что человек – дитя природы. Принцип наглядности возникает как антитеза словесному характеру религиозного обучения. Позднее, тезису о духовной природе человека противопоставляется тезис о наличии культурных потребностей, необходимости обучения и воспитания ребенка в духе культуры (принцип культуросообразности). Тогда же были сформулированы: принципы дифференциации и индивидуализации (в противовес догматическим утверждениям о единстве требований, поскольку божественная природа – всегда едина, различия возникают лишь в человеческих грехах); принцип системности (в противовес талмудическим дискуссиям, сохранявшим неоднозначность решений, и катехизическому методу, строящемуся по схеме «вопрос – ответ»).
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 375;