Задание 2. Феноменология гуманитарного знания.
Прочитайте фрагменты статьи С.А.Крупник «Методологические подходы к предмету педагогики» (полностью статья опубликована в журнале «Педагогика», 2000, №4) и объясните, чем обусловлена автономизация гуманитарного знания? Кроме того, ответьте на вопросы:
1) Что такое гуманитарное знание?
2) Когда зародилось гуманитарное знание?
3) Почему происходит утеря целостности гуманитарного знания?
4) К каким последствиям привело преобладание естественнонаучной установки в гуманитарных науках?
Рассмотрение особенностей гуманитарного знания можно начинать с истории древнегреческой цивилизации. Вплоть до середины ХIХ века представления о человеке и человеческом формировались в неразрывной связи с представлениями о Боге в противоборствующих направлениях материализма и идеализма, метафизики и физики, номинализма и реализма. В соответствии с этим, представления о человеке оформлялась в различных формах — научных, религиозных, искусственных в единстве и целостности с другими представлениями — разумной души, рассудка, нравственности, справедливости, свободы и т. д. Параллельно с онтологическими представлениями о человеке, развивались и оформлялось особое знание — знание о методе, науке, предмете, субъект-объектных отношениях и схемах познания и развития, рефлексии (Ф.Аквинский, Н.Кузанский, Р.Декарт, Д.Локк, И.Кант, Гегель). На базе представлений теоретической философии формировались аксиомы практической философии — политика, общество, педагогика (Гераклит, Аристотель, Платон, Макиавелли).
Середина ХIХ века характеризуется утерей «божественной линии» знания (Ницше и Шопенгауэр), и как следствие раздвоение знаний о мире человека и утеря целостности знаньевой системы гуманизма. Человек одновременно рассматривается как объект познания и как субъект, осуществляющий процесс познания и обладающий мыслительными и другими способностями.
Что же такое случилось, что целостность утеряна и возникает необходимость воссоздания особого знания — гуманитарного, как знания о мире человека? Если в эпоху гуманизма, основанного на древнегреческом представлении о человеке, верхние рамки для человека были жестко заданы и прописывались религиозной и философской мыслью, то с утерей этих рамок был с особой остротой поставлен вопрос о воссоздании таких рамок. Открытость для человека как существа мыслящего (animal rationale) означает переосмысление проблем бытия и сущности самого человеческого, а история гуманитарных наук есть пересмотр кода западной культуры (религия/ философия/ наука/ культура).
До середины XIX столетия классификация знаний в культуре осуществлялась в двух направлениях — как естественнонаучное знание о вещах и природе (Ф.Бэкон) и как знание о методе (Р. Декарт). Предельные онтологии формировались как одноплоскостные (картинные) схемы и математические (количественные) модели. К середине XIX столетия четко обозначился и сформировался примат науки как та форма получения знания, которая может быть использована в практике. Миф о всемогуществе науки постепенно стал переноситься на общественные и гуманитарные сферы. Новые общественные науки стали формироваться в своей предметности как естественнонаучные.
Однако ситуация середины ХIХ столетия начала развиваться до полного абсурда. Преобладание естественнонаучной установки фактически привело к редукции представлений о мире знаний до одноплоскостного знания о природе. Схемы предметности естественных наук стали накладываться и по-особому оформлять знание о мире человеческих способностей и общественных отношений (по схеме «знак» - «означаемое»). Становление социологии, психологии, педагогики и т.д. по образу и подобию естественных наук, попытка классификации наук по принципу живой и неживой природы фактически привели к полной утере гуманитарного знания своего места в рамках культуры (научная форма стала ограничивать и не соответствовать содержанию знаний о мире человека). Альтернатива вызревала в направлениях экзистенциализма, неокантианства, позитивизма, герменевтики, структурализма, феноменологии и методологии. Панорама гуманитарного знания, начиная с середины ХIХ века, может быть представлена как постепенное преодоление предметности знаний о мире человека и выход на метапредметный уровень. Формулируется основное противоречие интеллектуальной ситуации ХХ века: с одной стороны — декларирование ценности свободного человека, с другой стороны — недостаточность знаньевой составляющей, или несформированность гуманитарного знания.
Как приведенные утверждения влияют на решение проблем:
1) Как соотносится педагогическое и религиозное знания?
2) Как связана педагогика с другими социальными и гуманитарными науками (психологией, социологией и пр.)?
3) Каковы перспективы становления человеко-размерной педагогики как целостной научной системы?
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 436;