Системный метод и современное научное мировоззрение
Философский взгляд на системный подход в различных его формах дает возможность выяснить его место и роль в познании окружающего нас мира:
>• Прежде всего для такого- подхода, как мы убедились, характерно целостное рассмотрение действительности, анализ взаимодействия составных частей и элементов предметов и процессов, несводимость целого к сумме частей. Таким образом, этот подход ориентирован на познание мира как единого, взаимосвязанного и развивающегося целого. Следовательно, в нем находит свое* конкретное воплощение один из важнейших принципов диалектики — универсальность взаимосвязи и развития всех предметов и явлений реального мира. Этот принцип был гениально угадан великими античными мыслителями и в дальнейшем "все больше и больше подтверждался многочисленными данными развития науки и общественной практики. Теория систем и синергетика на новом уровне познания конкретизируют, развивают и обосновывают этот принцип.
>■ Фундаментальная роль системного подхода заключается в том, что с его помощью достигается наиболее полное выражение единства научного знания. Это единство находит свое проявление во взаимосвязи и целостности этого знания, которое раскрывается в процессе его развития, возникновения все более полных и глубоких концептуальных систем. Уже простое индуктивное обобщение эмпирических фактов выявляет единство между ними, так как в обобщении формулируется некоторое единое свойство, присущее всем этим фактам. Дальнейший шаг в этом процессе представляет собой эмпирический закон, который выражает регулярную, устойчивую связь между на-
блюдаемыми предметами и явлениями. Гораздо более высокий уровень единства и общности выражают теоретические законы, раскрывающие эмпирически ненаблюдаемые, существенные связи между явлениями и потому составляющие концептуальное ядро научной теории. Именно в теории находят наиболее полное воплощение результаты научного исследования, полученные с помощью обобщений и гипотез, эмпирических и теоретических законов, которые формулируются в виде целостной, единой концептуальной системы, приблизительно верно отображающей свойства и закономерности конкретной системы объективной реальности. Процесс систематизации не ограничивается, однако, рамками отдельных теорий, он находит дальнейшее продолжение в междисциплинарных направлениях исследования и в появлении новых интегративных понятий и теорий.
>-С точки зрения системного подхода становится возможным правильно подойти и к решению таких традиционных проблем методологии науки, как возможности и границы редукционизма, синтеза научных теорий, подтверждения и опровержения гипотез и целого ряда других.
Редукционизм, или сведение одной теории к другой в определенных пределах, является вполне допустимой операцией познания, поскольку выражает тенденцию к установлению связи и единства в научном знании. Когда Ньютон создал свою систему механики и гравитации, показав тем самым единство законов движения земных и небесных тел, то это было великим достижением науки Нового времени. Аналогично этому, применение спектрального анализа для определения химических элементов, из которых состоят небесные тела, было крупным достижением физики и ударом по религиозно-теологическим представлениям. В наше время применение физических методов исследования привело к крупнейшим открытиям в генетике и молекулярной биологии. Однако редукция одних теорий и методов к другим ограничена определенными границами. Она оказывается успешной тогда, когда элементы соответствующих систем оказываются в некотором отношении сходными или аналогичными, какими являются, например, земные и небесные тела в рамках механической формы движения материи. Методы физики, возникшие на основе изучения неживой природы, оказываются применимыми и для исследования живой природы потому, что все живое также состоит из молекул, ато-
мов и элементарных частиц. В той мере, в какой можно абстрагироваться от специфических биологических взаимодействий между ними, физические методы оказываются эффективными для их изучения. Но специфика каждой системы, как и любой формы движения материи, определяется именно характером взаимодействия составных ее элементов, т. е. ее структурой. Именно специфика структуры системы служит границей, указывающей возможности применения к ней системных теорий и методов, находящихся на более низком уровне организации. Поэтому когда пытаются применить такие понятия, теории и методы к изучению более сложных систем, то неизменно терпят неудачу. Применение социал-дарвинистами биологических идей естественного отбора и борьбы за существование к общественной жизни является типичным примером вульгаризации научного метода. То же самое можно сказать о современных попытках отождествить деятельность мозга с работой электронно-вычислительной машины. Все подобные попытки игнорируют существование пределов, ограничивающих возможности редукции одних систем или форм движения материи к другим.
Синтез научных теорий происходит путем объединения их концептуальных систем, прежде всего, основных их идей, понятий и принципов. С системной точки зрения такое объединение отнюдь не сводится к простому сложению их понятий и принципов, а сопровождается именно концептуальным синтезом, в результате чего возникают новые, более общие по объему и глубокие по содержанию понятия и принципы. Поэтому теории, и даже научные дисциплины, раньше считавшиеся далекими друг от друга, оказываются едиными в рамках более общей системы. Типичными примерами могут служить физическая химия, биофизика, геохимия, биогеохимия и другие науки, возникшие на «стыке» разных наук.
С системной точки зрения совсем иначе следует подходить и к процессу подтверждения и опровержения гипотез. В традиционной методологии эти вопросы рассматривались по отношению к отдельным, изолированным гипотезам, но в реальной науке обычно имеют дело с системой гипотез, где подтверждение или опровержение одной гипотезы существенно влияет на логически связанные с ней другие гипотезы. Именно поэтому в науке для их проверки используется гипотетико-дедуктивный метод, о котором подробно говорилось в главе 4.
Ч
>■ Особое значение для методологии науки и философии вообще имеет решение системным подходом проблем соотношения части-и целого, порядка и беспорядка. Эти проблемы возникли еще в античной философии в связи объяснением происхождения, строения и закономерностей развития мира. Наряду с множеством разного рода вымыслов и фантазий античные мыслители высказали немало гениальных прозрений и догадок, которые оказались забытыми, и только теперь ученые начинают исследовать их научными методами.
Вплоть до наших дней в решении этих проблем преобладала редукционистская тенденция, заключающаяся в стремлении свести сложное к простому, целое к его частям. Естественно, что познание обычно начинается с расчленения целого на части, разложения сложного на простые его элементы. Такой аналитический и дифференциальный подход неизбежно приводит к тому, что часть приобретает приоритет над целым, а простое — над сложным. Подобной позиции в методологии науки придерживаются сторонники логического позитивизма и аналитической философии. Критикуя эту позицию, Э. Ласло справедливо замечает, что «мир не состоит из частей», а «представляет собой совокупность взаимосвязанных систем»1. Однако он впадает в другую крайность, отдавая приоритет целому и преуменьшая значение частей в формировании целого.
Наиболее известными защитниками приоритета целого над частями в философии являются сторонники холизма, которые считают определяющим и творческим началом в эволюции мира именно целое, представляющее высшую реальность, которое соответствующим образом непрерывно формирует свои части. Нередко к холистам относят всех тех, кто вообще защищает приоритет целого над частью и существование эмерджентных свойств целого.
Теория систем и синергетика убедительно показывают несостоятельность обеих крайних точек зрения на соотношение части и целого. Во-первых, эмерджентные свойства системы как целого возникают в результате взаимодействия составляющих его- частей. С изменением характера такого взаимодействия частей изменяются и свойства системы. Во-вторых, вновь возникшая система оказывает обратное воздействие на свои части, заставляя их функционировать для достижения об-
щей цели всей системы. Такого рода выводы были сделаны на большом естественно-научном материале и тем самым было доказано, что между частью и целым существует диалектическое взаимодействие. Поэтому их не следует противопоставлять друг другу, а нужно учитывать их взаимосвязь и единство.
Решая проблему взаимосвязи порядка и беспорядка, синергетика, как мы видели, показала, что порядок возникает из беспорядка. В этом смысле характерен заголовок книги И. Пригожина и И. Стенгерс «Порядок из хаоса». В свою очередь порядок может смениться хаосом, который в последнее время рассматривают даже как весьма сложный и запутанный порядок. Таким образом, между категориями порядка и беспорядка также существует диалектическая взаимосвязь.
>-Идеи и принципы системного подхода играют большую роль в формировании научного мировоззрения и современной картины мира. Эта картина в результате новейших достижений науки и современной научно-технической революции коренным образом изменилась. Все больше и настойчивее в наше сознание проникает идея взаимосвязи всех явлений и процессов, происходящих в мире, и сам мир предстает как единый, целостный универсум самоорганизующихся систем.
Основная литература
Рузавин Г. И. Концепция системного метода// Концепции современного естествознания—М.: ЮНИТИ, 1997. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода.—М.: Наука, 1973. Единство научного знания.—М.: Наука, 1988.
Дополнительная литература
Системный анализ и научное знание.—М.: Прогресс, 1978.
Исследования по общей теории систем.—М.: Прогресс,
1969.
Пригожий К, Стенгерс И. Порядок из хаоса.—М.: Прогресс,
1986.
1 Laslo E. The System view to woild.—N. Y., 1972. — P. 4.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 475;