WJICllllUjr ПП JTUiri QVLJ-ltilbW 15 страница

Другая группа средств выразительности речи - это синтаксичес­кие средства (фигуры речи). К ним принято относить: риторичес­кий вопрос (утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса, которое в себе самом содержит ответ и предназначается для активизации внимания и привлечения интереса слушателей), по­втор - многократное повторение одного и того же слова или сло­восочетания с целью выделить или подчеркнуть наиболее суще­ственные места высказывания (разновидность повтора - анафора, т. е. повтор начальных слов, и эпифора, т. е. повтор заключитель­ных слов), антитеза (оборот, в котором для усиления выразитель­ности речи резко противопоставляются противоположные понятия), инверсия (намеренное нарушение обычного порядка слов), града­ция (расположение слов, при котором каждое последующее пре­восходит предыдущее по интенсивности), риторическое восклица­ние (особо эмоциональное утверждение или отрицание, цель которых привлечь внимание аудитории или побудить ее разделить мнение ора­тора).

Для оратора большое значение имеет техника речи, составными частями которой являются: по­становка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (т. е. пра­вильное литературное произно­шение). Суть техники речи - в организации координированной ра­боты дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произноше­ния. Указанная организация обеспе­чивает такие качества голоса, как ^_.звучность, темп, тембр, высота, чет­кость дикции.

Сила голоса оратора имеет очень боль­шое значение для аудитории. Если он говорит чрезмерно громко да еще имеет крикливый голос, то это вызывает раздражение слушающих его людей, и эффект выступ­ления существенно снижается. Если оратор говорит тихо, его могут слышать только находящиеся рядом слушатели, а до остальных суть его речи не доходит, что также вызывает неудовольствие аудитории. Поэтому говорить надо так, чтобы была полная уверенность, что речь не утомляет слушающих и всем хорошо слышна.

Как тихая, так и громкая речь может быть монотонной, что быстро утомляет аудиторию, и она перестает слушать оратора. Поэтому надо стремиться, чтобы речь не убаюкивала слушателей. Для этого постепенно и плавно то повышайте, то понижайте го­лос, делайте его то громким, то тихим.

Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно и в низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках есте­ственного диапазона своего голоса, иначе будет казаться неискрен­ним.

Чтобы добиться звучности голоса, необходимо правильно поста­вить дыхание. Это означает дышать глубоко, включая диафрагму в процесс вдоха и выдоха. Это значит также уметь контролиро­вать свое дыхание, экономно распределяя выдох. У хорошего ора­тора соотношение длительности вдоха и выдоха должно быть в соотношении 1:15 - 1:20.

Многие ошибочно считают, что вдох нужно делать на знаках препинания или по окончании фразы. На одном вдохе можно произнести только короткую фразу. Если вы произносите длинную фразу, то по мере приближения ее конца неизбежно падают сила и звучность голоса. Хорошая подача звука заключается не в том, чтобы на данные звуки затратить тот или иной запас воздуха, а в том, чтобы за ними был обеспечен воздушный столб, непрерывно и с силой подпирающий и выталкивающий их. Поэтому дышать надо часто, поддерживая постоянный запас воздуха, причем вдох следует делать во время естественных (логических) пауз и неза­метно.

Кроме чисто физиологических, есть и психические предпосыл­ки полноты и звучности речи. Это уверенность в себе, душевный подъем, увлеченность предметом разговора. Чем лучше подготов­лен оратор, чем более интересными фактами он располагает, тем увереннее он себя чувствует и, как следствие, тем легче ему при­дать своему голосу звучность и выразительность.

Техника говорения включает в себя и понятие темпа речи, ко­торый характеризуется такими показателями, как быстрота речи, длительность звучания отдельных слов, интервалы и длительность пауз.

Скорость речи весьма разнообразна и зависит от особенностей самого оратора и характера содержания его речи. Большинство ораторов произносят от 120 до 150 слов в минуту.

Торопливость речи, вызываемая робостью, — один из наиболее распространенных и серьезных недостатков. Слишком быстрая речь является следствием полного безразличия оратора к аудитории. Хорошие ораторы никогда не прибегают к скороговорке. Они дают слушателям время, чтобы вникнуть в наиболее содержательные моменты речи.

Вялая речь - порок флегматичных и ленивых людей, которые долго раскачиваются, прежде чем вымолвят слово. Они никак не могут осознать, что слушатель теряет способность следить за смыслом высказывания, прежде чем такие ораторы доберутся до его конца.

Темп речи определяется также и длительностью звучания отдель­ных слогов и самих слов. Слоги, как и слова, подобно гармони, можно растягивать и сжимать. Их гибкость в этом отношении за­висит от их значения и выражаемых ими чувств.

Хорошая речь предполагает умение оратора «держать паузу». Пауза облегчает дыхание, дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти дальше. Она позволяет важным соображе­ниям глубже проникнуть в сознание слушателя. Короткая пауза перед кульминационным моментом речи и после - один из спосо­бов выделить его. Пауза применяется между отдельными элемен­тами мысли (фразами, придаточными предложениями, закончен­ными суждениями). Она также оттеняет наиболее существенные слова.

Главная задача паузы - психологическая. Она нужна для того, чтобы собрать внимание аудитории и дать ей рассмотреть говоря­щего, обеспечив тем самым возможность подготовиться к воспри­ятию его речи. Ему же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение. Паузой можно заинтриговать слушате­лей, а ее отсутствием, внезапным началом речи ошеломить их. В обоих случаях - это психологический прием, цель которого при­влечь внимание, вызвать интерес.

Учеными экспериментально установлено, что интонации и пау­зы способствуют 10-15-процентному приращению информации, вызывая у собеседников ассоциации и предложения.

Однако паузы в речи говорящего не всегда несут смысловую нагрузку. Иной раз они возникают из-за того, что он затрудняется в поисках слова, которое наилучшим образом выразило бы его мысль.

Если перебоев в речи говорящего немного и они отражают по­иски необходимого средства выражения мысли, их наличие не только не мешает аудитории, но порой даже активизирует ее. Однако, когда прерывистость речи очень сильна, это свидетельству­ет либо о незнании говорящим предмета, либо о его чрезмерном волнении, либо о плохом владении словом.

В технике речи большое значение придается работе над дикцией. Многие говорят небрежно, неотчетливо, не разжимая зубов, непра­вильно артикулируя звуки. Это ведет к тому, что искажается слово, а за ним и мысль, аудитория теряет интерес к выступлению, не в силах разобраться в нечленораздельном бормотании оратора.

В обычном разговоре такое произношение допустимо, так как смысл речи подсказывается ситуацией, общей темой беседы, т. е. собеседники понимают друг друга с полуслова. Если же один из них и не понял чего-либо из речи другого, он тотчас же его пере­спросит. Во время выступления перед большой аудиторией пони­мания с полуслова быть не может. Слова должны произноситься четко и ясно, поскольку любое отклонение от норм произношения и ударения переключает внимание аудитории с существа речи на ее форму, тем самым отвлекая от восприятия смысла и раздражая слушающих.

Отчетливость произношения часто зависит от помещения, где выступает оратор. Чем больше пространства, тем речь должна быть медленнее, чтобы все было слышно. Звук не распространяется так быстро, как свет. Для того чтобы звуковые волны не смешивались и не заглушали друг друга, нужно дать время для их распростра­нения. Однако тот, кто обладает четким и ясным произношением, может меньше внимания уделять громкости своего голоса. Речь оратора с хорошей дикцией, даже если он говорит тихо, хорошо слышна в любом помещении.

Наши чувства в речи передаются не только при помощи слов, но и посредством разнообразных интонаций. Иногда именно в интонации кроется истинный смысл сказанного. Психологи выде­лили более 20 интонаций, выражающих различные чувства: ра­дость, удивление, страх, сомнение, негодование, восхищение, зло­ба и т. п. Оратор должен стремиться выразить голосом то чувство, которое соответствует содержанию его речи. О грустном надо го­ворить печальным голосом, о веселом - радостным.

Настроение оратора не всегда соответствует содержанию речи. Это, естественно, находит проявление и в его голосе. Эксперимен­тально доказано, что слушатели не усваивают до 30% интересую­щей их информации, если интонация говорящего не соответствует содержанию его речи. Поэтому выступающий должен научиться сдерживать себя, владеть своими чувствами, думать в момент про­изнесения речи только о ней и своих слушателях, а не о чем-либо другом. Если оратор погружается в содержание речи и забывает обо всем, кроме того, что он говорит, голос его будет звучать ис­кренно и убедительно, отражая те чувства, которые он хотел бы передать своим слушателям.

Итак, мы рассмотрели основной ораторский инструментарий, который может оказаться весьма полезным для бизнесменов и по­литиков, готовящихся к публичному выступлению. Теперь кратко опишем методику и технику его организации.

Подготовка выступления - начальный и наиболее трудный этап. Во-первых, необходимо определить предмет и цель выступления. Выясните, насколько продолжительная речь от вас ожидается.

Уточните, будет ли отведено время для ответов на вопросы слу­шателей и входит ли это время в общее время вашего выступле­ния. Планируйте свою речь так, чтобы точно уложиться в график. Специалисты считают, что выступление продолжительностью свы­ше 20 минут неэффективно. В выступлении должны быть макси­мум 2-3 стержневые идеи, каждая из которых требует для своего развития 5-7 минут. Объем материала и структура выступления должны всегда ориентироваться на это время.

Подготовка материала для выступления обычно проходит три ста­дии: 1) ориентировка в проблеме; 2) сбор материала для самого выс­тупления и 3) подбор материала для заключительного слова, для от­ветов на возможные вопросы, дискуссионный резерв и т. п.

Затем подготовленный таким образом материал распределяется по структурным частям выступления. Обычно в хорошем выступ­лении содержатся 2—3 стержневые идеи. Каждую идею можно изложить в форме мини-выступления, состоящего из четырех час­тей: четкая формулировка идеи; факты, свидетельствующие об ее актуальности и важности; наличие различных мнений и столкно­вение различных точек зрения; практические рекомендации, выте­кающие из реализации идеи. Построенное по этой схеме выступ­ление будет обладать тем, что принято считать наиболее важным в его содержании — четкой постановкой проблемы, конкретными фактическими данными, альтернативностью и практической направ­ленностью.

Готовя текст выступления, следует учитывать так называемый «закон края». Суть его заключается в том, что лучше воспринима­ется и запоминается то, что сказано в начале и конце выступле­ния. Отсюда вывод: если хотите, чтобы слушатели что-то хорошо запомнили, скажите это в начале выступления, а если хотите, чтобы они что-то сделали, сообщите об этом в конце вашей речи.

Традиционный совет для начинающего оратора - писать текст выступления, ибо написанный материал позволяет глубже проник­нуть в проблему, рассчитать время, лучше запомнить содержание речи и потому более уверенно чувствовать себя во время выступ­ления. Что касается более опытных ораторов, то им можно реко­мендовать записывать только ключевые фразы, несущие наиболее существенную смысловую нагрузку. Именно они удерживают вы­ступающего в рамках продуманного заранее материала, спасают от неожиданностей и в то же время дают возможность импровизиро­вать, быть внутренне свободным и текстуально раскованным.

В заключение дадим наиболее общие советы по ораторскому искусству, которые являются кратким обобщением всего ранее изложенного.

1. Выступайте только тогда, когда есть что сказать и когда вы уверены в важности или полезности вашей речи.

2. Не начинайте свою речь сразу, как только вам дали слово. Немного выждите. Дайте слушателям посмотреть на вас секунд 15-20. Затем посмотрите на аудиторию, улыбнитесь и скажите «здрав­ствуйте» .

3. Если вы решили читать речь по бумажке, то читайте так, словно вы говорите с собеседником. Если вы говорите «без бумаж­ки», все равно время от времени зачитывайте короткие справки и цифры, хотя вы и помните их. Это снимет сомнения слушателей в достоверности вашей информации.

4. Речь должна быть ограничена предметом обсуждения и опи­раться на строго проверенные и отобранные факты.

5. Не останавливайте взгляд на отдельных лицах. Помните, что долгий пристальный взгляд оставляет неприятное чувство. Поэто­му скользите взглядом по отдельным слушателям. Это привлекает внимание слушающих и вызывает их расположение.

6. Говорите выразительно, ибо выразительная речь способна передать огромную массу оттенков мысли.

7. Используйте весь запас слов своего лексикона. Старайтесь исключить из своей речи канцеляризмы и вульгаризмы. Избегайте также книжного стиля.

8. Возбуждайте внимание слушателей. Ожидание вызывает ин­терес и эмоции сильнее, чем что-то неожиданное. В начале речи намекните, что главное будет впереди и несколько раз напомните об этом. Надо с первых же слов посадить слушателя на «крючок» интереса, настроить на ожидание сюрприза.

9. Научитесь держать паузу. Это поможет сосредоточить вни­мание на важных мыслях, подчеркнуть неожиданность выводов, обобщить изложенное.

10. Соединяйте слово с жестом. Часто выразительный жест поня­тен без слов. Жесты должны быть скупыми, точными и выразитель­ными. Мимика должна быть умеренной и доброжелательной.

11. Меняйте темп речи. Это придает ей выразительность. Сме­на темпа речи меняет и скорость восприятия, мешая слушателю заснуть. Меняйте также и тон голоса - он должен то повышаться, то понижаться, как поверхность моря. Внезапное повышение или понижение тона голоса выделяет слово или фразу на общем фоне.

12. Говорите громко, внятно, отчетливо, выразительно, но не повышайте голоса без особой необходимости.

13. Стремитесь избегать менторского тона и назидательных ноток в голосе.

14. Имейте в запасе юмористические истории, шутки, байки и анекдоты, которые в трудных случаях всегда вас могут выручить.

15. Всегда старайтесь делать необычайное начало и яркий ко­нец, поскольку лучше всего запоминается то, что находится с краю, т. е. начало и конец выступления. Если все же главные тезисы по логике изложения попадают на середину, следует в конце выступ­ления резюмировать их.

Телефонный разговор

Встретиться с коллегой по партии, партнером или клиентом удает­ся далеко не всегда. Поэтому очень часто нам приходится обра­щаться к телефону. Подсчитано, что деловые люди тратят на теле­фонные переговоры от четырех до двадцати пяти процентов своего рабочего времени. Благодаря телефону повышается оперативность решения огромного количества вопросов, отпадает необходимость посылать письма, телеграммы или ехать в другое учреждение, на предприятие или фирму. Телефонная связь обеспечивает непрерыв­ный двусторонний обмен информацией на любом расстоянии. По телефону проводятся переговоры, отдаются распоряжения, излага­ются просьбы, даются консультации, наводятся справки, и часто первым шагом по пути налаживания деловых контактов является именно телефонный разговор.

При эффективном использовании телефон становится важней­шим компонентом создания имиджа фирмы, политической партии, конкретного человека. Именно от приема, который будет оказан потенциальному партнеру на другом конце провода, от того, как сложится предварительный разговор, во многом зависит, не станет ли он последним. От умения вести телефонные переговоры в конечном счете зависит репутация (как в мире бизнеса, так и среди широких полити­ческих кругов), а также раз­мах деловых операций.

От умения говорить по телефону во многом зави­сит и личный имидж гово­рящего. Ведь при теле­фонном разговоре ваш со­беседник никак не может оценить ни во что вы оде­ты, ни выражения ваше­го лица при тех или иных словах, ни интерьера ва­шего офиса, ни других невербальных средств, которые очень помогают судить о характере общения.

Следует также иметь в виду, что неоправданно частое исполь­зование телефонной связи ведет к тому, что учащаются ошибки, стоящие довольно дорого. Кроме того, телефон, будучи одним из эффективных средств экономии времени, является и одним из самых распространенных его «поглотителей». Таким образом, все вышесказанное позволяет заключить, что знание телефонного эти­кета и рациональных правил ведения телефонных разговоров не­обходимо каждому цивилизованному человеку.

Существуют неписаные правила делового телефонного общения[24]. Они охватывают как обычный телефонный этикет, так и особен­ности делового и политического администрирования. Рассмотрим эти правила применительно к двум случаям: сначала, когда звонят вам, а потом, когда звоните вы.








Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 247;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.