Сущность и целеполагание воспитания
«Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи» - утверждал Аристотель. Воспитание - центральная часть педагогического процесса - представляет собой формирование типологических качеств личности в соответствии с тем идеалом, который задает общество. Воспитательный идеал имеет конкретное историческое и национальное лицо, так, он аккумулирует достижения культуры, отсеивая наносное и выбирая важное. Воспитание – это правила совместного существования, которые люди вырабатывают сообща и принимают к исполнению добровольно. Т. Рузвельт считал, что «воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». Интеллектуальное воспитание – суть обучение, образование – процесс, опирающийся на природные задатки человека. Однако природа не предусмотрела никаких задатков для становления личности воспитанного человека, нормы воспитания целиком и полностью являются следствием общественно-исторического образа жизни, еще раз подчеркивая, что человек био-социальное существо и чтобы быть человеком, мало им родиться, нужно еще впитать определенные средовые воздействия, способствующие становлению личности. При этом А. Экзюпери подчеркивал: «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание».
По своей сути воспитательный процесс является ограничением свободы и возможностей человека, он вводит определенные границы поведения, разумные с точки зрения общества. Этот процесс представляется достаточно сложным для понимания: где кончается воспитание и начинается дрессура, манипуляция? Д.С. Лихачев сказал, что «в основе всех хороших манер лежит одна задача: чтобы человек не мешал человеку и все вместе чувствовали бы себя хорошо». Широко рассматривая его слова, мы можем заключить, что граница между воспитанием и дрессурой, манипулированием, использованием человека пролегает в области целеполагания процесса. Ограничение личной свободы человека является воспитанием, если в основе его лежит благо человека, возможность создания социальной среды, максимально способствующей реализации способностей личности. Таким образом, можно сказать, что воспитание позволяет украсить наши природные дарования качествами личности, способствующими успешному общению. Сегодня ни для кого не секрет, что и наука, и производство достигли такой стадии развития, когда совместимость человека в коллективе становится одной из основных позиций в его деятельности. Как никогда верна поговорка о том, что «один в поле не воин». Имея представление о субъективности психологического отражения, мы понимаем, насколько трудно постичь другого человека, оценивая динамику современной жизни – видим необходимость нахождения общих взглядов и позиций, а воспитание, задающее социально-одобряемые формы поведения, представляется наиболее достойным инструментом решения задачи взаимопонимания.
Вопрос о целеполагании воспитательного процесса только кажется простым. Несмотря на то, что сущность воспитания понимается достаточно определенно, прообраз результата во многом зависит от методологических позиций, занимаемых воспитателями. В современном мире сосуществуют несколько методологических взглядов на организацию и целеполагание воспитания: гуманистическая, прагматическая, реалистическая и идеалистическая концепции, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы.
Гуманистическая концепция настаивает на самоценности человека и считает, что воспитание должно быть направлено на его благо и максимально полную реализацию его способностей. Основным достоинством этой концепции является учет и уважение индивидуальных особенностей человека. Гуманизм обращен к каждому воспитаннику, считая его благо целью преобразования личности. Настаивая на изначальной позитивности человека, концепция гуманизма предлагает принять воспитанника как данность и помочь ему. Понятно, что наиболее уязвимой такая позиция становится, в случае если воспитанник недостаточно требователен к себе. Сложным является и понимание наказаний в рамках гуманизма. Естественно, наказание - крайняя мера в воспитательном процессе, однако по меткому высказыванию А.С. Макаренко «Без наказаний педагог остается незащищенным перед произволом воспитанника».
Прагматическая концепция также исходит из заботы о человеке, но понимает его благо иначе, считая, что важно привить воспитаннику те нормы и правила, которые смогут пригодиться ему для решения насущных проблем. Прагматики склонны предложить воспитаннику для принятия несколько наиболее распространенных поведенческих клише. Цель такого воспитания – создание набора императивных правил, призванных определить поведение в стандартных ситуациях. Положительными сторонами такого воспитательного процесса являются поведенческий стандарт, жесткое закрепление приемлемого образа жизни и доступность мотивации. Слабость прагматической концепции, прежде всего, в ее сиюминутности, спонтанности отсутствии целостного представления об идеале личностного развития, а также в игнорировании сознательной сферы личности и отсутствии мотивов высшего, нравственного порядка.
Реалистическая концепция настаивает на адаптивной модели воспитания. Реалистическое воспитание строится на принципе культуросообразности. Положительной чертой концепции являются хорошие адаптивные характеристики воспитанника. Образ-мишень в рамках этой концепции четко сформулирован и привязан к актуальной ситуации. Наиболее проблемным моментом внедрения подобной концепции является зависимость ценностных ориентиров воспитательного процесса от общественно-исторического контекста, который далеко не всегда нравственно состоятелен.
Идеалистическая концепция предполагает воспитание как путь от природного начала к развитию высшей духовности в человеке. Положительными чертами концепции являются опора на сознательную сферу личности, формирование индивидуальной нравственности, и, в конечном счете, автономного поведения субъекта. При этом духовность не является синонимом религиозности, но и не исключает постижение религии как ценностного ориентира. Идеалистическая концепция наиболее требовательна по отношению к воспитаннику по сравнению с ранее представленными. Жесткое видение идеала, которому, как известно, сложно уподобиться, а можно лишь приблизиться к нему, порождает постоянную неудовлетворенность собой, задающую стремление самосовершенствования. Такая стратегия личностного роста не всегда способствует позитивности и адаптивности этой модели.
Целью воспитания является формирование человека и гражданина, способного адаптироваться к социальным нормам и в то же время понимающего зависимость правил от ситуации, обладающего достаточной силой и уверенностью в себе, что преобразовывать мир следует ради будущего успеха всего человечества. Именно такая зависимость позволяет ребенку понять значение границ в поведении и общении, осознать важность и смысл объединения людей для решения общих задач, научиться и подчиняться, и руководить, а также выработать образ собственной семьи – основы общества будущего. По мнению Г. Спенсера: «Цель воспитания - это образовать существо, способное управлять собою, а не такое, какое могло бы только быть управляемо другими».
Стремясь к достижению цели воспитательный процесс решает три основные задачи: формирование мировоззрения, приобщения к нормам культуры поведения и формирование правильного отношения к труду. Первая задача подразумевает постепенное знакомство ребенка с окружением и выработку у него системы устойчивых, собственных взглядов на мир. Собственных не означает отличных от общечеловеческих, а подразумевает единство с ними, но основанное на разумном, осмысленном и обоснованном принятии их для себя. В рамках этой задачи происходит формирование границы между добром и злом – базиса формировании этических норм, а также представлений о прекрасном и безобразном, что способствует формированию этического идеала. Личное принятие этических норм задает нравственные ориентиры в поведении человека. Формирование эстетического идеала, благодаря субъективности психического отражения, способствует становлению эстетических вкусов, личных пристрастий человека, являющимся «частно выраженным всеобщим». Мировоззрение – устойчивая система взглядов на мир, задающая ориентиры для общения с ним. В одном этом слове все - и гражданственность, и гуманизм, и уважение к природе, и творчество, и созидание – вся палитра самовыражения человека.
Представление о мире и понимание его не является самоцелью, оно должно воплотиться в созидательной деятельности субъекта, а для этого его необходимо снабдить не только теоретическим багажом, но практическими аспектами – умением воплотить задуманное. Приучение к нормам поведения способствует реализации мировоззренческой позиции, раскрытию способностей человека и формированию коллектива единомышленников. Нормативной регуляцией поведения занимается этикет – область знания о правилах должного поведения в определенных ситуациях. В рамках этикета рассматривается несколько отраслей: культура речи (грамотность, правильность, убедительность); культура общения (в отличие от культуры речи рассматривает не одного субъекта, а как минимум двух, делящих ответственность за взаимодействие в целом); эстетика одежды; культура застолья; а также культура поведения в ситуациях, требующих особого благородства манер (посещение театра, ресторана, выбор, преподнесение и прием подарков и т.д.).
Третья задача – формирование должного отношения к труду - подразумевает понимание труда-работы-учебы как естественной, необходимой и приносящей удовлетворение части нашей жизни. Уже в раннем детстве ребенок получает свои первые трудовые поручения и, выполняя их, ощущает себя важной частью большого механизма, начинает испытывать радость и от результата, и от самого процесса труда. Значение труда, деятельности в жизни человека невозможно переоценить – ведь только в труде возможна реализация способностей, а в достигнутом человеком заключается и сам смысл жизни. Однако важна не только цель, но и пути ее достижения. Насколько ужасно считать, что человек работает для «куска хлеба», «из под палки», настолько же тупиковой является стратегия самоистязания для «великой» цели. Если центральным словом трудовой деятельности является «надо», то всегда возникает вопрос: а когда же жить, если большая часть времени занята работой – некой суровой, полной лишений обязанностью? Именно воспитание позволяет нам найти «свою» область деятельности, позволяющую жить и на работе и получать от этого удовольствие ничуть не меньшее, чем от досуга и отдыха. Без любви не будет успешным ни одно дело, а сделать так, чтобы труд и любовь шли рука об руку, помогает воспитание, в том числе и решая профориентационные задачи. Сегодня профессиональное ориентирование переживает не лучшие времена - практически ушли из лексикона современного человека такие словосочетания, как «любимое дело» или «дело по душе», да и понятие «профессия» носит вторичный характер. Однако это не признаки новой эпохи, а свидетельства социального кризиса, преодолеть который можно, только учитывая личностные предпочтения и склонности при выборе профессии. Поиски новых форм и методов профориентационной работы - не единственная проблема в сфере воспитания. Нельзя не отметить, что современная педагогика находится в поиске воспитательного идеала. На протяжении значительного времени системообразующим стержнем воспитательного процесса являлась декларируемая правящей элитой идеология, затем в результате социальных преобразований старая система представлений о воспитательном идеале была разрушена. Современное воспитание кидает в крайности: от анархии и отрицания необходимости регламентации поведения до отождествления религиозности и духовности. Конечно, этот вопрос не прост, однако, проследив историю развития педагогики, можно заметить, что качества личности, выделяемые как социально-одобряемые в библейских заповедях, находят свое отражение в добродетелях Бенджамина Франклина и в моральном кодексе строителя коммунизма.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 929;