Понятие личности. Структура личности. Темперамент и характер. Мотивы, ценности и установки.
10.1 Понятие «личность»
Понимание личности является достаточно сложным и неоднозначным. Безусловно установленным можно считать, что личность - это сравнительно поздний продукт взаимодействия человека как представителя биологического вида и его социального окружения. Человек не рождается личностью, однако сказать, когда заканчивается становление личности, с полной уверенностью нельзя. Различные психологические научные школы и даже их отдельные представители имеют на этот вопрос отличные точки зрения. Например, в представлении А. Адлера, личность складывается в дошкольном возрасте, и затем с ней уже не происходит значительных изменений. По мнению К.Г. Юнга, личность заканчивает свое формирование не ранее чем к среднему возрасту, т.е. к 40 годам. Представители биологических концепций связывают окончание личностного развития с формированием головного мозга, как основы психики, и принимают таким возрастом 20-25 лет. Классическая психология утверждает, что возраст совершеннолетия (18 лет) говорит о наступлении личностной зрелости и принятии человеком всей ответственности за свои поступки.
Важным является и понимание назначения формирования личности. Как было показано в курсе педагогики, личность есть «частно выраженное всеобщее», т.е. индивидуальное отражение в каждом конкретном человеке общей социальной тенденции. Личность – делает человека неповторимым и, в тоже время, узнаваемым. Она одновременно и показатель стабильности поведения и индивидуальной творческой окраски даже самых простых действий.
Личность – продукт социума, в нем она развивается и проявляется и только в нем она необходима. Для общения с другими людьми необходимо взаимопонимание, соблюдение общих правил и норм сосуществования. Именно эту тенденцию и отражает становление личности, которое происходит в процессе социализации – т.е. приобщение человека к нормам и ценностям общества. Такое приобщение формирует поведение и деятельность человека, опираясь на предоставленные обществом образцы. Получается, что общество от каждого из нас ждет примерно одинакового поведения, такого, которое возможно предсказать и, таким образом, сделать общение более комфортным. В определенных социальных ситуациях мы ожидаем от человека определенного поведения, которое учитывает интересы других людей. Если наши ожидания оправдываются, то мы говорим, что человек воспитан – он понимает нормы социума и выбирает образ жизни и деятельности в согласии с ними. Возможно, именно это и говорит о законченности личностного формирования. При этом необходимо учитывать, что предсказуемость поведения делает комфортным и пребывание самого человека в обществе. Такая предсказуемость позволяет говорить о том, что человек в социальных контактах идет по проторенной дороге, хорошо осознавая цели пути. Удобно и ему и удобно и с ним. Однако, когда мы не утверждаем, что для взаимопонимания необходимо приобрести одинаковые взгляды, установки и ценности. Они не могут стать полностью идентичными из-за субъективности психического отражения. Каждый человек, являясь несколько кривым зеркалом, по-своему отражает общечеловеческую идею, таким образом, понятие личности отражает одновременно и черты общечеловеческого (похожего) и черты индивидуального преломления этого непохожего. Нет и не может быть одинаковых личностей, но каждая личность отражает одну и туже идею – взаимодействия с другими людьми с целью максимальной реализации способностей. Наверное, можно сказать, что человек действительно стал личностью, если он делает то, чего ожидает от него общество, внося в эту деятельность элементы своей неповторимой индивидуальности и получая от этого удовольствие.
Структура личности
Психологическое рассмотрение теории личности имеет два методологических основания: теория черт и теория типов. Сторонники теории типов предполагают, что соотношение похожего и непохожего в личности позволяет разделить людей на определенные типологические группы, подразумевая за каждой группой определенный комплекс личностных свойств. Теория черт, напротив, утверждает, что для анализа личности, возможно, предложить выделение определенных черт, которые в личности каждого конкретного человека приобретают неповторимые комбинации сочетаний, что не дает возможности выделить типичное.
В рамках теории типов принято деление людей по темпераментам, а в соответствии с теорией черт становится возможным выделение определенных черт характера, как устойчивых отношений человека к определенным процессам и событиям.
В рамках названных методологических оснований существует значительное количество различных концепций и теорий личности. В большинстве своем они отражают содержание наиболее распространенных направлений психологических исследований психодинамического, экзистенциально-гуманистического и поведенческого (бихевиоризма).
Психодинамические теории личности.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) в рамках психоаналитической теории выработал представление о структуре личности, состоящей из трех составляющих, которые находятся в определенной связи с уровнями психики. Уровни психики: сознание, предсознательное и бессознательное. Сознание является относительно небольшой частью психики и включает то, что мы осознаем в данный момент, а затем погружается на неосознаваемые уровни по мере того, как внимание человека перемещается на другие объекты. Предсознательное – часть бессознательного, легко становящаяся осознаваемой - мост между сознанием и бессознательным. Бессознательное – основная часть психики, из которой произошло и формируется все в психике: примитивные побуждения, забытые или удаленные эмоции и воспоминания, подавленные желания – которые вытесняются защитно-личностным механизмом – цензурой. Цензура не допускает перехода в сознательную сферу нежелательных для сознания бессознательных импульсов. Они могут появиться в сознании в обход цензуры в завуалированной форме, например, в снах, описках и оговорках.
Инстинкты - движущие силы личности. Все потребности и желания, лежащие в основе поведения человека, Фрейд разделил на две группы: инстинкты жизни (Эрос) и инстинкты смерти (Танатос). Инстинкты имеют источник энергии: Эрос – либидо. Запасы психической энергии как и физиологические резервы не безграничны, энергия количественно измерима и подвижна.
Структура личности: «Id» («Оно» – бессознательное), «Ego» («Я»- сознание) и «Superego» («Сверх-Я» – сверхсознание). Поведение человека определяется взаимодействием этих трех систем.
«Оно» – первоначальная структура личности, содержит энергию для себя и других структур, мир субъективного опыта, старается уменьшить психическое напряжение, обеспечивая психические процессы, направленные на достижение удовольствия и избегание боли. «Я» - получает энергию от подсознания и находится в контакте с внешним миром, осознает и накапливает в памяти соответствующий опыт, обеспечивая адаптивный характер деятельности. «Оно» формирует потребности, а «Я» корректирует их с точки зрения реальности возможностей. В тех случаях, когда «Я» не может справиться с тревогой и страхом, оно прибегает к механизмам своеобразного искажения восприятия человеком реальной действительности – механизмам психологической защиты. «Сверх-Я» - внутреннее сосредоточение традиционных общественных норм и ценностей, нравственное начало личности. Осуществляет коррекцию побуждений с точки зрения допустимости, отождествляя систему ценностей и идеалов. Все три системы личности борются за запас психической энергии. В зависимости от того, какая система оказывается наиболее сильной, можно говорить, каким является ведущий импульс человека: это может быть «голос совести» - «Сверх-Я», или сфера потребностей, скорректированная лишь возможностями, что, по выражению Фрейда, отвечает состоянию, когда «лошадь управляет всей повозкой».
Многочисленные ученики З. Фрейда критиковали его за излишнее внимание к сексуальным аспектам и построение на этой основе концепции личностного развития, поэтому в рамках психоанализа возникло много ревизионистских концепций к ним, в частности, аналитическая психология К.Г. Юнга. Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психолог и психиатр, был одним из первых учеников Фрейда, который отмежевался от своего учителя. Синтезируя учение Фрейда с собственным знанием мифологии и философии, Юнг постулировал существование не только личного, но и коллективного бессознательного. Наиболее известен как создатель типологии личности, классифицированной по преимущественной направленности человека на внешний мир и общение (экстраверт) и внутренний мир и самооценку (интроверт).
По Юнгу психика включает три уровня: сознание, личное и коллективное бессознательное. Определяющая роль в структуре личности отводится коллективному бессознательному, которое имеет врожденный характер и образуется из следов памяти, оставленных всем прошлым опытом человечества. Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов – прообразов общих для всех людей направлений идей, обобщенного опыта предков. Это не воспоминания и образы как таковые, а предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении некие универсальные стереотипы восприятия, мышления и действия в ответ на определенные события. Количество архетипов не ограничено. В структуре личности Юнг выделил Сознание, Индивидуальное бессознательное и Коллективное бессознательное. В структуре сознания два слоя: образ «Я» для других, развернутый во внешний мир, ориентированный на восприятие окружающими –«Персона», и собственно Я – внутренний образ себя – «Эго». «Персона» – архетип конформности – маска, публичное лицо. «Эго» более глубокие слои сознания, образованные из личного опыта. Индивидуальное бессознательное складывается из переживаний, которые были осознанными, а затем забылись или были вытеснены. Оно включает архетипы «Тень», «Аниму» или «Анимуса» и «Самость». В архетип «Тени» вытесняется то, что человек считает в себе низким, недостойным или аморальным. Тень – центр индивидуального бессознательного, в нем робкий храбр, добрый – зол. «Анима» и «Анимус» – вытесненные из сознания нежелательные представления о себе как о мужчине или женщине, они становятся прообразом идеальной женщины для мужчины (Анима) и наоборот. Мать для мальчика, отец для девочки оказывают значительное влияние на формирование этих архетипов и влияют на выбор партнеров. Однако не стоит напрямую отождествлять идеал с родителем, многое зависит от взаимоотношений в семье, так, в сложных случаях идеал может соответствовать анти-образу родителя противоположного пола. «Самость» – внутренний руководящий фактор целостной личности, некоторая идеальная личность, она объединяет и примиряет сознание и подсознательное. Развитие «Самости» - главная цель человека, хотя большинству людей самость не знакома, они считают центром личности «Эго». Архетип «Самости» не реализуется до тех пор, пока не наступит гармонизация всех аспектов души, а к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Процесс становления личности человека Юнг рассматривает как процесс установления связей между «Эго» и «Самостью».
Индивидуальная психология. Альфред Адлер (1870-1937)- был вторым учеником Фрейда, отошедшим от своего учителя. Он предпринял попытку социологизации учения Фрейда, выступал против разделения личности на три инстанции. Полагал, что детерминантой развития личности является «воля к власти», которая с рождения присутствует в человеке. Представления Дарвина о борьбе за превосходство как о средстве выживания наиболее приспособленных и гибели неприспособленных сначала были полностью приняты Адлером, а затем их сменила мысль о том, что физическая и / или психическая неполноценность, наоборот, нередко является стимулирующим фактором в борьбе за выживание. Человек стремится найти способы для преодоления чувства неполноценности и прибегает к различным видам компенсаций. Именно из чувства слабости и неполноценности ребенка по отношению к миру взрослых развивается специфический для каждого человека стиль жизни. «Воля к власти» по Адлеру - это социальное чувство – стремление улучшить себя, развить свои способности. Стиль жизни, по Адлеру реализуется в трех сферах – работе, дружбе и любви и прочно складывается в дошкольном возрасте, затем возможны только совершенствования основной структуры. Адлер определил следующие типы личности: управляющий, берущий, избегающий и социально полезный. Только последний отнесен автором к социально зрелым.
Теория отчуждения. Эрих Фромм (1900-1980) - считается наиболее социологизированным теоретиком неофрейдизма. Фромм полагал, что образовалось огромное противоречие между свободой и безопасностью и именно оно ставится причиной основных трудностей в жизни современного человека. Человек, по мнению Э. Фромма, изначально стремившийся к свободе, получив ее, став индивидуальностью, теряет связи с окружением, становится одинок и преодолевая свое одиночество бежит от свободы. Э. Фромм выделяет несколько стратегий такого бегства: садизм и мазохизм – агрессия направленная к себе или вовне, конформизм – приспособление к другим людям и условиям жизни; Фромм выделил пять типов характера, которые формируются под влиянием социума: рецептивный тип – убежден, что все хорошее находится вне его самого, оптимист; эксплуатирующий тип – негативные черты – агрессивность, эгоизм, позитивные черты - уверенность в себе, чувство собственного достоинства; накопительский тип - тенденция к овладению; рыночный тип – убежден, что личность - это товар; продуктивный – независим, честен, спокоен, ориентирован на социально-полезную деятельность. Только последний, по Фромму, идеальное состояние человека. Э. Фромм, вслед за Фрейдом сформулировал идею о двух типах людей с некрофильной и биофильной ориентацией: первые холодны, подвержены закону и порядку, живут прошлым и никогда не живут будущим, им всегда «было лучше», однако осознание этого приходит только вместе с уходом хорошего в прошлое; биофильноориентированных отличает любовь ко всему живому, тенденции интеграции, личностного роста, объединения, они живут настоящим и фиксируют ощущение радостного переживания момента как актуальное состояние «здесь и сейчас». Преобладание того или иного вида ориентации определяет образ жизни человека.
Трансактный анализ. Эрик Берн (1902-1970) – американский психолог и психиатр. Разработал оригинальное направление как в теоретической психологии так и в психотерапевтической практике, развивая идеи психоанализа. Э. Берн сосредоточил внимание на межличностных отношениях, лежащих в основе человеческих трансакций. Он выделил три эго-состояния: «взрослый», «родитель», «ребенок». В каждый данный момент взаимоотношения с другими людьми индивид находится в одном из этих состояний. Определенное место Берн отводит понятию «игра», используемому для обозначения всех разновидностей лицемерия, неискренности, других негативных приемов, имеющих место в отношениях между людьми. Становление личности понимается им как освобождение от этих игр, навыки которых усваиваются в раннем детстве, и научение человека честным, открытым и психологически выигрышным формам трансакций.
Теории личности в бихевиоризме
Постулаты поведенческой психологии изначально были сформулированы как альтернатива неудачам в классической ассоциативной психологии. Ее интроспективный метод исследования психики не удовлетворял научным критериям, так как давал нестабильные и неповторяемые результаты. Поэтому бихевиористы предложили рассматривать только те явления в психике, которые могут быть зарегистрированы и повторены в условиях лабораторного эксперимента. Таким внешним проявлением психики является поведение.
Бихевиоризм – направление в психологии, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику и личность к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Бихевиоризм возник в 30-е гг прошлого века в США и окончательно оформился в 50-гг. В 30-е гг очевидной становится необходимость учитывать в регуляции поведения не только роль внешней, социальной среды, но и отношение к ней индивида: его мотивы, настроения установки. Американский психолог Роберт Вудворте (1869-1962), один из разработчиков учения о мотивации, образно говорил, что можно управлять движениями людей, только управляя их желаниями. Он модернизировал известную схему «стимул-реакция» включив в нее промежуточное (медиаторное) звено, т.е. побудительные и познавательные факторы.
Эдуард Чейс Толмен (1886-1959) пришел к выводу, что связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредованы психическими процессами данного вида, зависящими от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула. Он выделил три главные группы таких «промежуточных переменных»: потребностная система, система ценностных мотивов (предпочтений одних объектов другим) и переменные бихевиориального поля (ситуация, в которой совершается действие). Такие промежуточные переменные, как цели, намерения, гипотезы и др. формально являются функциональными эквивалентами сознания, но вводятся как «конструкты», о которых следует судить исключительно по свойствам поведения. Толмен заключил, что поток сигналов из внешней среды преобразуется мозгом в своеобразные «когнитивные карты-схемы» (или образы ситуаций), которые помогают определять адекватные действия при изменяющихся условиях ситуации. Эти карты создаются внешне незаметно (латентное научение) и отражают значение различных стимулов и существующих между ними связей.
Теории личности в рамках гуманистического направления в психологии
Теория самоактуализации. Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970). Маслоу считал, что психоанализ хорош для анализа психопатологии, но совершенно не пригоден для объяснения поведения здоровых, успешных людей. Исследование Маслоу основано на изучении биографий здоровых, наиболее одаренных творческих личностей. Он отметил, что в его выборке «лучших из лучших» не оказалось абсолютно идеальных людей, однако их всех отличала определенная особенность, названная самоактуализацией. У Маслоу понятие «самоактуализации» определяет стремление к наиболее полному использованию своих талантов и возможностей. Маслоу полагал, что самоактуализация является высшей потребностью человека, реализация которой возможна после того, как произойдет удовлетворение потребностей более низшего порядка – в уважении, любви и принадлежности, безопасности и также физиологических потребностей, которые вместе собираются в знаменитую пирамиду потребностей. Маслоу полагал, что общество должно изыскивать пути для самоактуализации граждан. Он понимал, что общество не в силах позаботиться о каждом, такая всеобщая самоактуализация возможна лишь в утопическом обществе, которое Маслоу назвал Эупсихеей.
Феноменологическая теория личности. Карл Рэнсон Роджерс - (1902-1987) предполагал, что человек по своей природе добр и сущность его ориентирована прежде всего на движение к позитивным целям. Любой человек стремится к самореализации своего врожденного потенциала. Роджерс, как и Маслоу, считал, что главным жизненным мотивом поведения человека, является тенденция к самоактуализации, а все остальные мотивы объясняются только стремлением сохранить себя для развития и актуализации. Реальным для человека, его мыслей и чувств, является только то, что существует в пределах его внутренних координат – в восприятии феномена. Каждый человек реагирует на события в соответствии с тем, что он чувствует, в субъективно воспринимаемый данный момент. Поскольку разные люди одну и ту же ситуацию могут воспринимать диаметрально противоположно, феноменологическая психология отстаивает доктрину, согласно которой психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они видятся, воспринимаются конкретными людьми. В психологии исследуется именно эта психологическая реальность, а объективную реальность он считает предметом изучения философов. Самым значительным элементом психологической реальности человека является его самость, или Я -концепция. Я - концепция – это система взглядов человека на свою сущность, на то, что он из себя представляет. Кроме истинной самости (Я –реальное – каким является человек на самом деле) и идеальной самости (Я-идеальное – каким хотел бы представляться другим), Я-концепция может включать еще целый набор Я-образов ( каким представляется другим в рамках конкретной социальной роли): родителя, супруга, студента, музыканта, руководителя и т.д. Роджерс полагает, что человек стремится к согласованию поведения с Я-концепцией. Все переживания, которые согласуются с Я-концепцией, хорошо осознаются и точно воспринимаются, и наоборот переживания, находящиеся в конфликте с Я-концепцией к точному восприятию не допускаются. Адекватное восприятие действительности Роджерс связывает с конгруэнтным личностным состоянием, которое диагностируется в том случае если все Я-образы находятся в тесном взаимодействии (идеальное состояние близко к реальному и соответствует образам ситуации, если же состояния Я-концепции удалены друг от друга – регистрируется не конгруэнтность личности – состояние невроза).
Какие же параметры необходимо указать, чтобы охарактеризовать личность человека? Здесь тоже нет единого мнения. Мы выделим следующую структуру личности: задатки, способности, темперамент, характер, мотивы, ценности и установки. О задатках и способностях рассказано в лекции 4. Напомним, что задатки являются врожденной характеристикой, а способности приобретаются в процессе жизнедеятельности.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 657;