Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе
Поведенческие | Словесные | Эмоциональные |
Любые внезапные изменения в поведении и настроении | Уверения в беспомощности и зависимости от других | Амбивалентность |
Склонность к неоправданным рискованным поступкам | Прощание | Беспомощность, безнадежность |
Чрезмерное употребление алкоголя или таблеток | Разговоры или шутки о желании умереть | Переживание горя |
Посещение врача без очевидной необходимости | Сообщение о конкретном плане суицида | Признаки депрессии: нарушение сна или аппетита, повышенная возбудимость, отгороженность, неудовлетворенность, печаль, грусть |
Нарушение дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе | Высказывания самообвинения | Несвойственная агрессия или ненависть к себе, гнев, враждебность |
Расставание с дорогими вещами или деньгами | Двойственная опека значимых событий | Вина или ощущение неудачи, поражения |
Приобретение средств для совершения суицида | Медленная, маловыразительная речь | Чрезмерные опасения или страхи |
Подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовления к уходу | Высказывания самообвинения | Чувство малозначительности, никчемности, ненужности |
Пренебрежение внешним видом, аккуратностью в быту | Рассеянность или растерянность | |
«Туннельное сознание» |
Ряд исследователей считают, что наибольшую значимость для прогнозирования суицидальной опасности имеют значение следующие факторы (в порядке убывания меры информативности): 1) восприимчивость, впечатлительность; 2) гипореактивный эмоциональный фон в период конфликтов; 3) низкий уровень самооценки; 4) стремление к уединению, замкнутость; 4) уход от неблагоприятных (нагрузочных) ситуаций; 5) примитивность, незрелость суждений; 6) переживание физического отставания; 7) снижение толерантности к фрустрациям; 9) служебные конфликты; 10) изоляция, отвержение от социального окружения; 11) затруднения в перестройке ценностных ориентаций; 12) предшествующие суицидальные высказывания. По мнению авторов, при завершенных суицидах встречались следующие типы акцентуаций характера – астеноневротический (50,9%), инфантильно-незрелый (21,8%), сенситивный (10,9%), эмоционально-зависимый (9,1%) и ограниченно-комформный (7,3%).
Одним из наиболее часто встречающихся факторов, способствующих покушению на самоубийство, является депрессия. Она может быть следствием потери объекта любви и сопровождаться печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Могут появиться такие психосоматические симптомы, как потеря аппетита, расстройство сна, усталость, снижение сексуального интереса. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно. Часто ее стараются скрыть за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением - правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями.
Риск самоубийства более высок среди молодых людей, увлекающихся наркотиками или алкоголем. Употребление алкоголя или наркотиков повышает вероятность действий, совершаемых под влиянием внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть наступает при передозировке и является непреднамеренной.
Стресс также может стимулировать суицидные намерения. Результаты исследований показывают, что лица, принадлежавшие к группам повышенного риска совершения самоубийства, имели много сомнительных знакомств, отличались низким уровнем самооценки и большим количеством стрессовых ситуаций.
Отчасти причиной стресса может послужить тяжелая домашняя обстановка. Стрессовые ситуации могут возникать и в повседневной жизни: трудности с учебой, колебания при выборе профессии, попытки найти свое место в обществе, конфликты на сексуальной почве (особенно без эмоциональной близости) и чувство неуверенности в себе - все эти факторы способствуют возрастанию напряженности.
Неуверенность в будущем также свойственна покушающимся на самоубийство молодым людям. Они, как правило, ничего не ждут от будущего и смотрят вперед без надежд и реальных планов. В настоящем же они видят только дискомфорт и страдание.
Некоторые склонные к самоубийству молодые люди характеризовались как незрелые личности, слабо контролирующие свои эмоции.
Склонные к самоубийству молодые люди отличаются слабым уровнем идентификации своей личности, а ведь идентификация необходима для обретения чувства собственного достоинства, осмысленности существования и целеустремленности.
Самоубийство может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые молодые люди страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Другие угрожают самоубийством, отчасти из-за ожидаемой вины, когда голоса призывают к внешней агрессии. Для подавляющего большинства совершивших самоубийство подростков были характерны длительные периоды неуравновешенного поведения с проявлением признаков и симптомов психического расстройства, особенно депрессии, и употребление наркотических веществ.
Важными эмоциональными компонентами причин самоубийства являются чувство вины и (или) страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Девушкам может показаться, что они беременны. Их попытки покончить с собой являются способом наказать себя или своего молодого человека. Чувство вины и стыда из-за внебрачной беременности - сильный мотивационный фактор для совершения самоубийства.
Самоубийства молодых людей часто связаны с проблемами в межличностных отношениях. В таких случаях самоубийство становится актом агрессии, направленным внутрь, на самого себя, вместо убийства противника как акта агрессии, направленного наружу. Забеременев, девушка может попытаться отомстить молодому человеку, совершив самоубийство (внутренняя агрессия), чтобы таким образом заставить его почувствовать вину, или же убив его самого (внешняя агрессия). Из всех агрессивных действий, на которые способны люди, самоубийство (иногда) - одно из самых экстремальных. Это акт насилия, направленный против любимых людей, общества, а также против самого себя. Близкие самоубийцы всегда остаются в недоумении, где они совершили ошибку.
Мотивы суицидального поведения кроются в трансформации личностной структуры, вызванной воздействием на нее различных внутренних или внешних факторов высокой интенсивности. К внутренним факторам мы можем отнести смену мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, осознание некоторых экзистенциальных проблем и многие-многие другие. Внешними же факторами можно считать воздействие культурного, социального окружения, изменения в материальной обеспеченности, а также потеря привычных индентификаций с собственным телом и другие. Нужно, однако, заметить, что границы влияния внешних и внутренних переменных на индивида весьма условны и нередко сменяют или дополняют друг друга.
Таким образом, мы имеем все предпосылки для того, чтобы предположить, что суицидальный кризис не имеет своего собственного места в классификации кризисных состояний и является пиковым выражением наиболее интенсивных личностных кризисов.
Более того, не во всех случаях кризисов можно наблюдать суицидальное поведение. Наиболее частым это явление становится в период протекания так называемой «негативной дезинтеграции» в структуре личности. В отличие от позитивной, в негативной дезинтеграции практически отсутствуют потенциальные возможности для личностного роста.
Роберто Асаджоли утверждал, что на пути к достижению полного духовного сознания человек может проходить через пять критических стадий: кризисы, предшествующие духовному пробуждению; кризисы, вызванные духовным пробуждением; спады вслед за духовным пробуждением; кризисы на стадии духовного преображения и состояние, именуемое «темная ночь души».
Однако же, когда духовный кризис приводит таких людей к сущностному пониманию их смертности, они могут начать испытывать невероятное сопротивление, а многие приходят к внезапному осознанию непрочности жизни. Такое открытие может опустошить людей, не склонных или неготовых столкнуться со своим страхом смерти, но оно может стать освобождающим для тех, кто готов принять факт своей смертности, так как полное принятие смерти может освободить их для того, чтобы насладиться каждым мгновением жизни.
Однако для многих людей, переживающих духовный кризис, это осознание становится болезненным и настолько неожиданным, что может подтолкнуть к абсурдному, казалось бы, решению - уйти из жизни. Вот почему представляется важным проведение психотерапевтической работы с людьми, находящимися в состоянии психодуховного кризиса, с целью интеграции их отношения к смерти.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 4019;