Исторический обзор суицидального поведения
Исторический обзор суицидального поведения необходим, чтобы понять его смысл и значение для человека и общества. На протяжении истории они существенно изменялись, так же как и моральная оценка самоубийства (грех, преступление, норма, героизм), в зависимости от этапа исторического развития общества и преобладавших социальных, идеологических и этнокультурных особенностей.
В традиционных, так называемых примитивных, культурах на смерть смотрели двойственно. Для человека смерть могла быть плохой или хорошей. Плохая смерть обычно связывалась с самоубийством.
На определенных этапах древнеегипетской цивилизации отношение к суициду было вполне толерантным.
Греко-римская культура относилась к самоубийствам неоднозначно. Самоуничтожение было связано с пониманием греками и римлянами свободы, являвшейся одной из основных идей их философской мысли. В понимании пифагорейцев суицид считался мятежом против установленной богами почти математической дисциплины окружающего мира. Аристотель рассматривал самоубийство как проявление трусости и малодушия. Эпикур и его ученики рассматривали суицид возможным и даже желательным. Стоики утверждали, что если обстоятельства делают жизнь невыносимой или наступает пресыщение, следует добровольно расстаться с ней. Платон и Сократ занимали промежуточную позицию.
В императорском Риме под влиянием философии стоицизма возникла приподнятая патетика смерти. Суицид не считался большим злом.
Иудаизм рассматривал жизнь как непреходящую ценность и к самоубийству относился отрицательно.
В японской культуре суицид носит ритуальный характер и окружен ореолом святости. Это определяется религиозными традициями синтоизма и национальными обычаями, регламентировавшими ситуации, в которых суициду нет альтернативы.
В исламе самоубийство было тяжелейшим из грехов и решительно запрещалось Кораном. Тем не менее, идеологические установки вполне поощряли героические самоубийства во имя отечества и Аллаха.
В Древней Индии к самоубийству относились двояко: с пониманием, если оно было связано с «освобождением» и «жертвоприношением», и с осуждением, если оно носило бытовой характер.
Буддизм категорически отвергает самоубийство. Правда, в отдельных случаях сторонники хинаяны допускали ритуальные убийства.
В христианстве четкое отношение к самоубийствам сформировалось не сразу, а лишь в IV веке. Христианство относит самоубийство к семи смертным грехам наряду с унынием, алчностью, завистью, чревоугодием, высокомерием, тщеславием на том хотя бы основании, что порок предполагает выход за пределы всех мыслимых и немыслимых установленных (Богом или культурой) человеческих границ и пределов.
Сегодня большинство христианских конфессий отрицают суицид, но на практике стремятся проявить толерантность и учитывать глубинные психологические причины и социальные факторы самоубийств.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 455;