Теории и концепции формирования аддиктивного поведения

На сегодняшний день общепризнанным считается, что аддиктивное по­ведение является не столько проблемой психологического, медицинского ха­рактера, сколько проблемой социальной, так называемой социальной болез­нью.

Addiction— по-английски пагубная привычка, страсть к чему-либо, порочная склонность. Аддиктивным поведением (addictive behavior) стали называть злоупотребле­ние различными веществами, включая алкоголь и курение табака, изменяю­щими психическое состояние человека до того, как от них сформировалась физическая зависимость. А.Е. Личко распространил этот термин и на случаи без индивидуальной психической зависимости. Термин «аддиктивное пове­дение» указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведе­ния.

Однако анализ аддиктивного поведения в социальном контексте требует привлечения социологического знания. Понятие «поведение» пришло в со­циологический тезаурус из психологии. В справочной литературе поведение личности понимается как внешне наблюдаемый процесс взаимодействия личности с окружающей средой, опосредованный ее активностью, прояв­ляющийся в отдельных поступках и действиях, взятых в их определенной по­следовательности. Необходимо различать «поведение», «действие», «ак­тивность» и «деятельность».

Под «действием» понимается рационально обоснованный поступок, ко­торый имеет ясную цель, осознанные методы и средства. Деятельность, в свою очередь, представляет собой совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом в различных сферах и на различных уровнях орга­низации обществ, направленную на достижение определенной социальной цели и использующую соответствующие социальные средства.

Философы признают, что деятельность человека сформировалась на ос­нове биологического поведения, но с появлением сознания и целеполагания поведение превращается в деятельность. Любое проявление активности, со­провождаемое сознанием, представляет собой деятельность. В социологии понятие «деятельность» появилось благодаря работе американского социолог Дж. Хоманса «Социальное поведение», где деятельность относится к тому, что люди делают в данной ситуации.

Активность человека выполняет две важные функции: 1) воздействуя на окружающий мир и преобразуя его, она служит средством удовлетворения потребностей индивида; 2) она является средством выражения и развития знаний, умений, способностей личности. Эти функции слиты воедино в каж­дом акте человеческой деятельности. Первую из названных функций актив­ности выполняет деятельность, вторую - поведение. Они являются двумя сторонами единой активности человека.

Итак, в отличие от деятельности поведение не целенаправленно, оно си­туативно. Важнейшая особенность поведения по сравнению с деятельностью заключается в том, что оно носит личностный характер. Именно в поведении проявляется личность человека. Поведение - это осознанная или неосознанная реакция на внешние и внутренние изменения, оно не тождественно деятельно­сти, так как является лишь внешне фиксируемой стороной деятельности, кото­рая предполагает возможность свободного целеполагания.

Социальное поведение представляет собой фундаментальную категорию социологической теории, используемую при изучении внешне выраженного взаимодействия индивида, группы индивидов, общества в целом с окружаю­щей природной и социальной средой. Это совокупность человеческих пове­денческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социаль­ных потребностей, возникающих в порядке реакции на окружающую соци­альную среду.

Концепция социального поведения начала формироваться в 20-х гг. XX в. и развивалась в рамках позитивистской социологической ориентации. Данная концепция относится к эмпирическому направлению в социологии, которое стремиться создать научно точную социологию через выделение со­циального поведения как особого рода общественное явление, при этом под социальным поведение подразумевается определенная сторона деятельности и взаимодействия индивидов и социальных групп. На основе парадигмы социального поведения развиваются концепции психологического редукцио­низма (социальное поведение сводится к психологическому) и теории обмена (социальный бихевиоризм и теория социального действия). Т. Парсонс, один из разработчиков концепции социального действия, рассматривал социаль­ное поведение как неизбежно включающее ориентацию на ценности, подчер­кивая нормативный аспект общественной жизни.

Функционализм и социальный бихевиоризм по-разному интерпретируют социальное поведение. Представители функционализма объясняют поведе­ние как феномен, детерминированный социальной (а в частности ролевой) структурой общества. Американский социолог Р. Линтон определяет соци­альное поведение, соответствующее статусным ожиданиям, как социальную роль. Р. Мертон ввел категорию «ролевого комплекса», то есть системы ро­левых ожиданий, которые определяются данным статусом. Н. Камерон, представитель социального бихевиоризма, требовавшего строить исследова­ния поведенческих процессов на базе достижений психологии, попытался обосновать идею ролевой детерминированности психических расстройств, считая психическое заболевание неправильным исполнением своих социаль­ных ролей.

В научной литературе выделяют следующие уровни социального пове­дения субъекта:

- поведенческие акты - это реакция субъекта на актуальную предметную ситуацию, специфические и быстро меняющиеся воздействия окружающей реальности;

- привычные действия и поступки, основанием которых выступает дос­тижение соответствия между социальной потребностью субъекта и социальной ситуацией. Действие - процесс, подчиненный представлению о том результа­те, который должен быть достигнут, то есть процесс, подчиненный созна­тельной цели. Поступок - это действие, которое воспринимается и сознается самим действующим субъектом как общественный акт, как проявление субъ­екта, которое выражает отношение субъекта к другим субъектам, человека к человеку, человека к группе;

- системная последовательность действий и поступков в той или иной сфере жизнедеятельности, направленных на достижение не ситуативных, а отдаленных, проективных целей;

- уровень целостного поведения личности, связанный с реализацией жиз­ненных целей. Четвертый уровень полагается как высший, ориентированный на отыскание механизмов превращения идеального в реальное.

Под аддиктивным поведением в отечественной литературе понимают одну из форм деструктивного поведения, выражающуюся в уходе от реальности посредством изменения психического состояния, что может быть достигнуто разными способами.

Аддиктивное поведениезлоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания. В более широком смысле аддиктивное поведение рассматривается как один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.

Аддиктивное поведение рассматривается как аутодеструктивное поведение в связи с зависимостью от определенной активности или употребления каких-либо веществ с целью изменения психического состояния, переживаемое как непреодолимая тяга к объекту аддикции и невозможность представления жизни без данного объекта. Данное поведение имеет аутодеструктивный характер в связи с тем, что существенно нарушает личность аддикта и функционирование его организма[46].

В. Д. Менделевич отмечает, что сверхценное увлечение, при котором объект данного увлечения или определенный вид деятельности становятся основным способом поведения человека, оттесняя на второй план или полностью блокируя любую другую деятельность, можно считать проявлением аддиктивного поведения[47].

Н.П. Фетискиным выделены основные функции зависимого поведения[48]:

1. Быстрое достижение эйфорического состояния после включенности в аддиктивную среду.

2. Квазизащитная функция - временное погружение в иллюзорный мир, свободный от жизненных обязанностей, трудностей, неудач.

3. Формирование дефектной адаптации, выражающейся в устойчивости аддиктивных привычек и образа жизни.

4. Поддержание патогенности гомеостаза на биохимическом уровне, так как аддиктивный агент включается в информационно-энергетический метаболизм и деструктивное программирование мозга в форме аддиктивных стереотипов и стилей поведения.

5. Компенсация ролевой несостоятельности - бегство от реальности у аддиктов сочетается с ролевой самореализацией. Выход из роли всемогущего человека в виртуальном мире в обыденный мир с его проблемами усиливает проявление дезадаптации, тревожности и депрессии.

В целом можно считать, что интегративной функцией аддиктивного поведения является компенсаторное бегство от существующей реальности за счет создания идеальной иллюзорной новой реальности с последующим погружением в нее с целью достижения максимального эйфорического состояния.

В научной литературе описано огромное количество путей развития аддиктивного или зависимого поведения, каждый из которых имеет определен­ные этапы. Так, например, эти пути при злоупотреблении подростками нар­котическими и другими токсическими веществами (в том числе алкоголя) были прослежены В.С. Битенским.

Первый путь можно назвать подсубстантным аддиктивным пове­дением. Молодые люди пробуют на себе действие различных токсических веществ, среди которых может быть выбрано наиболее привлекательное. Но злоупотребление может прекратиться и до такого выбора.

Второй путь — моносубстаитпое аддиктивное поведение. Молодые люди злоупотребляют только одним веществом. Чаще всего это обусловлено тем, что только к нему имеется доступ, но иногда они намеренно от­казываются от других.

Этап первых проб служит началом аддиктивного поведения. Впервые пробуют какое-либо средство в компании или под влиянием приятеля. В большинстве случаев первым выбирается алкоголь, иногда курение гашиша или ингалянта, реже — препараты опия, стимуляторы или галлюциногены. Затем может последовать отказ от злоупотребления или повторная проба — нередко со все большей частотой или в определенном ритме. Причиной отка­за могут служить неприятные ощущения, вызванные интоксикацией, или страх пристраститься к данному веществу, или угроза суровых наказаний.

Этап поискового «полинаркотизма» наступает именно тогда, когда вслед за первыми пробами следуют повторные. Попеременно употребляются то алкоголь, то токсические вещества, включая доступные наркотики. Обыч­но это происходит в компаниях, которые собираются не только для совмест­ного их употребления. Психоактивные вещества в этих компаниях исполь­зуются «для веселья», обострения восприятия модной музыки, сексуальной расторможенности и т. п. Предпочитается то из средств, которое обеспечива­ет бездумную коммуникацию. За пределами компании токсические вещества не употребляются.

Этап выбора предпочитаемого вещества завершает поиски. Человек останавливается на одном из нескольких веществ и предпочитает только его. Но зависимости от предпочитаемого вещества еще нет. На данном этапе вы­является гедонистическая установка — желание получить определенные при­ятные ощущения.

Этап групповой психической зависимости может быть добавлен к пре­дыдущим этапам. На этом этапе потребность в употреблении токсических или наркотических веществ возникает автоматически, как только собирается «своя» компания. Индивидуальная психическая зависимость еще отсутствует.

При моносубстантном аддиктивном поведении (второй путь развития ад­диктивного поведения) человек злоупотребляет только одним веществом. От первых случайных проб переходит к эпизодическому злоупот­реблению. Постепенно формируется групповая психическая зависимость. В дальнейшем другие вещества используются как заменители избранного или для усиления его действия. Риск перехода аддиктивного поведения в болезнь (наркоманию, алкоголизм или токсикоманию) зависит от ряда факторов.

Ряд исследователей рассматривают аддиктивное поведение наряду с беспризорностью, бродяжничеством, и деликвентным поведением (соверше­ние проступков или мелких правонарушений, не влекущих за собой привле­чения к уголовной ответственности) и относят его к отклоняющемуся или девиантному поведению.

Во всем мире наблюдается появление целого спектра зависимостей, ана­логичных наркотическим - трудоголизм, шоппинг, музыкальная и компьютер­ная "наркомания". Данные виды зависимостей имеют однотипную природу (уход от действительности в иллюзорный мир), вызываются сходными причи­нами (социальной отчужденностью, сбоями в адаптационных механизмах лич­ности). Кроме того, следует учитывать влияние факторов макросреды, резкие социальные изменения, анемичность переживаемого Россией периода. В такие переходные времена возникают моральный релятивизм, неопределенность ожи­даний людей относительно поведения окружающих, отсутствие общепринятых идеалов.

Наиболее распространенными негативными видами аддиктивного поведе­ния являются наркомания, зависимость от алкоголя и табака. В международной классификации болезней курение классифицируют как зависимость (синдром зависимости от табака). Фармакологические и поведенческие процессы, оп­ределяющие табачную зависимость, подобны тем, что определяют зависи­мость от таких наркотиков как героин и кокаин.

Рассмотрим основные теории и концепции, в которых описываются при­чины формирования аддиктивного поведения, и в соответствии с ними пред­лагаются способы избавления от зависимости.

Психоанализ: З.Фрейд описывал структуру личности через три основные инстанции: Id (Оно) включает инстинкты, Super-Ego представляет собой сис­тему интернализованной морали, а в Ego входят в основном рациональные познавательные процессы личности. Id руководствуется принципом удоволь­ствия, Ego - принципом реальности. Ego "ведет войну" против Id, против Super-Ego и внешней реальности. Длительную зависимость ребенка от роди­телей определяет «Сверх Я», которое выполняет функции самонаблюдения, совести и идеала. В области психоанализа изучение Я началось с раскрытия и описания защитных механизмов (A. Freud, 1946), например, интеллектуализа­ция в качестве защитного механизма в подростковом возрасте выступает против собственных инстинктивных влечений личности. Согласно психоана­литикам, личность, развиваясь, закономерно проходит оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную стадии. В основе формирования зави­симости лежат дефекты (внутриличностные конфликты) в психосексуальном созревании, приобретенные в частности на оральной и/или анальной стадии развития. Человек под действием наркотического вещества регрессирует на более ранние стадии развития, избегая, таким образом, решения существую­щих конфликтов.

Современные психоаналитики различают адаптацию как процесс и адаптированность как результат этого процесса. Используя введенные З. Фрейдом понятия «аллопластических» и «аутопластических» изменений, они различа­ют аллопластическую адаптацию (человек изменяет внешний мир в соответ­ствии со своими потребностями) и аутопластическую адаптацию (обеспечи­вается изменением личности). К этим двум собственно психическим разно­видностям адаптации Г. Гартманн добавляет еще один: поиск индивидом та­кой среды, которая благоприятна для функционирования организма. Хорошо адаптированный человек способен наслаждаться жизнью, у него не наруше­ны продуктивность и психическое равновесие. Адаптивный процесс регули­руется со стороны Я. В этой связи наркотик может рассматриваться как сред­ство, повышающее уровень адаптированное.

Следуя психоаналитической традиции, П. Блос (1962) предложил тео­рию индивидуализации. П. Блос различает две фазы индивидуализации: в 3 года и в период взросления. В периоде взросления важными частями инди­видуализации являются: 1) склонность к регрессии на более ранние этапы развития, выражающаяся в сотворении кумиров (как идеализация детьми ро­дителей), «эмоциональном растворении» (абсолютное подчинение религиоз­ным и политическим идеям, уходу в свои переживания, что может сопровож­даться приемом наркотических веществ), «жажде аффектов и объектов», ко­торая проявляется в стремлении к идентификации группе как замене семьи, и амбивалентность; 2) нонконформизм, как механизм защиты против выраженной склонности к регрессии, обеспечивающий подростку переживание уни­кальности своего Я, отделения себя от других.

В индивидуальной психологии (А. Адлер) основное внимание уделяется рассмотрению врожденного комплекса неполноценности и его компенсации. В качестве основной цели для всех людей, которая выстраивает жизненный план, Адлер понимал достижение превосходства. Все манеры поведения формируются в детстве и несут на себе печать окружения. Изменить их мож­но лишь вследствие высокой степени самосознания или на стадии невроза, благодаря индивидуально-психологическому подходу врача.

Человек воспринимает ситуации не такими, какие они есть в действи­тельности, а через призму своих предубеждений, личных интересов, т.е. че­рез схему апперцепции, которая появляется в детстве и обслуживает дости­жение основной цели жизни, выбранной индивидом. Прототип личности формируется в возрасте 4-5 лет.

Транзактный анализ (Э. Берн) рассматривает зависимость от алкоголя и наркотиков как вариант Игры (Алкоголик), в которую человек может играть всю жизнь. Он не боится потерять здоровье, так как это как раз то, чего он нередко и добивается, следуя своему сценарному предписанию: «Убей себя». У наркоманов и алкоголиков, по мнению Э.Берна, отчетливо проявляется ма­теринское влияние. Таким людям необходимо приказание прекратить прием наркотиков, что равносильно распоряжению покинуть мать и жить по-своему, т.е. зависимость от наркотических веществ, по сути, является другой стороной зависимости от матери. Усвоенный зависимый способ поведения (семейный сценарий), скорее всего, будет проявляться и в дальнейшей се­мейной жизни этого человека.

Гуманистический психоанализ. В современной жизни существует базо­вое противоречие (Э. Фромм), которое зажимает личность с двух сторон: с одной стороны - почетно любить других, приветствуется альтруизм; с другой стороны, любить себя - это грех, хотя является самым сильным и законным стремлением человека. Если человек способен на продуктивную любовь к себе и другим, то он способен утвердить собственную жизнь, счастье, разви­ваться и достичь свободы.

Центральным понятием в теории Э. Фромма является «отчужденность»; по его мнению, оно порождает тревогу, стыд и чувство вины. Быть отчуж­денным значит быть беспомощным, не владеть собственной жизнью и не влиять на ход событий. Самая глубинная человеческая потребность, по мне­нию Э. Фромма, это потребность преодолеть свою отчужденность, освобо­диться из плена одиночества. Один из путей достижения этой цели - всевоз­можные оргиастические состояния, которые могут принимать форму аутогенного экстаза, иногда с помощью наркотических средств. В современных культурах, которым не свойственны оргии, это приобретает форму алкоголи­зации и наркотизации. Внешний мир исчезает, а вместе с ним исчезает со­стояние отчужденности. Однако, если в первом случае решение социально запрограммированно, современные индивиды страдают от чувства вины и угрызений совести. Стараясь избежать отчуждения в забытьи опьянения, ин­дивид ощущает одиночество еще сильнее, когда оргиастическое переживание проходит, и он вынужден вновь прибегать к этим средствам все чаще и ин­тенсивнее.

Выход из этой ситуации Э. Фромм видит в развитии творческой дея­тельности и истинной любви. Наркомана (зависимого человека вообще) он относит к мазохистскому типу личности, которая является пассивной формой симбиотической связи. Иными словами, наркоманией болеют люди, неспо­собные любить. Такие люди не принимают решений, покоряются судьбе, бо­лезни, оргиастическим состояниям, вызванными наркотиками.

Теория психосоциального развития. Э. Эриксон говорит о существо­вании определенных психологических стадий развития Я, в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Личностное развитие протекает всю жизнь. Отрицатель­ный или положительный полюс кризиса может быть изменен ходом даль­нейшей жизни. Недостатки всех предшествующих стадий развития манифе­стируются в подростковом возрасте во время кризиса идентификации лично­сти или путаницы ролей (12-18 лет). Развивается новый подход к жизни, под­росток может создавать себе мыслительные идеалы: идеальные образы се­мьи, общества, религий и др. Основная задача - это интегрировать все то, что знает о себе подросток (свои роли) и спроецировать получившийся образ в будущее.

Теория процесса противодействия в мотивации объясняет наркотиче­скую толерантность, абстинентный синдром и множество других явлений, утверждая, что любое смещение оптимального уровня возбуждения приводит к началу процесса, который возвращает этот уровень в исходное положение. В том случае, если изначальный источник смещения исчезает, процесс про­тиводействия становится более заметным, что подтверждается в случае с аб­стинентным синдромом. Исследования воздействия награды на определен­ные зоны головного мозга привели к гипотезе о существовании в нем цен­тров удовольствия. Существуют доказательства того, что стимуляция неко­торых зон мозга дает эффект получения специфических видов награды. Со­гласно дофаминовой теории удовольствия, неврологические механизмы та­кого эффекта основаны на возбуждении нервных волокон, которые берут начало в одной из структур головного мозга - передней комиссуре - и которые передают нервные импульсы с помощью дофамина.

Интеракционистский подход (Т. Шибутани) представляет поведение чело­века в виде социальной матрицы из пяти функциональных единиц: действие, значение, роль, личность, группа. Как человек воспринимает свое окруже­ние зависит от значений, которые имеют для личности различные объекты, дающие человеку удовлетворение. Чтобы избежать фрустрации в ситуации «блокады» потребностей, мышление выбирает подходящий образ для завер­шения действия, и затем возникает вторичное приспособление. В этой потребностной цепочке объектом может выступить психоактивное вещество, что приводит к фиксации данной модели поведения.

Теория личностных конструктов (Дж. Келли) рассматривает личность как целостное образование, состоящее из системы конструктов, которые формируются на основе опыта и определяют поведение человека. Жизненная концепция может быть внутренне конфликтной и противоречивой. Это ука­зывает на сниженные адаптационные возможности, что является основной причиной неврозов, алкоголизма, наркомании и других личностных рас­стройств.

Гуманистические концепции характеризуют личность как человека в процессе, открытого новому опыту, в ситуации «здесь и сейчас», стремяще­гося к саморазвитию внутренних побуждений и способности принимать ре­шения (К. Роджерс). Если сообщение (то, что человек выражает), опыт (то, что происходит в его поле опыта) и осознавание (то, что человек замечает) соответствуют друг другу, то говорят о высокой конгруэнтности. Каждый опыт неконгруэнтности между самостью (концепцией Я) и реальностью ве­дет к возрастающей уязвимости личности, что приводит к усилению внут­ренних защит, отрезающих опыт и создающих новые поводы для неконгруэнтности. Человек возвращается к здоровью, возвращая себе подавленные или отрицавшиеся части себя, и открывая внутренний «локус контроля».

Личность, по мнению А. Маслоу, сама создает иерархию потребностей и способна к усилию, необходимому для перехода на уровень метамотивации. Он определяет неврозы и психологическую неприспособленность как «бо­лезни лишенности», т.е. основной механизм развития болезни - это неудов­летворение базовых потребностей, что приводит к фрустрации и препятству­ет самоактуализации. Принципы и ценности человека отчаявшегося и чело­века психологически здорового различаются в восприятии (интерпретации) физического, социального и собственного психологического мира, организа­ция которого непосредственно связана с индивидуальной системой ценно­стей. Депривированной (базальнонеудовлетворенной) личности мир пред­ставляется полным опасности.

Самоактуализированных людей А. Маслоу определяет как здоровых, способных к восприятию фактов (в отличие от склонности к восприятию ми­ра через призму устоявшихся мнений или представлений); их притягивает неструктурированность и еще неоткрытые истины; они открыты для опыта и склонны к риску; у них отсутствует чувство вины и стыда (способность при­нимать себя и не огорчаться по поводу своих недостатков). Здоровый человек испытывает дискомфорт только тогда, когда видит, что реальный ход вещей отклоняется от возможного, достижимого. Основные характеристики здоро­вого человека - это спонтанность, простота, естественность; служение в про­тивоположность эгоцентрическим тенденциям; отстраненность, потребность в уединении; автономность, независимость от культуры и среды, воля и ак­тивность; способность радоваться жизни; целостная (интегрированная) сис­тема ценностей. «Удовлетворение стремления к развитию делает человека здоровым», - пишет Маслоу. У самоактуализированной личности взаимоот­ношения с реальностью детерминируются изнутри.

В. Франкл обращается к проблеме смысла жизни, которая особенно обо­стрена в подростковом возрасте. Молодые люди демонстрируют свою взрос­лость тем, что ставят под сомнение смысл жизни. Человеку нужно найти смысл жизни, найти, а не взять. «Смысл должен быть найден, он не может быть создан», - пишет Франкл. На основе данных наблюдения за узниками концлагерей, он сделал вывод, что наибольшие шансы выжить были у тех, кто направлен в будущее. Человек без «внутреннего стержня» легче попадает в зависимость. Состояние опьянения - это состояние условного удовлетворе­ния, так как истинная радость не может быть самоцелью.

Как отмечает Г. Олпорт, несмотря на свои страдания, наркоман все рав­но возвращается к наркотикам: так он «решает» все свои проблемы. Эти лю­ди - жертвы установки «магического мышления»: с точки зрения человека субъективная реальность абсолютна и безусловна, она важнее, чем реаль­ность внешняя. К наркотику приводит фрустрация, одиночество, отчуждение. Наркоман нуждается в том, чтобы чувствовать себя всемогущим, его зависи­мость - это образ жизни. Только изменение мировоззрения способно изба­вить его от зависимости.

В деятельностном подходе поведение понимается как особым образом организованная деятельность, которая осуществляет связь организма с внеш­ней средой через реализацию мотивов (С.Л. Рубинштейн). Осуществляясь в действиях и поступках, мотивы закрепляются и переходят в характерологи­ческие черты, по мере того, как начинают определять образ действий. Зави­симое поведение можно определить как ложно опредмеченную потребность, а основной механизм его развития - как «сдвиг мотива на цель». Домини­рующим мотивом становится поиск объекта, который удовлетворяет потреб­ность, замещающую истинную, обладание объектом дает временное ослаб­ление внутреннего напряжения. Вся смысловая сфера личности перестраивается в соответствии с этим ведущим мотивом. Б.Г. Ананьев определяет пове­дение человека как сложный комплекс видов его социальной деятельности. В поведении существует взаимозависимость между: информацией о людях и межличностных отношениях; коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; преобразованием внутреннего мира самой личности. В подростковом возрасте ведущим типом деятельности (Д.Б. Эльконин) снова становится общение. Недостаточное развитие социальной ком­петентности может быть компенсировано психоактивными веществами, ко­торые дают ощущение достижения «Я - социального, каким хочу, чтобы ме­ня видели другие». Объект зависимости может быть включен в структуру Я-концепции как самостоятельный внутренний образ и затем влиять на поведе­ние подростка.

С точки зрения сравнительно нового направления психологии и психо­терапии - онтопсихологии (А. Менегетти), которое является синтезом психо­анализа З. Фрейда и А. Адлера, аналитической психологии К. Юнга и гумани­стической психологии А. Маслоу, Р. Мэя и К. Роджерса - индивид обращает­ся к наркотикам тогда, когда он психологически уже является наркоманом. Наркотики являются следствием, а не причиной. Молодой человек должен знать и чувствовать свою необходимость и полезность как личность. Взрос­лому же молодой человек нужен для укрепления общества, к которому взрослый уже принадлежит. По сути, молодой человек способен решать про­блемы лишь в той мере, в какой его научили взрослые. А. Менегетти пишет, что наиболее эффективное и единственное решение, ведущее к победе, со­стоит в «притворном приспособлении к системе при одновременном и посто­янном самосовершенствовании, беспрерывном движении вперед», т.е. в принятии ценностей, норм и общественных правил, при этом имея возмож­ность реализации в рамках указанных социумом границ собственной внут­ренней сущности. Однако, большинство взрослых считает себя образцом для своих детей, и используют их для компенсации своей личной незавершенно­сти, формируя зависимую форму отношений.

Основатель техники реконструкции личности, получившей название «психосинтез», Р. Ассаджиоли выделяет пять критических стадий на пути к достижению полного духовного сознания: кризисы, предшествующие духов­ному пробуждению; кризисы, вызванные духовным пробуждением; спады вслед за духовным пробуждением; кризисы на стадии духовного пробуждения; «темная ночь души». Описание кризиса, предшествующего духовному пробуждению близко к описанию кризиса подросткового возраста. В подро­стковом возрасте человек впервые начинает задумываться о смысле жизни, о смысле своего существования, о справедливости и об истоках страданий, о цели существования человечества вообще. В период этого кризиса человек испытывает неопределенное беспокойство, чувство неудовлетворенности и внутренней пустоты, которая может быть вызвана разочарованиями от преж­них представлений о будничной, реальной жизни. «В ходе этой борьбы, - пишет Р. Ассаджиоли, некоторые с удвоенным рвением бросаются в водово­рот жизни и жадно ищут новых занятий, возбуждений и ощущений. Иногда таким путем удается приглушить свое беспокойство, но почти никогда не удается избавиться от него совсем». Если не увидеть и не направить это не­осознанное, в данном случае с точки зрения подростка, беспокойство на раз­витие и личностную трансформацию, то через какое-то время из подавленно­го оно станет актуальным и будет дезорганизовывать жизнь, внутренняя пус­тота окажется еще более невыносимой. Р. Ассаджиоли использует понятие жизненной ориентации как основного направления жизни человека. Человек делает свой выбор на основе того, что он уже осознает и будет действовать в соответствии с тем, что отвечает желаниям его души. Злоупотребление нар­котиками рассматривается как личностное поведение, направленное на изо­ляцию от общества, где личность не признана.

В трансперсональной психологии (Ст. Гроф) использование наркотиче­ских веществ связывается с патологией в III перинатальной матрице, а имен­но, со стремлением индивида к ненасильственному самоубийству. Если во время родов использовалась анестезия, то индивид будет почти на клеточном уровне запрограммирован искать выход из тяжелых стрессов в наркотиче­ском состоянии. В общем согласии с психоаналитической теорией, алко­голь и наркотики представляются связанными с депрессией и суицидом.

Подводя итог анализу научных теорий, зависимое поведение можно оха­рактеризовать как:

1. циклически повторяемый паттерн взаимодействия с миром и с самим собой, подкрепляемый переживанием удовлетворения потребностей;

2. временное ослабление внутреннего напряжения, возникающего при фрустрации значимых для личности потребностей. Необходимое условие - внешний стимул к снятию внутреннего напряжения;

3. форму субъект-объектных отношений, в которых субъектом вы­ступает предмет зависимости;

4. поведение, определяемое одним доминирующим мотивом.

Таким образом, можно сделать вывод, что термин «аддиктивное поведе­ние» указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения. Об аддикции говорят тогда, когда у употребляющих наркотические средства помимо психологической зависимости имеются признаки физической зави­симости.

Одни исследователи под аддиктивным поведением понимают одну из форм деструктивного поведения, выражающуюся в уходе от реальности по­средством изменения психического состояния, что может быть достигнуто разными способами.

Другие исследователи рассматривают аддиктивное поведение наряду с беспризорностью, бродяжничеством, и деликвентным поведением (соверше­ние проступков или мелких правонарушений, не влекущих за собой привле­чения к уголовной ответственности) и относят его к отклоняющемуся или девиантному поведению.

 








Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 3908;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.052 сек.