Основные психологические теории и направления.
Рубеж XIX-XX (1910-1930) вв. вошел в историю психологии под названием периода «Открытого кризиса», связанного с противоречием во взглядах на методологический аппарат психологии и методы исследования.
Из школы Вундта в полемике из-за неудовлетворенности методом интроспекции вышли и отмежевались целые направления в психологии. Бихевиоризм (от англ. Behavior – поведение) – американские психологи Э. Торндайк, Дж. Уотсон, Б. Скиннер предложили исследовать факты поведения человека и животных, т.к. считали, что предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т.е. не факты сознания, а факты поведения. Поведение – это система реакций, у всякой реакции есть некий стимул. Единицей поведения признали формулу S – R, удовлетворение закрепляет эту связь, разочарование разрушает. Идея Скиннера об управлении поведением через организацию внешней среды многие годы позволяет решать практические задачи, используется в современных теориях обучения.
В противовес бихевиоризму развивается еще одно направление психологии – гештальпсихология (от нем. gestalt – образ, структура). Основали его М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин (теория поля).
По их мнению, сознание – это не сооружение из кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций), а целостная структура, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты. Непосредственный наивный опыт не дает нам отдельных красок, красочных точек, отдельных звуков, но представляет предметы, вещи, которые имеют краски, форму, они звучат, издают запахи. Целое нельзя разложить на элементы. Идея целостности образа, не сводимого к сумме свойств элементов, заложила становление системного подхода не только в психологии, но и науке в целом. Значительный вклад внесли в исследование ощущений и восприятия, открыв более 50 законов: фигуры и фона, близости элементов, симметричность, сходство, замкнутость.
Гештальтисты критиковали бихевиористскую формулу «проб и ошибок», выяснив, что человек и животное может мгновенно уловить отношения между вещами. Такое восприятие отношений было названо инсайтом (ага-решение, озарение). В настоящее время существует лишь практиконаправленная ветвь – гештальтерапия.
Еще одно из основных направлений психологии возникает в период открытого кризиса – психоанализ (фрейдизм, глубинная психология). Так назвал свое учение австрийский врач Зигмунд Фрейд. Работая с неврозами и психическими расстройствами, не видел средств для объяснения причины страданий своих пациентов. Поэтому обратился к скрытым, глубинным слоям психике, что до него не было предметом психологии, а после него стали его неотъемлимой частью. По Фрейду, в жизнедеятельности человека предопределяющую роль играют его бессознательные желания, стремления, влечения, нежели сознание и разум. Выделил три основные формы проявления бессознательного: сновидения («царская дорога в бессознательное»), ошибочные действия (оговорки, забывание имен, вещей, намерений) и невротические симптомы.
Первостепенную роль в жизни человека играет либидозная энергия, вытесенная становится причиной неврозов, душевных заболеваний или сублимируется в творчестве. Теория бессознательного Фрейда выделяет 3 сферы психики: предсознание (скрытые, латентные знания, которые в данный момент не присутствуют), сознание (Фрейд ему отводил роль слуги бессознательного) и бессознательного (руководствуется принципами удовольствия и реалистичности – бессознательно человек стремиться к получению удовольствия, но должен считаться с требованиями окружения, соблюдать принцип реальности). Сфера бессознательного, по Фрейду, - основа деятельности.
Во всех этих направлениях есть рациональное зерно, но беда в том, что одна сторона вводится в абсолют.
Гуманистическая психология зародилась в США в 40-х годах (А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, Ш. Бюлер и др.) и строилась на основе философской школы экзистенциализма как "третья сила" (в противовес бихевиоризму и психоанализу). Опыт поведения людей в особых условиях второй мировой войны показал ученым, что имеющиеся психологические теорий совершенно недостаточно для объяснения жизненных реалий.
Общей методологической основой стал экзистенциализм, или философия существования. В этой философии есть личность - самоцель; общество - средство, обеспечивающее существование личностей. Общество должно быть призвано обеспечивать возможность свободного развития личности. Но в целом роль общества всегда негативна. Гуманистическая психология выдвигала свои идеи в понимании природы человека:
1. Целостный подход к личности, которую нельзя разложить на отдельные элементы (рефлексы, когнитивные процессы, фиксации и проекции и т. д.), внимание к индивидуальным особенностям каждой личности.
2. Важнейшими характеристиками личности являются свобода в принятии решений, самостоятельность и опора на себя, независимость от внешних факторов - инстинктов, раздражителей, бессознательных стремлений или предписанных ролей.
3. Индивид не стремится к гомеостазу (равновесию), и его жизненные цели - это самореализация, решение ценностных и смысловых вопросов, нравственного выбора.
4. Ориентация на изучение не познавательных способностей, а общечеловеческих качеств: способности к любви, дружбе, творчеству, пониманию себя и актуализации своего потенциала, спонтанности, игре, юмору.
5. Предметом исследования в психологии должна стать здоровая творческая личность.
6. Применение феноменологических и экзистенциальных методов исследования личности, изучение не причинно-следственных связей и ответ на вопрос «почему?»,
В центре гуманистической психологии – проблемы личности. Каждая личность рассматривается как целостная и уникальная, применение общих и статистических закономерностей очень ограничено. Человек – активное, свободное, творческое существо, обладающее потенциалом к непрерывному развитию. Труды психологов этого направления посвящены описанию психически здоровой, полноценной личности, стремящейся к самореализации.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 542;