Этапы развития психологии.

Психология включает в себя тысячелетия житейского опыта, столетия философии и десятилетия экспериментальной науки. Условно можно выделить 3 этапа: донаучная (житейская психология), философская психология, научная психология.

Накопленные человечеством житейские психологические знания (м.б. правильными, но не системны, не доказательны) позволяют говорить о первом этапе существования психологии – донаучном. Психология зародилась с возникновением человека и сконцентрировала в себе знания в виде мифологии и религии, художественной литературы и искусства (художественно-образного наблюдения за окружающей действительностью в работах художников, архитекторов, писателей), фольклора (пословицы, поговорки), житейской философии «здравого смысла».

В течение многих веков психологические знания накапливались в недрах других наук: философии и естествознания, педагогики и медицины. Второй этап - философская психология существовала со времен великих греческих философов. Уже в Античные времена выделились материалистический, идеалистический и дуалистический подходы.

Материалистический подход: Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н. э.) утверждал наличие огненной стихии — Психеи (души), — при­общающейся к «космическому огню» («Душа – искорка космоса, космос - вечно живой огонь все окружающее человека и он сам подвержены вечному изменению»); тем самым душа человека оказывалась причастна Космосу. Огонь – это энергия, активность человека.

Демокрит (ок. 460 – ок. 471 гг. до н. э.) утверждал, что в основе мира атомарное строение («все сущее состоит из атомов, атомы – мельчайшие субстанции, которые неделимы и недоступны чувствам, различаются по форме, величине и подвижности»). Душа состоит из атомов огня, рассеянных по всему телу; со смертью те­ла умирает и душа, т. к. атомы ее с разложением тела улетучиваются и рассеиваются.

Фалес (ок. 625 – ок. 547 гг. до н.э.) утверждал первооснова всего – вода, в т.ч. и человека, Анаксимен (5 в. до н.э.) – в основе – воздух (позже эта идея у Эпикура)

Идеалистический подход «князя философии» Платона (428 – 348 гг. до н.э.) («мир изначально существует вне материи и индивидуального сознания») и его учителя Сократа («душа – самое высокое, что есть в человеке, завещал заботиться о ней больше, чем о здоровье тела»), утверждает, душа - Богом данная сущность, идеальна, метафизична. Основные труды: диалоги «Федон», «Государство», «Пир», «Федр», «Филеб».

Дуалистический подход принадлежит Аристотелю (384—322 г. до н. э.), учителю А. Македонского. Трактат «О душе» стал первым собственно психологическим трудом (хотя в рамках донаучной психологии!), а сам Аристотель в связи с этим считается основа­телем психологии. Кроме того: «Этика», «Риторика», «О памяти», «О аффектах», «О воспитаниях». Аристотель систематизировал предшествовавшие и современные ему идеи относительно души и выдвинул несколько важных положений, нашедших обоснование в его трактате.

Душа не может существовать без тела и не является телом, души от тела отделить нельзя. Душа – это не сущность, но форма, способ организации живого тела. т. е. как то, что позволяет телу существовать как жи­вому. В его представлениях душа оказывается особым органом, посредством которого тело чувствует, мыслит. Не душа мыслит, но тело мыслит посредством души.

По Аристотелю, сам термин «организм» следует рассматривать в связи с родственным словом «организация» в значении «продуманное устройство целого», устройство этого целого и его работа (функции) неразделимы, душа организма – это его функция, деятельность. Появляются представления о том, что психические явления связаны с телом человека (материалистические воззрения – милетская школа, Гераклит

Важно отметить, что в этот период не было исследований, но были самонаблюдения и размышления.

Роль философии в начале тысячелетия сменяет религия. Средневековье питается идеями греческих философов, богословы и в частности Фома Аквинский, используют идеи Аристотеля о душе, душа – базовая категория церковных догматов.

Эпоха Просвещения заложила основы перехода к собственно научной точке зрения на изучение психических процессов. Новое время подарило психологии дуалистические идеи Декарта (1596-1650) о тождественности души и ума, равноправии двух начал: духа и тела, а также учение о рефлексе – рефлекторная природа поведения без обращения к душе как движущей телом силе (рука отдергивается от горячего). Он первый заговорил о сознании как способности человека осознавать свое психическое содержание, что изменяет взгляды на предмет психологии. Собственно психическим Декарт считает лишь сферу сознания. В связи с этим новым содержанием изменяется методология, возникает методологический дуализм, предполагающий различные пути изучения тела и сознания. Благодаря Декарту метода самонаблюдения (интроспекция) стал научным.

Третий этап - научный – развитие психологии как самостоятельной науки (относительно недавно - вторая половина XIX в.). Ее появление ассоциируется с использованием психологами для своих исследований метода эксперимента. 1879 г. немецкий психолог, «отец психологии» В. Вундт (1832-1920) открывает в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, а затем и институт Психологии. Он дает название новой науке, в монументальном труде «Основы физиологической психологии» (1873-1874) собирает и объединяет в новую научную дисциплину созданное различными исследователями, создает интернациональную школу психологов. Благодаря эксперименту, психология оторвалась от философии и стала изучать психические процессы и реакции.








Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 611;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.