История становления социальной психологии в России.

Историко-психологические ис­следования показали, что социальная психология в нашей стране имеет самобытную историю. Возникновение и развитие западной и отечественной психологии происходило параллельно.

Отечественная социальная психология возникла на рубеже XIX и XX веков. Путь ее становления имеет ряд стадий: зарожде­ние социальной психологии в общественных и естественных на­уках, отделение от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в самостоятельную науку, возникно­вение и развитие экспериментальной социальной психологии.

История социальной психологии в нашей стране имеет четы­ре периода:

Первый период: 60-е годы XIX в. — начало XX в.,

Второй период: 20-е годы — первая половина 30-х годов XX в.;

Третий период: вторая половина 30-х — первая половина 50-х годов
ХХ в;

Четвертый период: вторая половина 50-х — вторая полови­на 70-х годов XX в.

Первый период (60-е годы XIXв. — начало XX вв.)

В этот период развитие российской социальной психологии обусловливалось особенностями общественно-исторического раз­вития общества, состоянием и спецификой развития общественных и естественных наук, особенностями развития обшей психологии, спецификой научных традиций, культуры, менталитета общества.

Большое влияние на развитие социальной психологии оказал процесс самоопределения психологии в системе наук о природе, обществе, человеке. Шла острая борьба за статус психологии, дис­кутировалась проблема ее предмета, методов исследования. Сто­ял кардинальный вопрос о том, кому и как разрабатывать психо­логию. Существенное значение имела проблема общественной детерминации психики.

Основной эмпирический источник социальной психологии был вне психологии. Знания о поведении личности в группе, групповых процессах накапливались в военной и юридической прак­тике, в медицине, в изучении национальных особенностей пове­дения, при изучении верований и обычаев.

Социально-психологические идеи в этот период успешно раз­вивались представителями общественных наук, прежде всего соци­ологами. Для истории социальной психологии большой интерес представляет психологическая школа в социологии (П. Л. Лавров (1S65), Н. И. Кареев (1919), М. М. Ковалевский; (1910), Н. К. Ми­хайловский (1906)). Наиболее разработанная социально-психоло­гическая концепция содержится в трудах Н. К. Михайловского. По его мнению, социально-психологическому фактору принадле­жит решающая роль в ходе исторического процесса. Законы, дей­ствующие в социальной жизни, надо искать в социальной психо­логии. Н.К.Михайловскому принадлежит разработка психологии мас­совых социальных движений. Он в качестве механизмов общения выделяет внушение, под­ражание, заражение, противопоставление. Главный из них — это подра­жание людей в толпе. Основой подражательности является гипно­тизм. В толпе нередко осуществляется автоматическое подражание. Итоговый вывод Н. К. Михайловского состоит в том, что пси­хологическими факторами развития общества являются подража­ние, общественное настроение и социальное поведение.

Социально-психологическая проблематика в правоведении представлена теорией Л. И. Петражицкого. Он является одним из основа­телей субъективной школы в правоведении. Л. И. Петражицкий считал, что психология представляет собой фундаментальную на­уку, которая должна стать основой общественных наук. По мне­нию Л. И. Петражицкого, реально существуют только психичес­кие явления, а социально-исторические образования представля­ют собой их проекции, эмоциональные фантазмы. Развитие пра­ва, морали, этики, эстетики является продуктом народной психи­ки. Как правоведа его интересовал вопрос о мотивах человеческих поступков, о социальных нормах поведения. Истинный мотив поведения человека, по мнению Л.П. Петражицкого, — это эмоции.

Особое место в предреволюционной истории развития россий­ской социальной психологии занимает В. М. Бехтерев. В специальной социально-психологической работе «Пред­мет и задачи общественной психологии как объективной науки» (1911) содержится развернутое изложение его взглядов на сущность социально-психологических явлений, на предмет социальной пси­хологии, методы этой отрасли знания. Через 10 лет В. М. Бехтерев публикует свой фундаментальный труд «Коллективная рефлексо­логия» (1921), который может рассматриваться как первый в Рос­сии учебник по социальной психологии. Главная заслуга В.М. Бехтерева заключается в том, что ему принадлежит разработка системы социально-психоло­гических знаний. Его «коллективная рефлексология» представляет собой синтетический труд по социальной психологии в России того времени. В.М. Бехтереву принадлежит развернутое определение предме­та социальной психологии. Таким предметом является изучение психологической деятельности собраний и сборищ, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятель­ности как целое. В.М. Бехтерев выделяет системо­образующие признаки коллектива: общность интересов и задач, побуждающих коллектив к единству действий. В каче­стве социально-психологических феноменов В. М. Бехтерев выде­ляет взаимодействие, взаимоотношения, общение, коллективные наследственные рефлексы, коллективное настроение, коллектив­ное сосредоточение и наблюдение, коллективное творчество, со­гласованные коллективные действия. Объединяющими людей в коллективе факторами являются: механизмы взаимовнушения, взаимоподражания, взаимоиндукции.

Работой М.В. Ланге и В.М. Бех­терева (1925) положено начало экспериментальной социальной психологии в России.

Второй период (20-е годы — первая воловина 30-х годов XX века).

После Октябрьской революции 1917 г, после завер­шения гражданской войны, в нашей стране резко возрос интерес к социальной психологии. Необходи­мость осмысления революционных преобразований в обществе, оживление интеллектуальной деятельности, острая идеологичес­кая борьба, необходимость решать ряд неотложных практических задач были причинами развер­тывания социально-психологических исследований, проведения острых дискуссий. Период 20-30-х годов для социальной психоло­гии в России был плодотворным. Характерной его особенностью был поиск своего пути в развитии мировой социально-психологической мысли. Этот поиск осуществлялся двумя способами 1) в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психо­логии, 2) путем освоения марксистских идей и применения их к пониманию сути социально-психологических явлении.

Содержанием поиска своего пути было создание направления марксистской психологии. Здесь наблюдались две тенденции 1) критическое от­ношение к зарубежным социальным психологам и отечественным ученым, воспринявшим ряд их основных идей 2) тенденция соединения марксизма с ря­дом течений зарубежной психологии.

При рассмотрении вопроса о соотношении индивидуальной и социальной психологии существовали две точки зрения. Ряд авторов утверждал, что если сущность человека, согласно марксизму, есть совокупность всех общественных отношений, то и вся психология, изучающая людей, есть социальная психология. Никакой социальной психологии наряду с общей не должно быть. Противоположную точку зрения представляли взгляды тех, кто утверждал, что должна существовать только социальная психология. «Существует единая социальная психология, — утверждал В. А Артемов, — распадающаяся на социальную психологию индивида и на социальную психологию коллектива» (В. А Артемов, 1927).

Преобладающими станови­лись взгляды, что между социальной и индивидуальной психологи­ей должно существовать равноправное взаимодействие

Вопрос о взаимоотношении индивидуальной и социальной психологии трансформировался в вопрос о соотношении экспе­риментальной и социальной психологии Особое место в дискус­сиях по вопросу о перестройке психологии на основе марксизма занимал Г. И Челпанов. Он утверждал не­обходимость самостоятельного существования социальной психо­логии наряду с психологией индивидуальной, эксперименталь­ной.

Одним из основных направлений в социальной психологии 20-30-х годов было исследование проблемы коллективов. Обсуждался вопрос о природе коллективов. Были высказаны три точки зрения. С позиций первой коллектив является простой суммой составляющих его индивидов. Предста­вители второй утверждали, что поведение индивида фатально пре­допределено общими задачами и структурой коллектива. Среднее положение между этими крайними позициями занимали представи­тели третьей точки зрения, согласно которой индивидуальное пове­дение в коллективе изменяется, вместе с тем коллективу как це­лому присущ самостоятельный творческий характер поведения. В детальной разработке теории коллективов, их классификации, изучении разных коллективов, проблем их развития участвовали многие социальные психологи Б. В. Беляев (1921), Л. Бызов (1924), Л. Н. Войтоловский (1924), А. С. Залужный (1930), М. А Рейснер (1925), Г. А. Фортунатов (1925) и др. В этот период по существу был заложен фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов в отечественной науке.

Третий период (вторая половина 30-х - вторая половина 50-х го­дов XX в.)

Во второй половине 30-х годов началась изоляция отечественной науки от западной психологии. Перестали публиковаться переводы трудов западных авторов. Внутри страны возрос идеологический контроль за наукой. Резко сократилось число иссле­дований по социальной психологии, почти перестали публико­ваться книги по этой дисциплине. Наступил перерыв в развитии российской социальной психологии. Кроме общеполитической ситуации, причины этого перерыва были следующие:

1. Теоретическое обоснование ненужности социальной пси­хологии. В психологии широко распространилась точка зрения о том, что, поскольку все психические явления со­циально детерминированы, нет необходимости выделять специально социально-психологические феномены и на­уку, их изучающую.

2. Идеологическая направленность западной социальной пси­хологии, расхождения в понимании общественных явлений вызвали резкую критичес­кую оценку марксистов. Эта оценка нередко переносилась на социальную психологию, что привело к тому, что социальная психология в Советском Союзе попала в разряд лженаук.

3. Одной из причин перерыва в истории социальной психоло­гии была практическая невостребованность результатов ис­следований. Изучение мнений, настроений людей, психологической атмосферы в обществе были никому не нужны, более того они крайне опасны.

Основным источником и сферой применения социальной пси­хологии в этот период были педагогические исследования и педаго­гическая практика. Центральной темой этого периода являлась пси­хология коллектива. Определяющими облик социальной психоло­гии были взгляды А. С. Макаренко. В историю социальной психо­логии он вошел, прежде всего, как исследователь коллектива и вос­питания личности в коллективе (А, С. Макаренко, 1956). А. С. Макаренко принадлежит одно из определений коллектива, которое было отправным для разработки социально-психологической проблематики в последующие десятилетия Коллектив, согласно А. С. Макаренко, — это целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами управления. Это контакт­ная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения. Коллектив есть социальный организм. Основными признаками коллектива являются: наличие общих целей, служащих на благо общества, совместная деятельность, направленная на дос­тижение этих целей; определенная структура; наличие в нем орга­нов, координирующих деятельность коллектива и представляющих его интересы. Главная теоретическая и практическая задача — это изучение личности в коллективе.

Четвертый период (вторая половина 50-х — первая половина 70-х годов XX века)

Для социальной психологии было важным то, что возрос интерес к человеку, вста­ли задачи формирования всесторонне развитой личности, ее актив­ной жизненной позиции. Изменилась ситуация в общественных науках. Интенсивно стали проводиться конкретные социологичес­кие исследования. Важным обстоятельством были изменения в психологической науке. Психология в 50-х годах отстояла свое пра­во на самостоятельное существование в острых дискуссиях с физи­ологами. В общей психологии социальная психология получила на­дежную опору. Начался период возрождения социальной психоло­гии в нашей стране. С известным основанием этот период можно назвать восстановительным. Социальная психология сформирова­лась как самостоятельная наука. Критериями этой самостоятельно­сти выступили осознание представителями этой науки уровня ее развития, состояния ее исследований, характеристика места этой науки в системе других наук; определение предмета и объектов ее исследований; выделение и определение основных категорий и понятий; формулирование законов и закономерностей; подготовка специалистов.

В 1968 г. была опубликована книга «Проблемы общественной психологии» под ред. В. Н. Колбановского и Б. Ф. Поршнева, ко­торая привлекла внимание ученых. В синтезированном виде само­рефлексия социальных психологов о сущности социально-психо­логических явлений, предмете, задачах социальной психологии, определение основных направлений ее дальнейшего развития от­разились в учебниках и учебных пособиях, основные из которых были опубликованы в 60-х — первой половине 70-х годов (Г. М. Ан­дреева, 1980; А. Г. Ковалев, 1972; Е. С. Кузьмин 1967; Б. Д. Парыгин, 1967, 1971).

В известном смысле завершающей в восстанови­тельный период работой является книга «Методологические про­блемы социальной психологии» (1975). Она выступила как итог всех предложений социальных психологов. В книге отражены основные проблемы социальной психологии: личность, деятельность, обще­ние, общественные отношения, социальные нормы, ценностные ориентации, большие социальные группы, регуляция поведения. Эта книга полностью представлена авторами, входившими в чис­ло ведущих социальных психологов страны того периода.

Гарри Салливан.

Салливан считал, что потребность и создаёт напряжённость, и формирует способы её преодоления — динамизмы, которые являются не только моделями энергетических трансформаций, но и своеобразным способом накопления опыта, знаний, необходимых для удовлетворения потребностей, для адаптации. При этом существуют более и менее важные для жизни динамизмы, которые удовлетворяют разные по степени важности потребности. Главными, ведущими для всех людей потребностями Салливан считал потребность в нежности и потребность в избегании тревоги. Однако возможности их удовлетворения разные, так как для реализации потребности в ласке существуют определённые динамизмы, помогающие ребёнку получать её от близких. Источники же тревоги настолько многообразны и непредсказуемы, что нельзя полностью исключить возможность неприятных, вызывающих беспокойство событий из жизни человека. Таким образом, эта потребность в избегании тревоги становится ведущей для личности и определяет формирование «Я-системы», лежащей в её основе.

Говоря о «Я-системе», Г. Салливан выделяет три её структуры: хорошее Я, плохое Я и не-Я. Стремление к персонификации себя как хорошего Я и избегание мнений о себе как о плохом Я являются наиболее важными для личности, так как мнение о себе как о плохом является источником постоянной тревоги. Для защиты своей положительной персонификации человек формирует специальный механизм, который Г. Салливан назвал избирательным вниманием. Этот механизм отсеивает все раздражители, которые могут принести тревогу, изменить мнение человека о себе. Так как основные причины тревоги кроются в общении с другими людьми, то избирательное внимание регулирует не только собственную персонификацию, но и образы других людей.

Исходя из идеи о приоритетном влиянии общения на развитие личности, Салливан, естественно, уделял большое внимание изучению характера общения, формированию образов окружающих. Ему принадлежит основополагающее для социальной психологии изучение роли стереотипов в восприятии людьми друг друга, исследование формирования контролирующих моделей, которые оптимизируют процесс общения.

Хотя Г. Салливан разделял мнение психоаналитиков о бессознательном характере основных потребностей (в частности, потребностей в нежности и избегании тревоги), однако он оспаривал мнение об их врождённом характере, как и о врождённости агрессивного инстинкта. Он считал, что и агрессия, и беспокойство с неизбежностью развиваются у ребёнка уже в первые дни его жизни. Он заражается беспокойством от матери, которая волнуется, хорошо ли ему, сыт ли он, здоров ли. В дальнейшем появляются уже собственные причины для беспокойства, стимулирующие развитие избирательного внимания. Неудовлетворение важных для ребёнка потребностей приводит к развитию агрессии, причём в зависимости от того, какая структура Я-системы более развита — хорошее Я или плохое Я, — доминирует тот или иной способ решения ситуации. Так, при доминировании плохого Я вина чаще всего перекладывается на других. Эти идеи Г. Салливана легли в основу некоторых тестов.

 

Заключительный этап в истории отечественной социальной психологии ознаменовался разработкой основных ее проблем. В области методологии социальной психологии плодотворными были концепции Г. М. Андреевой (1980), Б. Д. Парыгина (1971), Е. В. Шороховой (1975). В исследование проблем коллектива большой вклад внесли К. К. Платонов (1975), А. В. Петровский (1982), Л. И. Уманский (1980). Исследования социальной психоло­гии личности связаны с именами Л. И. Божович {1968), К.. К. Пла­тонова (1965), В. А Ядова (1975). Исследованию проблем деятель­ности посвящены труды Л. П. Буевой (1978), Е. С. Кузьмина (1967). Исследованием социальной психологии общения занима­лись А. А. Бодалев (1965), Л. П. Буева (1978), А. А. Леонтьев (1975), Б. Ф. Ломов (1975), Б.Д. Парыгин (1971).

В 70-х годах завершилось организационное становление соци­альной психологии. Произошла институционализация ее как самостоятельной науки. В 1962 г организована первая в стране лаборато­рия социальной психологии в ЛГУ, в 1968 г. открыта первая кафедра соци­альной психологии в том же университете; в 1972 г. — аналогичная кафедра в МГУ. В 1966 г. с введением ученых степеней по психоло­гии социальная психология приобрела статус квалификационной научной дисциплины. Началась систематическая подготовка специ­алистов по социальной психологии.

Вопросы для самоконтроля.

1. Охарактеризуйте основные этапы становления социальной психологии. Дайте краткую характеристику современных социально-психологических теорий.

2. Развитие социальной психологии в России.

3. История становления социальной психологии за рубежом.

4. Каков вклад бихевиористского и необихевиоритского направлений в социальной психологии?

5. Опишите психоаналитические подходы к интерпретации личности и групповых процессов.

Список литературы.

1. Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 286 с.

2. Гибш X., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. - М., 1972. – 200 с.

3. Журавлев А.Л. Социальная психология / А.Л. Журавлев, В.Л. Соснин, Н.А. Красников. – М.: 2006. – 468 с.

4. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история / Б.Ф. Поршнев. – М.: 1968. – 178 с.

5. Сухова А.Н.Социальная психология / А.Н. Сухова, А.А. Деркач. – М.: 2000. – 530 с.

Заполните таблицу: обозначьте этапы становления социальной психологии.

Этапы/года Зарубежная социальная психология Периоды/года Отечественная социальная психология
       

 









Дата добавления: 2018-09-24; просмотров: 6311;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.