Социокультурный статус и функции философии. Философия и мировоззрение
(Вопрос № 1 канд. экз.)
Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007.– С. 16–35.
1. Почему личностная способность каждого человека к постановке и решению философских проблем не всегда актуализируется? От каких условий зависит актуализация этой способности человека?
С точки зрения И. Канта, и с точки зрения М. Хайдеггера и многих других мыслителей прошлого и настоящего философия понимается и определяется человеком через его собственное философствование, т.е. через размышление о смысле его собственной жизни. В отличие от животного, человек, осознавая свое собственное существование, также осознает и то, что это существование может в любой момент прекратиться. Все это вызывает у него потребность задавать себе и другим вопрос о смысле этого существования. Постановка данного вопроса и попытки ответить на него влекут за собой и другие вопросы, которые И. Кант относил к вечным вопросам философии. Следовательно, поскольку человек является именно человеком, а не животным он наряду с этим философствует. Таким образом, философия является ничем иным, как сущностной характеристикой бытия человека. Быть человеком и быть философом - понятия, по существу, тождественные. Однако, как только человек, находясь в личной пограничной ситуации, ставит перед собой вопрос о смысле своего бытия, а, следовательно, и бытия вообще, он тотчас, не прикладывая особых усилий собственного мышления, находит на них тот или иной готовый ответ, а в нашу эпоху - целый ряд возможных ответов. Эти ответы содержатся в культуре той эпохи и той страны, в которой живет человек, задающий вопросы. Поэтому чаще всего философствование большинства людей сводится к тому, чтобы из ряда ответов на фундаментальные вопросы бытия выбрать те из них, которые наиболее успешно ориентируют отдельного человека в определенной системе культуры и тех социальных отношений, в которых он исторически существует. И хотя философия как вопрошание о смысле бытия является сущностной характеристикой бытия человека в мире, актуализируется эта способность человека не всегда. На это как раз обращает внимание М. Хайдеггер, заявляя, что «...мы мыслим еще не в собственном смысле слова. Поэтому мы спрашиваем: что значит мыслить?».
Для того, чтобы актуализировать эту характеристику своего бытия и превратиться из философа потенциального в философа действительного, человеку необходимо проблематизировать те основания культуры, из которых вытекают уже готовые ответы (услужливо предоставленные ему средствами массовой информации) на фундаментальные вопросы его существования. Актуализация способности каждого человека к философствованию чаще всего зависит не только от волевых усилий отдельной личности, но и является следствием кризиса определенных оснований культуры, когда старые ответы на вечные философские вопросы уже не могут удовлетворительно ориентировать человека в изменившемся мире. Тем не менее, от волевых усилий отдельной личности, направленных на актуализацию философского мышления как сущностной характеристики своего бытия, зависит глубина видения данным человеком кризиса современной культуры и общества, полнота объяснения истоков этого кризиса своим современникам и адекватность предложений по его преодолению для дальнейшего развития культуры и общества.
2. Почему определение философии как рефлексии над универсалиями культуры помогает более адекватно решать проблему исторического развития философии?
Философствование как личностное самовыражение и личностный поиск смысла бытия превращается в философию как рефлексию над основаниями культуры. Именно это определение понятия философии является в настоящее время доминирующим в современной философской литературе.
В определении философии как рефлексии над универсалиями культуры, через которую сама культура как бы ищет новые пути своего развития, снимается та неопределенность этого понятия, которая была связана с многообразием обликов философии в ее историческом развитии. Это многообразие определений философии, которые давали ей мыслители прошлого, связано с тем, что философия каждый раз выдвигала те задачи, которые стояли перед культурой на определенном этапе ее развития. Решая эти задачи, философия приобретала такие черты, которые были характерны именно для данного этапа развития культуры. Поэтому понятие философии отождествлялось с понятием знания и науки в досократической философии и с понятием метафизики в философии Аристотеля; с понятием искусства жизни в эллинистический период развития античной философии и с богопознанием в неоплатонической и средневековой философии; с методологией научного познания в Новое время и с проблемами кризиса техногенного общества в современный период.
Кроме того, данное определение понятия философии связывает ее социальную значимость с представлением о философии как сущностной характеристики бытия человека.
Таким образом, философия как рефлексия над универсалиями культуры является не только посредником в диалоге культурных традиций ведущих регионов современного мира, но и катализатором синтеза - до сих пор автономно развивающихся форм культуротворчества науки, морали, искусства и религии. Впрочем, в отличие от предшествующих эпох развития философской мысли современная философия не должна навязывать остальным формам духовной жизни общества некие вечные истины. Ее главная задача, по меткому выражению Ю. Хабермаса, быть местоблюстителем Истины, рационального мышления как таковых, а истины науки, морали и искусства - дело самих этих сфер духовной жизни.
3. Чем отличается великий мыслитель от «простого человека»? В чем заключается актуальность философии в нашу эпоху?
Как отмечает один из выдающихся социальных мыслителей современности 3. Бауман,в кризисную эпоху вопрос, который задает
мыслитель, может быть ценнее, чем ответ на него. Проблема нынешнего состояния нашей современной цивилизации заключается в том, что она перестала задавать себе вопросы. Отказ от некоторых вопросов несет в себе большую опасность, чем неспособность ответить на вопросы, уже стоящие на повестке дня, а неправильно заданные вопросы зачастую помогают отвлечь внимание от действительно важных проблем. Для того, чтобы актуализировать эту характеристику своего бытия и превратиться из философа потенциального в философа действительного, человеку необходимо проблематизировать те основания культуры, из которых вытекают уже готовые ответы (услужливо предоставленные ему средствами массовой информации) на фундаментальные вопросы его существования.
Степин: Занимаясь профессиональной работой, философ, осознает он это или нет, часто адресует открытые им новые категориальные смыслы будущему. Какому будущему - он заранее не знает. Но когда возникают переломные эпохи, эти идеи могут обрести практическую актуальность. Тогда они становятся своеобразным генератором и катализатором соответствующей публицистики, художественной критики, литературных произведений, новых религиозно-нравственных, политических и правовых идей, внедряемых в социальную практику.
Гуссейнов: Философы создают улучшенный, идеализированный образ мира, они хаос преобразуют в космос. Это — своего рода дизайнеры вселенной…
Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 1923;