Теория элиты В. Парето
В. Парето отмечает, что все известные общества характеризуются гетерогенностью (разнородностью), так как их члены неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном и других отношениях. В результате, в каждом обществе есть масса управляемых индивидов, и есть небольшое число людей, которые властвуют. Тех, которые властвуют, В. Парето называет элитой.
Вообще у В. Парето есть два определения элиты: широкое, относящееся ко всей общественной элите, и узкое, прилагаемое к правящей элите. Согласно широкому определению, в элиту входят люди, обладающие наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности.
«Допустим, что во всех областях деятельности каждый индивид получает индекс своих способностей, приблизительно так, как ставят оценки на экзаменах по разным предметам в школе. Дадим, например, тому, кто превосходно делает свое дело, индекс 10. А тому, чьи успехи сводятся только к наличию единственного клиента – индекс 1, так чтобы можно было поставить 0 кретину. Тому, кто сумел заработать миллионы (неважно, хорошо это или плохо), мы поставим 10, а зарабатывающему тысячи франков – 6. Тому, кто едва не умирает с голоду, поставим 1, а помещенному в приют для неимущих – 0. Женщинам-политикам, таким, как Аспасия при Перикле, Ментенон при Людовике XIV, Помпадур при Людовике XV, завоевавшим благодарность могущественных людей и игравшим роль в управлении общественными делами, мы поставим 8 или 9. Потаскухе, только удовлетворяющей чувства этих людей и не оказывающей никакого воздействия на общественные дела, поставим 0. Ловкому жулику, который обманывает людей и не попадает под уголовный кодекс, мы поставим 8, 9 или 10 в зависимости от числа простофиль, которых он заманил в свои сети, и количества денег, которые он выманил у них. Нищему мелкому жулику, крадущему столовые приборы у трактирщика и вдобавок схваченному за шиворот жандармами, мы поставим 1. Такому поэту, как Мюссе, – 8 или 9 в зависимости от вкусов. Рифмоплету, от которого бегут люди, слыша его сонеты, поставим 0. Шахматистам можно присваивать более точные индексы, основываясь на количестве и качестве выигранных партий. И так далее для всех сфер деятельности… Таким образом, мы составим класс тех, у кого самые высокие индексы в их сфере деятельности, и назовем это элитой. Для цели, которой мы задаемся, равным образом подошло бы любое другое название или даже простая буква алфавита».[58]
То есть, это определение нейтрально, объективно. В элиту входят те, кто достоин хороших оценок в конкурсе жизни или вытянул счастливые номера в лотерее «общественной» жизни.
В. Парето практически не пользуется широким определением. В основном он использует термин «элита» в значении правящего слоя, представители которого выполняют политические и общественные руководящие функции. В этом смысле В. Парето различает два вида элиты: правящую, т.е. принимающую участие в осуществлении политической власти, и неправящую.
«Для исследования, которым мы занимаемся – исследования устойчивости общества, – полезно разделить этот класс на две части. Мы выделим тех, кто прямо или косвенно играет заметную роль в правительстве; они составляют правящую элиту. Остальные образуют неправящую элиту. Например, известный шахматист, конечно, входит в элиту. Столь же несомненно, что его талант в шахматах не предоставляет ему возможности оказывать влияние на правительство, и, следовательно, если при этом не задействуются его другие качества, он не входит в правящую элиту. Любовницы абсолютных монархов или очень могущественных политиков часто входят в элиту благодаря либо красоте, либо уму. Но лишь часть из них, обладающая особыми способностями в сфере политики, будет играть определенную роль в управлении. Итак, мы располагаем двумя слоями населения: 1. Нижний слой, класс, непричастный к элите; мы не будем выяснять пока влияние, которое он может оказывать на правительство. 2. Высший слой, элита, делящаяся надвое: (а) правящая элита; (b) неправящая элита».[59]
Концепция социальной стратификации В. Парето может быть представлена в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита, а остальную часть – основная масса населения (низший слой).
В. Парето выделяет следующие черты представителей правящей элиты:
– высокая степень самообладания;
– умение улавливать и использовать для своих целей слабые места других людей;
– способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции;
– способность применять силу, когда это необходимо.
Между элитой и остальной массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет элиту. Процесс обновления высшего слоя В. Парето называет циркуляцией элит. Благодаря циркуляции элита находится в состоянии постепенной и непрерывной трансформации.
Циркуляция элит функционально необходима для поддержания социального равновесия. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для управления качествами. Но если элита оказывается закрытой, т.е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и ее упадку. В результате элита (аристократия) теряет способность и возможность держать власть и защищать ее от посягательств. Вследствие этого она сходит со сцены и уступает место другой, более сильной в данной момент, элите. Эта новая элита также со временем утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счет представителей низшего слоя. Отсюда тезис В. Парето: «История – это кладбище аристократий».
Политические революции, по мнению В. Парето, происходят, потому что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по другой причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Революция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит. Сущность революции состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты.
Исторический процесс характеризуется постоянным чередованием, сменой элит. При этом изменяются не только составы элит; меняются сами типы элит. Причина этой смены, по В. Парето, состоит в поочередном преобладании в элитах осадков первого и второго классов (инстинкта комбинаций и настойчивости в сохранении агрегатов).
Первый тип элиты, в котором преобладает инстинкт комбинаций, управляет путем использования убеждения, подкупа, обмана, прямого одурачивания масс. Усиление осадков первого класса и ослабление осадков второго приводят к тому, что правящая элита больше заботится о настоящем и меньше – о будущем. Интересы ближайшего будущего господствуют над интересами отдаленного будущего; интересы материальные – над идеальными; интересы индивида – над интересами семьи, других социальных групп, нации.
С течением времени инстинкт комбинаций в правящем классе усиливается, в то время как в управляемом классе, напротив, усиливается инстинкт настойчивости в сохранении агрегатов. Иными словами, элита, находящаяся долгое время у власти, становится слишком «интеллектуальной» (это не означает «слишком умной»), начинает питать отвращение к силовым приемам и поэтому делается уязвимой. В массах же, напротив, нарастает агрессия, которая, в конечном итоге, становится движущей силой революции, в результате которой к власти приходит другой тип элиты с преобладанием осадков второго класса. Для этой категории элиты характерны агрессивность, авторитарность, упорство, непримиримость, подозрительность к компромиссам. Первый тип правящей элиты можно вслед за Н. Макиавелли назвать лисами, второй – львами.
В сфере экономики этим двум типам соответствуют категории «спекулянтов» и «рантье». В первой из них преобладают осадки первого класса, во второй – второго. Спекулянты, обладая хорошими способностями в области экономических комбинаций, не довольствуются фиксированным доходом, часто незначительным, и стремятся заработать больше. Каждая из двух категорий выполняет в обществе особую полезную функцию. Спекулянты часто «служат причиной изменений и экономического и социального прогресса». Рантье, наоборот, составляют мощный фактор стабильности. Общество, в котором почти исключительно преобладают рантье, остается неподвижным и склонно к застою и загниванию; общество, в котором доминируют спекулянты, лишено стабильности; оно находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко может быть нарушено изнутри или извне.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 1661;