Единство индивида и того, что ему принадлежит
Vа. Чувства, которые противостоят нарушениям равновесия.
Vб. Чувства равенства у низших.
Vв. Восстановление целостности (справедливости) при помощи действий, направленных на объекты, которые были деформированы.
Vв1. Реальные субъекты.
Vв2. Субъекты мнимые или абстрактные.
Vг. Восстановление целостности (справедливости) при помощи действий по отношению к обидчику.
Vг1. Реальный обидчик.
Vг2. Мнимый или абстрактный обидчик.
VI класс
Сексуальный осадок[57]
Самыми важными, по мнению В. Парето, являются осадки первого и второго классов. Первый класс образован из осадков, соответствующих инстинкту комбинаций. В. Парето использует термин «инстинкт», который отсылает нас к тому, что есть самое глубокое в человеке, по ту сторону осадков, к чувствам. Инстинкт комбинаций есть склонность к установлению связей между идеями и вещами, к извлечению следствий из провозглашенного принципа, к правильному или неправильному рассуждению. Один из подклассов инстинкта комбинаций – потребность в логическом развитии, то есть потребность в бесконечном обновлении теорий и развитии наук. Инстинкт комбинаций, таким образом, лежит в основе интеллектуального прогресса человечества, развития разума и цивилизации.
Второй класс осадков – противоположность первого. Если инстинкт комбинаций есть то, что мешает человеку раз и навсегда ограничиться одним способом деятельности или одним обществом, стимулируя беспрерывное развитие знаний и бесконечное обновление верований, то настойчивость в сохранении агрегатов сравнима с инерцией. Это склонность людей к поддержанию сформировавшихся комбинаций, к отказу от изменений и к согласию с императивами. Второй класс образует с первым контрастную пару. Оба класса осадков важны для общества. Одни содействуют изменению и обновлению, другие – стабильности и сохранению. Одни побуждают к строительству интеллектуальных конструкций, другие – к стабилизации комбинаций.
Третий класс («потребность в проявлении своих чувств посредством внешних актов»). Эта потребность выражается ритуальным действием, например, аплодисментами, предназначенными для выражения благосклонности. Четвертый класс («осадки, связанные с социальностью») связан со вторым классом (настойчивость в сохранении агрегатов). Первый род четвертого класса – «отдельные общества». В. Парето отмечает, что все люди склонны создавать ассоциации, в частности добровольные, внешние по отношению к первичным группировкам, в которые они непосредственно интегрированы. Эти ассоциации постепенно порождают чувства преданности и верности, укрепляющие их бытие. В качестве примера он рассматривает спортивные общества. Клубный патриотизм приводит на стадион публику. Победа моей команды приносит мне некоторое удовлетворение. Причем логической основы этой преданности и удовлетворения не существует.
Второй род – «потребность в единообразии». Эта потребность – одна из самых распространенных и сильных у людей. Каждый склонен считать, что его образ жизни – наилучший. Ни одно общество не может существовать, если оно не навязывает своим членам определенного образа мыслей, определенной веры, определенного способа действий. Именно потому, что любое общество считает обязательным тот или иной образ жизни, он также стремится преследовать отступников. Потребность в единообразии есть осадок, который становится причиной нередких в истории гонений на диссидентов.
Следующий род осадков – чувства, связанные с иерархией, то есть почтительное отношение подчиненного к начальнику, благосклонность и покровительство – переходящие в господство и надменность – начальника к подчиненному, иными словам, чувства, испытываемые друг к другу членами коллектива, находящимися на разных уровнях иерархии.
В. Парето отмечает, что осадки одного общества, как правило, существенно отличаются от осадков другого. Они незначительно изменяются в пределах отдельно взятого общества в целом. Но их распределение среди различных слоев внутри каждого общества весьма изменчиво. Осадки – это постоянный, устойчивый элемент в теориях, логизирующих нелогические человеческие действия. Они ближе всего находятся к глубинному слою чувств, будучи их непосредственным проявлением. В. Парето утверждает, что выделенные им шесть классов осадков оставались постоянными на протяжении двух тысяч лет истории Запада. В то же время подклассы внутри каждого класса гораздо менее постоянны; усиление некоторых из них может компенсироваться ослаблением других.
Производные, или деривации, согласно В. Парето, составляют изменчивый и поверхностный слой теорий. Можно сказать, что это своего рода оправдательные теории или идеологии. Это разные словесные средства, с помощью которых отдельные индивиды или группы придают видимую логику тому, что на самом деле ею не обладает или обладает не в той мере, в какой субъекты хотели бы в это верить; это способы, которые одни люди используют для того, чтобы увлечь, убедить других.
В. Парето делит производные на четыре класса.
Первый класс – это «простые уверения», формула которых: «это так, потому что так» или «надо, потому что надо». Например, мать говорит своему ребенку: «слушайся, потому что нужно слушаться».
Второй класс производных содержит в себе аргументы и рассуждения, опирающиеся на авторитет (личности, традиции, обычая), который делает их эффективными независимо от их логической ценности. Например, мать говорит: «ты должен слушаться, потому что этого хочет папа». В средние века лучшим доказательством какой-либо мысли, теории, концепции служили цитаты из произведений Аристотеля, который считался непререкаемым авторитетом.
В третьем классе производных доказательство основано на апелляции к каким-нибудь чувствам, индивидуальным или коллективным интересам, юридическим принципам, метафизическим сущностям или воле сверхъестественных существ. Четвертый класс производных черпает силу убеждения в «вербальных доказательствах», то есть таких, которые основаны на «использовании терминов с неопределенным, сомнительным, двойственным смыслом и не согласуются с реальностью».
Таким образом, производные выполняют две противоположные функции по отношению к определенным осадкам и соответствующим им чувствам: во-первых,они обнаруживают и выражают эти осадки и чувства; во-вторых, они их скрывают, камуфлируют. В зависимости от ситуации на первый план может выступать либо одна, либо другая функция.
Классификация осадков и производных довольно громоздка и расплывчата. Ею практически никто не пользовался в истории социальной науки. Эта классификация и не претендует на завершенность. Она просто подразумевает основные тенденции поведения людей, доказывая, что поведение структурировано, а его мотивы доступны познанию. Она свидетельствует о внутренней упорядоченности природы человека и о том, что можно обнаружить какую-то логику в нелогически-экспериментальном поведении людей, живущих в обществе.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 895;