Краткий обзор теоретического материала
Организованность музыки достигается путем определенного чередования акцентов, определенной пульсации мелодии и других элементов, связанных с нею.
Звуки, на которые приходится акцент, называются сильными долями.
Звуки, не имеющие акцентов - слабыми долями.
Чередование сильных и слабых долей создает в музыке непрерывное движение повторяющихся метрических звеньев – метр.
Чередование сильных долей времени происходит через 1 – 2 слабые доли и создает в музыке непрерывное движение повторяющихся метрических звеньев.
Чередование долей времени в пределах одного метрического звена – от сильной доли до следующей сильной доли, называется тактом.
Начало музыки со слабой доли называется затактом.
Метр, в котором сильные доли повторяются равномерно через одну долю – двухдольным. Метр, в котором сильные доли повторяются равномерно через две доли – трехдольным. Двухдольные и трехдольные метры, имеющие один акцент, называются простыми.
Промежутки между ударными звуками могут быть расположены равномерно (что типично для большинства произведений) и неравномерно (когда расстояния между сильными долями все время меняются).
От времени, происходящего между соседними акцентируемыми сильными долями, зависит темп исполняемого произведения. Темп – скорость исполняемого произведения.
Темпы подразделяются на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые.
В зависимости от места положения сильных долей в такте и их количества различают простые и сложные метры.
Выразителем метра на нотном письме является цифровое обозначение при ключе – размер.Верхняя цифра размера обозначает количество долей в такте (2,3,4), а нижняя – какой длительностью выражена эта доля (четвертная, восьмая, половинная, целая).
От слияния двух или нескольких простых разнородных метров образуются сложные смешанные метры, что не типично для музыки «классической», а свойственно, скорее, народно - национальный (русской, украинской, болгарской).
Для народной музыки также характерны переменный размер.
Доля метра может быть выражена различной длительностью. Примером согласования метра и ритма, служат весьма распространенные в музыки ритмические фигуры: пунктирный ритм, синкопа и др. Именно чередование различных ритмических фигур является основанием к созданию ритмической партитуры музыкального произведения
Образование ритмических групп внутри такта называется группировкой.
Тактирование – средство для достижения правильного исполнения ритмики.
Множество соотношений музыкальных длительностей, в сочетании с определенным расположением сильных и слабых долей, скоростью движения, образует одну из важнейших черт индивидуальности основной мелодии музыкального произведения.
Тактовый размер | Метрический счет и схема дирижерского рисунка |
Двухдольный | 2и 1и |
Трехдольный | 3и 1и 2и |
Четырехдольный | 4и 1и 2и 3и |
Одновременное или последовательное сочетание двух звуков называется интервалом.
Звуки интервала, взятые последовательно, образуют мелодический интервал.
Звуки интервала, взятые одновременно, образуют гармонический интервал.
Нижний звук интервала называется основанием интервала, а верхний – вершиной интервала.
Все гармонические и восходящие мелодические интервалы читаются вверх от основания к вершине. Каждый интервал определяется двумя величинами – количественной и качественной.
Количественной называется величина, выраженная количеством ступеней, составляющих интервал.
Качественной называется величина, выраженная количеством тонов и полутонов, составляющих интервал.
Интервалы, образующиеся в пределах октавы, называются простыми. Всего их восемь: прима(1), секунда(2), терция(3), кварта(4), квинта(5), секста(6), септима(7), октава(8). Названия интервалов зависят от количества ступеней , которые они охватывают.
Все перечисленные выше интервалы называются простыми.
Интервалы, выходящие за пределы одной октавы, называются составными.
Расстояние от самого низкого звука в произведении до самого высокого, называется диапазоном.
Мелодией называется одноголосная последовательность звуков, организованная в метро – ритмическом и ладовом соотношении. Музыкальное содержание может быть передано одной мелодией без сопровождения. Одноголосные музыкальные произведения бывают с текстом и без него. При наличии текста содержание мелодий раскрывается значительно ярче. Мелодическое движение в своем развитии принимает разнообразные формы. Рисунок мелодического движения складывается из его различных направлений. Основные из них: восходящее движение; нисходящее движение; волнообразное движение; горизонтальное движение.
Высшая точка мелодии или вершина, при условии совпадения ее с наибольшим динамическим напряжением, называется кульминацией.
Мелодия, как и речь, не течет непрерывно, а делится на части. Части мелодии или музыкального произведения называются построениями; они бывают различные по продолжительности. Граница между построениями называется цезурой.
Отдельные построения отличаются друг от друга степенью законченности музыкальной мысли. Музыкальное построение, выражающее законченную музыкальную мысль - называется периодом. Простейший период – 8 тактов. Период делится на две части – предложения. Окончание музыкального построения называется каденцией. В мелодии каденция выражена последовательностью двух или нескольких заключительных звуков, приводящих построение к неустойчивому или устойчивому окончанию. Предложение, в свою очередь, делится на два более мелких построения, называемых фразами. Фразы представляют собой или слитное построение или распадающееся на мотивы построение. Мотивом называется построение, содержащее в себе один метрический акцент. Мелодическое движение неразрывно связано со сменой степени громкости звучания. Различные степени звучания в музыке называются динамическими оттенками. Обычно применяются в музыке следующие динамические оттенки:
- постоянной степени громкости;
- постепенно меняющейся громкости;
- для смены степени громкости.
В процессе развития музыки, в частности мелодии, некоторые звуки, выделяясь из общей массы, приобретают характер опорных звуков. Мелодия обычно и заканчивается на одном из этих опорных звуков. Опорные звуки принято называть устойчивыми звуками. Такое определение опорных звуков соответствует их характеру, так как окончание мелодии на опорном звуке производит впечатление устойчивости, покоя. Самый устойчивый звук на котором заканчивается произведение, называется тоникой.
1. В противоположность устойчивым звукам. Другие звуки, участвовавшие в организации мелодии, называются неустойчивыми. Переход неустойчивого звука в устойчивый - разрешением.
2. Система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом. В основе отдельной мелодии и музыкального произведения в целом всегда лежит определенный лад. Лад придает музыке, совместно с другими выразительными средствами, определенный характер, соответствующий ее содержанию. В музыке встречаются разнообразные лады, но самыми распространенными являются мажорный и минорный лады.
3. Схема построения мажорной гаммы: 1 1 ½ 1 1 1 1/2
4. Схема построения минорной гаммы: 1 ½ 1 1 ½ 1 1
5. Расположение звуков лада в порядке высоты ( начиная от тоники и до тоники следующей октавы) называется звукорядом лада или гаммой. Звуки, образующие гамму, называются ступенями.Высота, на которой расположен лад, называетсятональностью. Название тональности происходит от названия звука, принятого за тонику. Например, До – мажор.
Основные понятия, которые студент должен знать по освоении данного раздела: Акцент. Метр. Такт. Размер. Ритм. Тактирование. Интервал. Диапазон. Мелодия. Период. Музыкальный синтаксис. Динамика. Лад. Тоника. Тональность. Ступень.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 728;