Простая 2-ухчастная форма
Поскольку «период», господствующий в песенно – танцевальных жанрах, не давал широких возможностей для развития или контрастных сопоставлений, появилась необходимость в создании более сложной формы, способствующей более полному раскрытию содержания произведения
2-ух частная форма – такая форма, каждая часть, которой составлена в форме периода или по крайней мере первая часть, а вторая не содержит структуры более сложной, чем период.
Музыкальная мысль, изложенная в первом предложении периода - во втором – только доказывает и закрепляет ее.
В музыкальной практике очень часто используется 2-ухчастная форма.
2-ухчастная форма представляет собой сопоставление 2 периодов повторной структуры:
АА1 ВВ1
Истоки развития 2-ухчастной формы коренятся в народной музыке и тесно связаны с характерным для народной музыки принципом оттеняющего или развивающего сопоставления 2 частей:
- куплет – припев
- сольное исполнение – коллективное исполнение
- песня – инструментальный наигрыш
В данной форме функция второй части не сводится только к оттеняющему контрасту, она может развивать и продолжать мысль первого периода, а может ее подытоживать, резюмировать. Вторая часть этой формы так и называется - «продолжающий период».
Существует 2 основных типа 2-ухчастной формы:
- Безрепризная форма – АА1 ВВ1
- Репризная - АА1 ВА1
2-ух частная форма может иметь Вступление и Заключение.
Одной из самых распространенных форм вокальной музыки является куплетная форма.
Куплетная форма – форма вокального произведения, которая состоит из нескольких проведений подряд одного и того же музыкального построения с различным словесным текстом.
Повторяемые с различным текстом сходные музыкальные построения называются куплетами. Собственно повторение куплета может быть:
- точным совершенно;
- с некоторыми изменениями (вариациями).
Куплетная форма чаще всего находит применение в народном песенном творчестве, в советской массовой песне, в романсах. В народной песне, вариантные изменения в музыку куплетов иногда вносятся импровизационным путем, во время исполнения.
Куплет песни может быть представлен в форме:
- периода;
- простой двухчастной форме (в романсах).
Для куплетной формы характерно запевно - припевная структура. Так, например, в русской песне «запев» всегда исполняет «запевала» (или часть голосов), «припев» – хор. «Запев» выступает обычно в качестве вступления к основной части песни – хоровой.
Для советской массовой песни характерно коллективное исполнение, как «запева», так и «припева». При этом «припев» всегда остается неизменным, а в «запеве» меняется только текст. «Запев» и «припев» всегда равны по протяженности. У куплетной формы, в сравнении с другими формами, есть преимущества:
- простота и ясность формы;
- легкая запоминаемость музыки вследствие ее многократного повторения.
Но при этом отмечаются и недостатки:
- однообразие развития мелодической линии;
- замкнутость частей, их ограниченность друг от друга.
В профессиональной музыке композиторы зачастую создают песенные куплеты с нарушением традиционных канонов, а именно, уходят от замкнутости формы.
Повторение в музыке не может быть бесконечным. Это утомляет наш слух. Поэтому в музыке часто используется варьирование, видоизменение.
Вариационная форма тоже уходит своими корнями в народное творчество, особенно в хоровое пение с инструментальным сопровождением. В таких песнях певцы пели все куплеты одинаково, а исполнители на инструментах варьировали сопровождение. Такая форма нашла применение в профессиональной музыке.
Слово «вариация» — латинского происхождения и означает «изменение». Мы пользуемся этим словом и близкими к нему: «вариант», «варьировать» не только в музыке. Но здесь они имеют общее значение.
Большое распространение вариационная форма получила в музыке инструментальной. Мы называем вариациями определенную форму произведения или его части, которая состоит из изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений. Это и есть собственно вариации. То что композитор опирается на тему или ее элементы, дает нам нить для запоминания и узнавания музыки. А ее варьирование обогащает, расширяет, углубляет, а иногда даже меняет основную мысль.
Вариационная форма имеет долгую историю. Уже к XVI в. сложилась определенная вариационная композиция. Она имела разные названия: «вариации на выдержанный бас» (basso ostinato), «пассакали», «чакон»а. Тема баса излагалась в нижнем голосе и повторялась неизменно, а на нее наслаивались другие голоса, создавая ощущение непрерывности, текучести музыки. В то же время присутствие неизменного басового голоса придавало музыке характер оцепененья, статики. Не случайно, эту форму часто употребляли для выражения скорби, безысходности, неотвратимости.
Форма вариаций на basso ostinato была любима многими композиторами XVII и XVIII вв.
К ней часто обращался И.С. Бах и в самостоятельных произведениях, и в частях крупных сочинений - концертов, кантат, месс. Эту форму в старинной музыке часто называли «пассакалией».
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 1346;