Раздел 3. Структура музыкальной речи
Лекция «Музыкальная форма»
Что же такое«музыкальная форма»?
Это понятие в музыке имеет два значения.
В широком понимании этого слова – совокупность средств музыкальной выразительности ,воплощающих содержание музыкального произведения.
В узком же смысле - форма — это определенный распорядок частей и характер отношений между собой.
Не только широкое, но и узкое определение музыкальной формы связано с содержанием: ведь последовательность частей есть нечто иное ,как последовательность музыкальных мыслей, музыкальных образов, а взаимоотношение частей формы говорят о том или ином виде связи между образами.
Форма как совокупность художественных средств и как структура произведения важна и существенна в каждом искусстве. Но в музыке особенности ее временной и звуковой природы с особой настойчивостью требуют ясной, тщательно разработанной, безупречно логичной форы.
.Установление форм, их историческая кристаллизация происходили отнюдь не без влияния жанров. Так, например, не существует единой формы вальса.
Любое музыкальное сочинение состоит из различных частей. Если бы этого не было, произведение представляло бы собой бессмысленный поток музыкальных звуков. Каким же бесформенным было бы тогда произведение, в котором все время появляются новые и новые мелодии и их сочетания.
Итак, мы будем знакомиться с наиболее общими и простыми формами музыкального произведения.
Применение самого простейшего принципа - повторность позволит создать музыкальное произведение в разных формах
.Какие же формы связаны с этим принципом?
Период– это простейшая форма законченного изложения музыкально -- тематического материала ( музыкальной мысли). Признаком законченности является наличие полной каденции, которая обозначается в конце определенного музыкального построения.
Период может представлять собой вполне определенное, самостоятельное, законченное произведение. Простейший тип периода состоит из 8 тактов.
Строение «период» характерно для песенно – танцевальных жанров. Свое широкое распространение форма получила в XXII – XXIII вв. Рождению ее поспособствовала неожиданно возникшая потребность со стороны дворцовой знати в создании такого мелодико - ритмического построении, которое бы легко воспринималось, запоминалось и узнавалось.
Период состоит из двух мелодически сходных построений – предложений АА1 , где
предложение А - рассматривается как начальное, повествующее
А1 – ответное, заключительное.
Предложение в свою очередь делится на два более мелких построения, называемых фразами.
В музыке встречаются предложения ,в которых фразы отделены друг от друга цезурой, и предложения, в которых фразы сливаются почти в сплошную мелодическую линию.
Каждая фраза в свою очередь делится на мотивы. Мотивом называется построение, содержащее в себе один метрический акцент.
.
. Для периода существенны два момента:
- повторяемость определенного мелодико – ритмического построения, которое как бы утверждает построение, закрепляет его в сознании слушателей;
- законченность, за счет взаимодействия двух различных каденций.
В музыкальной практике встречаются два вида периода:
- период повторного строения;
- период не повторного строения.
Общая кульминация в периоде, чаще всего приходится на конец второго предложения в произведении.. Период может быть
- частью музыкального произведения;
- самостоятельным сочинением. Это связано прежде всего с воплощением одного эмоционального состояния, что в свою очередь послужило основанием к
развитию жанра «миниатюра»
Для музыки характерна еще одна особенность – чередование уже знакомых музыкальных мыслей с новыми. На этом принципе основаны следующие виды музыкальной формы :
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 3018;