Этапы развития музыки

В своем развитии музыка, как и поэзия, отмечает три этапа развития. Первый этап определяется чаще всего термином «фольклорный». В европейской культуре понятие «музыкальный фольклор» часто используют как синоним к понятиям «народная», «этническая» или «музыкальная культура нецивилизованных народов». Стадия фольклора отличается такой коммуникацией, когда слушатель и исполнитель не разделены - все являются соучастниками музыкального действа и включены в некий ритуал.

Музыкальный фольклор тесно связан с народным бытом (охота, рождение ребенка, свадьба, похороны), трудовым процессом, календарными праздниками, обрядами, играми. По своей природе он синкретичен, так как сочетает в себе пение и звучание музыкальных инструментов. В первобытных обществах он был неотделим от слов и телодвижений. Наряду с крестьянским музыкальным фольклором, хорошо сохранившимся в культуре России, существует и городской музыкальный фольклор. Это уже «профессиональное народное искусство», которое появляется лишь в развитых сообществах. Для фольклорного этапа характерна устная форма трансляции музыкальных «текстов», отсутствие форм письменной их фиксации и неразвитость музыкально-теоретических понятий, специальных музыкальных учений.

Второй этап определяется по-разному, как «устная музыкальная литература», музыка «традиционная» или «устно-профессиональная». В ней музыкант-профессионал отделен от слушателей. Его отличает стремление к фиксации музыкального «текста», чаще всего с помощью слова, но не в процессе распевания безымянных народных стихов, а специально сочиненных литературных текстов.

На третьем этапе устная форма общения заменяется письменной и появляются три участника процесса музыкальной коммуникации: композитор-исполнитель-слушатель. Такой взгляд определяет традиционно-европейское понимание музыки в наши дни. Именно в Западной Европе на рубеже 16-17 вв. возникло авторское, композиторское музыкальное творчество. Музыка стала записываться в стабильном нотном тексте и появилась необходимость исполнения, записанного и отделенного от создателя «нотного текста». Музыкальное сочинение (композиция, опус) приобрело возможность самостоятельного существования, что было вызвано появлением нотописи и развитием инструментальных форм музыки.

На данной стадии стало выделяться исполнительское музыкальное искусство - одна из самых значимых сфер реализации музыки во всех культурах и на всех стадиях ее существования. При этом возникает ярко выраженная потребность в индивидуальной трактовке, варьировании, аранжировке одного и того же фиксированного в нотном тексте музыкального произведения.

Виды музыки. К концу 20 в. меняется отношение к музыке в целом. Она перестает рассматриваться как явление, стоящее в ряду с другими искусствами, а осмысляется как часть культуры (молодежной, народной, крестьянской, городской, массовой, элитарной, европейской, американской, африканской, японской, восточной, русской и др.).

Что такое музыка сегодня?

. Музыкальные структуры, которые определяли язык классической музыки, разрушились. Новые стилистические направления, когда в качестве художественного «произведения» начал выступать исходный материал музыки - нетрадиционным образом, организованный во времени звук и ритм - способствовали расширению концепции музыки. Теперь к элементам музыкальной структуры стали причисляться не только «музыкальный звук», «интервал» или «тембр», но и «шум», «кластер», «скрип», «крик», «топот» и множество других звуковых явлений искусственного или природного происхождения.

Более того, в качестве музыки начало осмысляться отсутствие звучания, т.е. - пауза, тишина. В этом отразился интерес некоторых европейских и американских музыкантов к медитативно-религиозным практикам Востока, изучение ими философии дзэн-буддизма, ислама, индуизма, влияние теософских концепций на понимание природы музыки.

Современные представления о музыке формируются в мультикультурном пространстве, суммируя наши знания о различных культурных средах, пластах, традициях, где музыка обязательно имеет место. Используются возможности широкого межкультурного обмена не только собственно музыкальными артефактами (сочинениями, инструментами, учениями, концепциями, музыкантами, техникой и пр.), но и различными духовными ценностями общекультурного порядка, которые затрагивают такие «музыкально-процессуальные сферы» природы Человека, как его способность к чувственно-эмоциональным переживаниям, длительным психическим состояниям, механическому движению и движениям души, к мышлению, речению. Все культурное разнообразие этих процессов, известное нам сегодня в географическом и историческом пространстве мировых культур и цивилизаций, значительно влияет на современную музыкальную практику (практики), на создание и восприятие музыки и на представления о том, что такое музыка. Очертания новой глобальной культуры вырисовывают нам сегодня стремление не столько к однообразию и унификации, возникающих на Земном шаре музыкальных явлений, сколько к их разнообразию и неповторимости в самых различных формах организации человеком проявленных и непроявленных звучаний.

В настоящее время наши представления о музыке значительно расширяются и изменяются. Этому способствовал ряд процессов, получивших распространение в 20 веке: развитие звуковых технологий (звукозапись и техническое воспроизведение музыки, возникновение электромузыкальных инструментов, синтезаторов, музыкально-компьютерных программ);

знакомство с музыкальными культурами различных народов мира;

интенсивный обмен музыкальной информацией между странами, народами и континентами (музыкальные программы на радио, телевидении, гастроли музыкальных коллективов, международные музыкальные фестивали, , использование Интернета и др.);

признание музыкальных интересов и вкусов разнообразных социальных групп в обществе.

В 20 веке возникает видовое и стилистическое разнообразие музыки появляются представления о различных «музыках», охватывающих более или менее широкий круг бытующих сегодня музыкальных явлений:

Классическая (или серьезная) - профессиональные музыкальные сочинения, рожденные в культуре Европы преимущественно с Нового времени (рубеж 16-17 вв.) и в средние века;

Популярная - массово потребляемые, преимущественно песенно-танцевальные музыкальные жанры.

Внеевропейская (неевропейская) - музыка тех народов (Востока), чья культура отличается от культуры западноевропейской цивилизации Запада

Этническая (традиционная) — фольклорные (и устно-профессиональные музыкальные явления разных народов), подчеркивающие самобытность этноса, нации, племени.

Эстрадная (или легкая) - музыка развлекательного характера, предназначенная для отдыха.

Джаз - подхваченные европейцами профессиональные исполнительские традиции американцев, основанные на синтезе африканских и европейских музыкальных элементов.

Рок - музыка небольших вокально-инструментальных групп молодежи, отличающаяся обязательным наличием ударных и электромузыкальных инструментов, в первую очередь - гитар.

Авангардная (экспериментальная) - общее наименование нового направления в профессиональном композиторском творчестве 20 в.

Альтернативная - новые музыкальные сочинения или исполнения (звуковые представления, «перформансы»), принципиально непохожие на все известные сегодня виды музыки

Многие виды музыки определяются:

по среде их обитания и функциям: военная, церковная, религиозная, театральная, танцевальная, киномузыка и т.д.

по характеру исполнения: вокальная, инструментальная, камерная, вокально-инструментальная, хоровая, сольная, электронная, фортепианная и др.;

по отличительным свойствам музыкальной фактуры и композиторской техники: полифоническая, гомофонная.

Внутри каждого из видов музыки в свою очередь могут возникать и развиваться собственные стили и направления, отличающиеся устойчивыми и характерными структурными и эстетическими признаками.

Например: классицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, серийность, авангард - в классической музыке;

рэгтайм, диксиленд, свинг, би-боп, куул - в джазе;

тяжелый металл, хип-хоп, рэп, грандж: — в рок-музыке и т.п.

 

Музыка - «целительница»

Я слышал, что стихами Авиценна

Писал рецепты для больных людей,

Я слышал, что излечивал мгновенно

Больных своею музыкой Орфей.

Меланотерапия, или лечение музыкой имеет тысячелетнюю историю. Жрецы многих народов в древности прекрасно знали, что звуковые волны воздействуют на любой предмет, а некоторые звуки оказывают благотворное влияние на человека. В Библии описывается, как Давид, играя на арфе, излечивал царя Саула от приступа депрессии. А в Южной Италии верили, что недуги, вызванные укусом паука - тарантула, могут быть излечены, если станцевать возле «больного» зажигательный танец — тарантеллу.

В средневековье в европейских городах во время эпидемии, церкви звонили «во все колокола». И хотя тогда толком никто не мог объяснить, зачем нужен колокольный звон, люди интуитивно чувствовали, что поступают совершенно правильно.

Лишь в 20 веке стало понятно, для чего нужен этот звон. Выяснилось, что звон колоколов содержит в себе особое резонансное ультразвуковое излучение убивающее, например, палочки такой страшной болезни, как тиф или вирус гриппа, желтухи и всего лишь за несколько секунд.

Многие музыкальные звуки или созвучия, или определенные музыкальные обороты обладают чудесным оздоравливающим воздействием.

Проверенные исследования показали, что каждый музыкальный инструмент действует на человеческий организм по-своему. Звуки фортепиано или скрипки прекрасно успокаивают нервную систему. Флейта обладает ярко выраженным расслабляющим действием, а при звуках кларнета изменяется кровообращение.

Почти любая классическая музыка, если её просто слушать ежедневно в течении 15 минут, непременно улучшает настроение! А если вы заболели, то меланотерапевты пропишут Вам строго определённую музыку, которая наилучшим образом будет способствовать исцелению. Так, например, больным страдающим язвой желудка, показана музыка Л.Бетховена и В.Моцарта.

Наибольшей же популярностью у меланотералевтов пользуется музыка В.Моцарта. Она легко успокаивает раздражительных и непослушных детей, хорошо воздействует на сердцебиение, регулирует ритм сердца, а также улучшает пищеварение.

«Без музыки земля — пустой недостроенный дом, в котором никто не живёт»,-сказал немецкий поэт Л.Тик.

Глубокое понимание музыки требует от слушателя определённого усилия, но как много обретает человек, сделавший это усилие! Перед ним открывается чудесный мир, наполненный звуками, покоряющими красотой и одухотворённостью. Этот мир отрыт людям, главное - слушать музыку.

Легенды о музыке. Люди издавна считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Они создавали о музыкантах мифы, былины, сказки. Из глубины веков пришли к нам их легендарные имена.

Аполлон и музы. Согласно легенде, боги обитали на священной горе Олимп. «Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окружен­ный сонмом богов» (Гомер). Зевс — бог-громовержец, вла­дыка богов и людей. Среди его детей самый могуществен­ный — Аполлон (Феб) — бог света, покровитель искусств. Облик юного бога запечатлен во многих скульптурах. В одной из них он изображен с золотой кифарой в руках, в легких развевающихся одеждах, с лавровым венком на гордо поднятой голове. И глядя на прекрасную статую, мы словно слышим торжественную песнь Аполлона.

Юные богини-музы — дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Всего их девять, и каждая из них покрови­тельствует определенному виду искусства, науки. Так, четыре из них — покровительницы музыкального и по­этического искусства: Эвтерпа — муза лирической поэзии и песен, Каллиопа — муза эпической поэзии, древних ска­заний, Полигимния — муза священных гимнов, Эрато — муза любовной поэзии. Терпсихора покровительствует танцу, Талия — комедии, Мельпомена — трагедии. Восьмая муза — Клио — покровительница истории; девя­тая — Урания — покровительница астрономии. Обитают музы на священной горе Парнас. И когда их божествен­ные голоса поют гимны под аккомпанемент золотой ки­фары Аполлона, весь мир благоговейно внимает их строй­ному пению.

Гармония и красота муз, их искусство связывают лю­дей с красотой и вечностью космоса (вспомните: многие планеты, героев античных легенд). Ведь слово «космос» означает не только «вселенная», «мир», но и «красота», «порядок». Даже число муз — девять — символично, это девять пла­нет солнечной системы. Древнегреческий философ и ма­тематик Пифагор считал, что при гармоничном, строго упорядоченном движении девяти планет возникает «му­зыка сфер», которая порождена мелодичными звуками каждой из них. Слово «музыка» в Древней Греции озна­чало «искусства муз», служившие воспитанию души.








Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 8543;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.