СТЕРТЫЕ ФОРМЫ АУТИЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Достаточно часто детский аутизм проявлен не очень ярко, хотя именно он оказывает значительное влияние на развитие ребенка. И именно в таких случаях нередко встречаются диагностические ошибки (СДВГ, алалия, ЗПР, ЗРР). При аутизме нарушена речь, но причины и форма этих нарушений отличаются от речевых проблем при алалии, дислалии, так как в основании дефекта при аутизме в большей степени лежит нарушение понимания речи, а основной проблемой является ограничение способности ребенка понимать значение коммуникации как обмена информацией между людьми. Способность к восприятию, пониманию обращенной речи также может быть ограничена как при сенсорных нарушениях (снижение слуха и зрения), так и при нарушении функции внимания. В таких случаях ребенок с вынужденным дефицитом общения может также обнаруживать элементы аутичного поведения, но при этом охотно идет на контакт в доступной ему сфере восприятия, активно пользуется жестами, мимикой и вокализацией. После проведения коррекционных занятий с опорой на сохранные анализаторы, речевые и поведенческие отклонения могут быть компенсированы. Это же можно сказать и о детях с задержкой психического развития, для которых аутичное поведение вторично по отношению к первичной задержке развития.
Для аутичного ребенка, независимо от его возраста и уровня развития речи, характерна трудность взаимодействия с окружающими его людьми как на вербальном, так и на невербальном уровнях. Он не проявляет инициативу в общении и совместной деятельности, испытывает трудности в распознавании эмоциональных реакции окружающих. Кроме того, значимым отличием ребенка, имеющего проблемы аутистического спектра от ребенка, таковых проблем не имеющего, является отсутствие обобщения информации о людях. Каждый человек существует в сознании аутичного ребенка «сам по себе», обобщения не происходит, что не характерно для обычных детей, в том числе для детей с СДВГ, которые, напротив, склонны людей, не относящихся к категории значимых лиц, воспринимать как представителей какого-либо типа или социальной группы.
Между тем, отсутствие своевременной психокоррекционной работы со стертыми формами аутизма у детей может приводить к утяжелению их состояния, в т.ч. к серьезным срывам в подростковом возрасте.
ТЕРАПИЯ
Можно выделить две основные, абсолютно полярные друг другу позиции, на основе которых строится общение и взаимодействие с аутичным ребенком. Это - так называемые «консервация» и «провокация».
«Консервация» - сохранение и поддержание аутичной защиты (кокона, колпака, скафандра внутри которого находится нервный, испуганный ребенок) и использование защиты в качестве единственного способа борьбы с тревогой и страхами аутичного ребенка. При данной позиции ребенок-аутист воспринимается как «вещь в себе позиции ребенок-аутист воспринимается прокачестве единственного способа борьбы с тревогой и страхами аутичного ребенка», и это «в себе» нужно тщательно охранять и оберегать от любых, кажущихся разрушительными, внешних воздействий, создавая для этого все условия. Тем самым приостанавливая развитие при сохранении внешнего спокойствия.
«Провокация» - стимуляция ребенка выходить за пределы своей аутичной защиты, ограничивающей поступление сигналов из окружающего мира, с целью получения им нового позитивного опыта переживания, реагирования, взаимодействия, игры и общения, а также для дальнейшего использования полученных навыков в жизни. В таком случае можно также говорить о ребенке, как «вещи в себе», при которой меняется цель и задача нашего взаимодействия с ним. Главное при этой позиции создавать условия, при которых ребенок будет постоянно получать новый опыт из внешнего мира и, при необходимости, помогать ему учиться обращаться с этими новыми знаниями.
Цель терапии всегда одна – это изменения. И наиболее успешна та терапия, в которой принимают участие все члены семьи. Когда изменяется не только «больной» ребенок, но и вся его семья, вся семейная система.
А вот задач терапии много – это и расслабление; и эмоциональная разрядка накапливающегося напряжения; и снижение уровня тревожности и преодоление существующих страхов; и стимуляция активности со стороны ребенка в общении, как вербальном, так и невербальном, с детьми и малознакомыми взрослыми; и отстаивание своего мнения и умение подстроиться или быстро перестроиться под существующие правила, желания и потребности других участников группы тогда, когда это требуется; и включение ребенка в активную игровую деятельность с окружающими его детьми и взрослыми; и расширение привычных и безопасных для ребенка границ взаимодействия с окружающими, опосредованного игрой, рисунком (творчеством), речью; и расширение привычных стереотипов общения и взаимодействия, которые дадут ребенку возможность получить и, в дальнейшем, закрепить и использовать новый опыт взаимодействия с людьми, от которого в силу повышенной тревожности они закрываются своим «аутизмом»; и повышение уровня доверия к окружающим ребенка людям (детям и взрослым), действиям, предметам; и возможность наблюдать за игрой других; и еще многое другое.
Для максимально эффективного осуществления поставленных задач специалист должен активно вовлекать в процесс терапии (игры, общения) всех участников занятий, как детей, так и взрослых.
Чем младше ребенок, тем проще учитывать появляющиеся у него особенности, тем проще перестроиться и измениться семье и ребенку, так как нет еще годами выработанной привычки аутичного поведения. Нет еще закостеневшей, давно сложившейся системы отношений внутри и вне семьи. И чем больше времени ребенок проводит в аутизме, чем дольше семья сама принимает его аутизм, тем сложнее менять систему, сложнее всем членам семьи.
ПРОГНОЗ
у 10% детей диагностируется высокий уровень интеллекта, у 20% - норма интеллектуального развития (они обучаются в массовых школах), 50% - УО, 20% - ЗПР (обучение в специальных школах).
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 203;