ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ И ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
Особенности речи у аутистов (или ее полное отсутствие - мутизм) и те коммуникативные трудности, которые ребенок испытывает в ситуациях общения с окружающими его людьми, неразрывно связаны с тем патологическим состоянием, в котором они пребывают. Поэтому важно учитывать психологический аспект нарушения речи как при диагностике, так и при дальнейшей логокоррекции.
Имеющиеся данные, говорящие о причинах нарушения, механизмах и своеобразии речи у ребенка-аутиста достаточно разноречивы. Некоторые исследователи говорят о нарушении в процессе понимании слов, другими называется гипотеза о неспособности детей к усвоению всех компонентов функциональной речевой системы (звуко-слоговой, лексико-грамматической, смысловой) в онтогенезе, третьи рассматривают речевые нарушения как одно из проявлений недостаточности мышления, а именно невозможности использования знаков и символов. Наиболее перспективным подходом в изучении причин и механизмов нарушения речи является психолингвистический. Основной причиной речевых проблем ученые-психолингвисты считают отсутствие мотивации в общении у аутичного ребенка. С точки зрения психолингвистики порождение речи осуществляется в три этапа: семантический, языковой и моторный. На первом этапе (семантическом) у ребенка должна возникнуть потребность (мотив) в высказывании, которая после преобразуется в замысел (т.е., что именно хочет сказать ребенок). Затем он (замысел) програмируется во внутреннем плане. На втором этапе (языковом) происходит тщательный отбор языковых средств для выражения мысли, а на третьем (моторном) замысел оформляется в собственное речевое высказывание. Уже на первом этапе аутист вынужден потерпеть поражение. Желание и заинтересованность в контакте ребенок испытывает огромное, но эта потребность именно в эмоциональном общении, а не в речевом. Бессмысленные звукокомплексы, отдельные слова и целые выражения у тяжелого аутиста чаще лишены смысла и используются лишь в качестве аутостимуляции. Но чем менее аутичным ребенок становится, тем чаще речь для него будет являться средством передачи информации. Иногда одно единственное слово может помочь родителям определить, что хочет их ребенок и что именно вызывает у него испуг или удовольствие.
Связать предмет с конкретным словом и наполнить его смыслом - одна из главных задач, стоящих перед логопедом. Ситуация, когда дети обученные и имеющие неплохой словарный запас, на просьбу логопеда пояснить свой ответ, пофантазировать на тему, представить себя на месте героя (произвести перенос), затрудняются в ответе, распространена. Такие трудности напрямую связаны с неспособностью прочуствовать ситуацию, оценить ее. Работа логотерапевта с детьми-аутистами, в целом, напоминает работу с детьми-иностранцами (русский язык для них является незнакомым и чужим). Проблема постичь смысл неизвестных слов, назначение элементарных предметов, оформить свою мысль в грамматически и синтаксически правильное речевое высказывание, является для аутичного ребенка тем тяжелее и невозможнее, чем серьезнее его патология. Как и при работе с обычными детьми, логопед должен быть последовательным в своих действиях, при этом, не опасаясь возвращаться к уже пройденному материалу, полагаться на свою интуицию.
***
Специфичность речевого развития аутичного ребенка прямо зависит от степени или совокупности патологических составляющих. Оно может затрагивать все компоненты речи: звуко-слоговую структуру, лексико-грамматический строй, смысловые понятия.
Ребенок-аутист может обладать богатым импрессивным словарем, но пользоваться крайне бедной эхолаличной речью, причем значения большинства слов, которые запомнил, он не знает. В ряде случаев, при невозможности устно ответить на вопрос ребенок легко отвечает на него письменно, что позволяет судить о неустойчивости слухо-речевых образов и большей стабильности речи зрительной. В устной речи отмечается обилие эхолалий и персевераций, истощаемость слухоречевого внимания с повышенной чувствительность к громким внешним звукам. При этом сам ребенок может стучать и кричать достаточно громко, что следует расценивать как моторную и акустические аутостимуляции. Даже пользуясь относительно большим количеством слов, ребенок не всегда соотносит ситуацию и речь, например, вспоминает что-либо невпопад, как своего рода отдаленный акустический след яркого эмоционального переживания, особенно если предложенное ему занятие не вызывает интереса. В противовес этому, в эмоционально значимой ситуации произвольное внимание может быть достаточно устойчивым, что позволяет ребенку более продуктивно использовать речь для коммуникаций.
Организации произвольного внимания способствуют: речь с движением, речь с определенной темпо-ритмической структурой, развитие эмоционального и визуального контактов.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 217;