Конструирование сказочных персонажей на основе фантограммы.
Конструирование сказочных персонажей на основе фантограммы происходит в форме выполнения упражнений, таких как, например, «Придумать фантастическое растение».
Как разъяснял Г.С. Альтшуллер, с математической точки зрения для подобных упражнений характерны: наличие некоторого исходного множества объектов (М) и необходимость дополнить это множество одним или несколькими объектами, т.е. получить: М+ X.
В качестве исходного множества могут выступать самые различные группы объектов: животные, птицы, растения, цветы, разумные существа, машины, средства связи, планеты и т.д. Схематически ситуацию можно изобразить так (рис. 8).
Привычная зона
Пограничная зона
Рис.4. Схема конструирования на основе фантограммы
Решающий задачу человек находится где-то в центре множества М. Надо с помощью фантазии выйти за пределы М, найти новые, яркие и интересные объектыХ1, Х2, а не тривиальные, типа Z1,Z2 изпривычной зоны.
Основные трудностивыполнения упражнения следующие:
—отсутствует сколько-нибудь ясное представление о границах М;
—внимание отвлекается объектами из привычной зоны. Поэтому дети идут по пути наименьшего сопротивления: берут два объекта из привычной зоны и комбинируют их (этот прием известен им из сказок и мифов, где фигурируют русалка, кентавр и другие герои). Неясность границ М приводит к тому, что придуманные объекты, даже если удается отойти от привычной зоны, не выходят за пределы пограничной зоны М(Y1 ,Y2).
Итак, сначала дети берут объекты в привычной зоне или возле нее и подвергают их простейшим изменениям (чаще всего — комбинационным), например, комбинируют кошку и птицу и получают «летающую кошку». Однако, по мнению Альтшуллера, с точки зрения ТРИЗ, более интересны фантазии, основанные на изменении объектов из пограничной зоны (например, комбинация кошки и радиотелефона и т.п.), позволяющие выйти за пределы М. Для облегчения этого выхода он предлагал использовать фантограммы — таблицы, на одной оси которых перечислены типичные для разных множеств М показатели, а на другой — основные приемы их изменения (табл. 1).
Таблица 1
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 608;