ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
Очерк
Фельетон
Памфлет
Пародия
Сатирический комментарий
Житейская история
Легенда
Эпиграф
Эпитафия
Анекдот
Шутка
Игра
Заметим, что во всех случаях присутствует деление на группы жанров информационные, аналитические и художественно-публицистические. Это не просто случайное стечение обстоятельства и не прихоть авторов: эти группы исторически сложились в процессе функционирования журналистики. Они присутствуют и сейчас в любом СМИ, включая новейшие интернет-издания и даже блоги.
Впрочем, ученые продолжают задавать вопрос «прежняя система жанров устарела – а что взамен?» и пытаться на него ответить. В книге «Основы творческой деятельности журналиста», в небольшой главе «Система журналистских жанров» Л.Е. Кройчик предлагает выделять пять групп жанров:
Оперативно-новостные - заметка по всех ее разновидностях
Оперативно-исследовательские – интервью, репортажи, отчеты
Исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий и колонка, рецензия
Исследовательские – статья, письмо, обозрение
Исследовательско-образные, или художественно-публицистические – очерк, эссе, фельетон, памфлет
А вот ученый В.И. Коньков (учебное пособие «Речевая структура газетных жанров», СПБ, 2004) , напротив, ратует за деление всех газетных жанров на две большие группы:
Информационные – заметка, отчет, репортаж, интервью
Аналитические – статья, корреспонденция, комментарий, рецензии, обозрение письмо, обзор. В эту же группу включаются и художественно-публицистические жанры: зарисовка, очерк, фельетон, так как они тоже по своей направленности принадлежат к аналитическим жанрам, отличаясь от них таким качеством, как образность.
Издания последних лет представляют разные жанрововедческие школы: условно – это воронежская, московская, петербургская, уральская и так далее. Все они отличаются многообразием подходов и оригинальных авторских концепций.
Наш факультет журналистики придерживается классической концепции, дополненной Тертычным. Поэтому мы с вами зафиксировали первую концепцию и жанровое деление Тертычного. Про остальные – необходимо в принципе знать, что они существуют, что поиск в этом направлении продолжается.
Обратимся к определению жанра. В литературоведении под жанрами подразумевают «сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений». В публицистике жанрами именуют «устойчивые группы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками». Современные исследователи предпочитают следующее определение:
Публицистический жанр – это относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца. Жанр есть форма отражения действительности журналистом и восприятия действительности аудиторией.
Обратите внимание: жанр не дан нам в непосредственном восприятии, как, например, текст. Он формируется как обобщение черт, особенностей и признаков, присущих многим конкретным произведениям, объединяемым под именем того или иного жанра.
Можно зафиксировать еще одно определение:
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 885;