Соответственно мы приходим к определению системы жанров как совокупности журналистских жанров, имеющей собственные особенности и являющейся частью общей теории журналистики.
Итак, когда мы говорим о жанрах, мы имеем в виду основные устойчивые типы журналистских произведений, а также о журналистской мотивации в выборе формы и о технологии создания форм в зависимости от их содержания.
Есть несколько подходов к выбору формы произведения, в частности, к предсказанию его объема. Когда материал заказан журналисту для определенной рубрики, уже речь идет об определенном объеме. Иногда газетчики говорят: объем - это и есть жанр. Это шутка, но в ней есть доля правды.
Охарактеризуем основные жанры во всех трех подсистемах: информационной, аналитической и художественно-публицистической. Для удобства работы возьмем абстрактный пример: выставку графики в художественном музее.
Если у нас есть цель рассказать об этом событии, мы обратимся к информационным жанрам. У нас есть в распоряжении (напомню): заметка, интервью, репортаж, отчет.
Заметка содержит в себе только факт, без анализа и каких-либо комментариев. То есть ваш текст будет выглядеть так: «Такого-то числа в художественном музее состоится (или проходит) (или прошла) выставка графики известных московских (молодых томских) (неизвестных иркутских) художников. Зрители смогут познакомиться с 200 работами. Экспозиция будет работать до такого-то числа».
Корреспонденциясодержит факт, но в ней возможен краткий анализ. Рассказав о том, что это за выставка (давайте остановимся на известных московских художниках), в корреспонденции можно добавить, например, слова директора музея: «Это первая за последние десять лет выставка современного искусства графики, которая становится все более популярной. Благодаря давним связям нашего музея с молодыми талантливыми художниками, мы смогли организовать эту выставку». То есть мы узнаем, что эта выставка действительно явление уникальное, уже давно такой не было, - то есть идут элементы анализа.
Репортаж– это оперативная форма эмоционального, наглядного изображения события, участником которого был сам автор. Это передается и временем (действие происходит сейчас), и стилем. В основе жанра всегда находится определенный факт, событие в его динамике. Важнейшие особенности репортажа – динамичность и наглядность в описании происходящего, отражение события через призму личностного восприятия автора, создающего эффект присутствия. С помощью репортажа читатель как бы сам имеет возможность быть на месте события. Он «видит» что происходит, «слышит» участников события, ощущает атмосферу происходящего.
Целый журнал – «Русский репортер» - специализируется на этом жанре, и вы наверняка знаете, как репортаж выглядит на полосе:
«Веселый смех, удивленные восклицания, шумная беготня: сегодня художественный музей не узнать. По залам бегают ученики художественных школ, которых привели познакомиться с произведениями известных московских художников. Девочки останавливаются перед роскошными цветами и кошечками, мальчишки разглядывают смелые экспериментальные работы, на которых не сразу и поймешь, что это – корабль? Воздушный змей? «А мне нравится!» – говорит Толик Скворцов. Но вот звучит призыв руководителя, и разгоряченные беготней дети усаживаются на маты. Теперь начинается обмен впечатлениями, а затем, в такой непринужденной, почти домашней обстановке учитель знакомит будущих художников с особенностями графики как вида искусства». И так далее.
Отчет представляет собой развернутое информационное сообщение о каком-либо серьезном общественном мероприятия.Особенностью отчетов является то, что в них всегда акцентируется внимание на участниках, их выступлениях, действиях, но не на обстановке события, как в репортаже. Своеобразие отчета как жанра заключается в том, что журналист должен подробно описать мероприятие, дать читателю как можно больше информации о развитии действия: «В художественном музее Томска с такого-то по такое-то число проходила выставка московских художников. Они представили 200 работ в редком сегодня жанре графики. На открытии присутствовали не только официальные лица и «виновники торжества», но и учащиеся художественных школ. За неделю с экспозицией познакомились более тысячи человек. «Нам важно было показать томичам, что такое искусство, как русская графика, развивается, приобретает новые черты», - говорит Ольга Иванова, руководитель музея». – и так далее.
Замечаете, как становятся востребованы все новые детали? Для заметки бывает достаточно пресс-релиза, для корреспонденции – уже нужны слова участников, репортаж требует личного присутствия, наблюдения. Отчет также украсят и элементы интервью, и элементы репортажа.
Но предположим, что редактор решил, что выставка будет отличным предлогом для анализа проблем современного искусства; либо решил познакомить своих читателей с этими самыми знаменитыми московскими художниками; или посмотреть, что пишут про такие выставки в центре; или опубликовать анализ этой выставки. И в ход у нас идут аналитические жанры: статья, корреспонденция, письмо, обзор печати, обозрение, рецензия.
Аналитические жанры отличаются глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации. Предметным основанием аналитических жанров выступают социальные ситуации, проблемы, конфликты. В сферу исследования действительности вовлечены методы обобщения, анализа, синтеза. Основное требование к аналитическим жанрам – взвешенность фактов, доказательность выводов и четкая авторская позиция.
Статья– популярный газетный жанр, который требует высокой степени журналистского мастерства. В отличие от корреспонденции, которая рассматривает ситуацию, ограниченную местом и временем, в статье отдельные ситуации рассматриваются как часть более широкого явления. Статье присущи масштабность взгляда, глубина обобщения. Ее задача – проследить связь ситуации с социальными проблемами. В статье используется вся совокупность фактов, здесь важны четкость позиции автора и четкость его концепции.
Что мы прочитаем в статье, если информационный повод у нее – выставка в художественном музее. Возможно – о выставочной деятельности самого музея, о его политике в этой области; возможно – о том, какие виды искусства сейчас наиболее популярны; или о художественных вкусах томичей; или о взаимодействии музея и художественных школ. Молодежное издание остановится на сравнительном анализе графики – и граффити; областная общественно-политическая газета – на каких-то проблемах. В статье обязательно будут слова руководителя музея, посетителя выставки, привлеченного эксперта – местного художника, московских художников. Одним словом, статья предоставляет журналисту большой просто деятельности, ограниченный только… объемом полосы.
Но что это – опять корреспонденция? На этот раз – аналитическая. Корреспонденция сообщает существо и характер происходящего события, анализирует факты, обобщает их. Журналист аналитически разрабатывает тему, делая это на конкретном материале и в нешироком масштабе. Степень обобщений и выводов шире, чем в информации – но меньший чем у статьи. В отличие от статьи, у корреспонденции будет меньший объем, меньше источников информации, снижена проблематизация и усилена информационная составляющая. Объем газетной корреспонденции – около 100 строк.
Если информационная корреспонденция стоит ближе к заме0тке, то аналитическая, как правило, включает не одно, а несколько типичных событий, произошедших за определенное время.
Письмо: все письма в редакцию проходят определенную - большую или меньшую – обработку, позволяющую выделить самое главное, превратить письмо в жанр журналистики. В письме о нашей выставке будет проявлена позиция автора, который на ней побывал, сделал какой-то вывод, возможно раскритиковал экспозицию - либо приветствовал инициативу музейщиков.
Обзор печати:жанр, рецензирующий прессу. Задача – обобщение опыта работы СМИ.
То есть если о наших московских художниках писали многие газеты и журналы, и статьи оказались настолько интересными, что родилась идея сделать отдельный материал – придется провести отдельное исследование, кто о чем писал, на что обращал внимание, и так далее. Обратите внимание: обзоры обычно содержат критические замечания, советы и рекомендации.
Обозрение: это аналитический жанр, который знакомит читателя с важнейшими событиями жизни страны, области, города, предприятия за определенный период (неделю, месяц). Главное назначение обозрения состоит в том, чтобы на основе определенной совокупность типичных, характерных, репрезентативных фактов современности воссоздать обобщенную картину, панораму реальной действительности, выражающую ведущие тенденции и закономерности ее развития.
Так вот: если редактор заказал вам сделать обозрение современного искусства, вдохновенный нашей выставкой, то придется углубиться в специальную литературу и обратиться к экспертам, чтобы разобраться в проблеме и изложить ее читателям на понятном аудитории языке. Проследить развитие графики как искусства на протяжении определенного периода, установить ее место в современном искусстве, и так далее. Обозреватель должен обладать эрудицией, интуицией, знаниями, оперировать богатейшим фактическим материалом.
В обозрении важны группировка фактов, выявление концепции, определение формы и содержания, взаимосвязь реальных фактов, событий, процессов, взятых из объективной действительности.
Рецензия: на первый взгляд, очень легкий жанр. Когда начинаешь с ним работать, становится понятно, что это не так. Рецензия требует особых знаний и умения передать свои впечатления, владения особой терминологией. Поэтому рецензенты высоко ценятся в редакциях. Но если этот жанр достался вам, необходимо помнить, что рецензия всегда означает знакомство с предметом анализа, пресс-релиз здесь будет бесполезен, как и мнения экспертов.
Маловероятно, но возможно, что редактор вдруг решил доверить студенту материал в жанре художественно-публицистическом.
Очерк:слово очерк происходит от глагола чертить, очерчивать, то есть рисовать контуры. Он заключает в себе конфликтные, динамичные, ярко выписанные эпизоды жизни людей, воспроизводит ситуации, насыщенные репликами, напряженными диалогами, философскими рассуждениями, приметными деталями, портретами. Характерная особенность очерка – образное отражение фрагментов жизни героев. Нередки в очерке обобщающие, собирательные образы.
К группе художественно-публицистических жанров относится также эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальное впечатление и соображение по конкретному поводу и исчерпывающую трактовку предмета.
Фельетон и памфлет – предполагают наличие у автора сатирического видения проблемы, хорошего чувства юмора и умения работать с сатирическими жанрами.
Отдельно скажем об интервью– это жанр очень многозначный, он может быть и информационным, и аналитическим. Журналисты обращаются к данному жанру тогда, когда им нужно со ссылкой на авторитетное лицо осветить те или иные события, когда требуются экспертные оценки по поводу определенных фактов, когда нужно от самого человека узнать какие-либо подробности из его личной или общественной жизни и т. д.
Многие исследователи посвящают этому жанры целые книги. На первый взгляд он тоже производит обманчивое впечатление легкости: ты спрашиваешь, человек отвечает, потом все расшифровал – и материал готов. Но здесь тоже есть свои сложности и хитрости, и этому жанру посвящены целые книги и исследования.
Итак, общие характеристики основных жанров, составляющих стройную жанровую систему, мы зафиксировали. Мы не касались разновидностей этих жанров, поскольку в дальнейшем им будут посвящены отдельные курсы. Цель сегодняшней лекции была – дать основы жанрового деления, и я надеюсь, что она достигнута. А чтобы это проверить -
Домашнее задание:«Жанровая палитра современной прессы». Берем номер газеты. И расписываем все жанры, которые в этом номере были использованы. Прямо в газете.
Лекция 5
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 518;