Рождение журналистской темы
Задумывая некую публикацию, журналист прежде всего должен определить тему. Как считает В.М. Горохов, журналистская тема всегда имеет «ярко выраженную функциональную заданность. Тема публицистического произведения в газете по сравнению, скажем, с художественной темой нормативно, прямо отвечает на социальный заказ. Тема выступления публициста в прессе рождается как непосредственный отклик на актуальные общественные потребности» (Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. М.,1975. С.63). Социальный заказ может быть обусловлен и редакционным заданием, и потребностями массовой аудитории, и интересами тех или иных социальных групп.
Вот какими размышлениями поделились в ходе анонимного опроса питерские журналисты, отвечая на вопрос о рождении журналистской темы:
«Тема обычно рождается из двух ситуаций — либо из редакционного задания, либо просто появляется какая-то идея, которая занимает все мысли. Начинаешь о ней постоянно думать, происходящие события пытаешься свести к какой-то одной идее, оценивая их уже с позиции будущего материала. Постепенно в голове вырисовывается конкретная тема, и после этого начинается подготовительная работа. При этом очень важно реально себе представлять, насколько выбранная тема актуальна, будет ли она представлять интерес для аудитории, наконец, что потребуется для ее реализации. Только после этого можно приступать к ее разработке».
На практике многие журналисты специализируются на какой-то одной теме. Но и в этом случае, по мнению одного из опрошенных, он постоянно включен в процесс не только обдумывания (ведь раскрыть новые грани в уже знакомой теме бывает еще сложнее, чем написать материал о чем-то другом), но и накопления нового материала. «Моя основная тема — мода, — говорит одна из респонденток. — Увлекаюсь этим вопросом очень давно. Слежу за всеми течениями, новинками. Иногда сама пытаюсь спрогнозировать те или иные тенденции, которые намечаются в высокой моде. Считаю, что найти интересную тему так же сложно, как придумать новую оригинальную модель одежды».
Раскрыть в старой теме новые грани помогают новые факты, считает другой респондент: «При затасканности тем по городским проблемам: транспорт, общепит, пожарная безопасность и т. д. — иногда бывает очень скучно работать в газете. Но иногда появляются какие-то новые факты, которые могут повернуть тему с новой стороны. Поэтому главное — найти эти факты. Если появляется новая тема, то она, конечно, рождается не на пустом месте».
«Что появляется раньше — факты или темы? Ответить однозначно на этот вопрос не могу, — говорит следующий журналист. — Это всегда происходит по-разному. Иногда сначала задумываешь тему, которая порой кажется даже бредовой, но, когда раскрутил ее, то оказывается, что именно на нее и стоило обратить внимание общественности. Обычно под такую тему и подбираешь факты. Бывает и обратное, когда факты наталкивают тебя на тему. Любая тема приходит неожиданно: вдруг происходит какое-то событие или появляется информация о какой-то проблеме, и тебе хочется осмыслить это событие и эту проблему, посмотреть на нее с разных точек зрения. Сам выдумываю темы куда реже, потому что сегодня настолько быстрая и калейдоскопичная жизнь, что темы возникают сами собой постоянно. А те, о которых начинаешь думать, нередко уже устаревают в ходе их обдумывания».
Иную точку зрения высказывает еще один респондент: «Тема никогда не рождается спонтанно. Она всегда — результат опыта: то ли прочитал что-то и — по принципу чем больше знаешь, тем больше хочется знать — начинаешь копать. Или часто в материалах прессы находишь вопросы, на которые, быть может намеренно, нет ответов. Появляется желание найти и все рассказать. Вообще поисками новых тем меня заставляют заниматься три вещи: желание удивить, т. е. рассказать о старом по-новому, желание разобраться с вопросами мне самому небезразличными и, пожалуй, самое главное — наивное стремление к справедливости (вера в то, что слово может больно ударять и исправлять). Есть, конечно, и четвертое — нескромное, — хочется просто не затеряться в потоке безликой информации. Бывает, что какой-то темой заболеваешь. Вот тогда она тебя затягивает и появляется азарт. Для меня любая тема — это прежде всего неразрешенная проблема: то, что более всего волнует общественность. Поэтому всегда стремлюсь умело (не крикливо и громко) разрешить в материале то или иное противоречие, проанализировав его со всех сторон».
Как видим, рождение журналистской темы всегда сопряжено с поиском интересного объекта или предмета будущего описания. Каждый журналист вкладывает в данное понятие свой смысл. Для одних темой может стать событие или человек, о котором никто не писал, для других — непознанная проблема, для третьих — интересный жизненный случай или ситуация и т.д.
Поиск интересных тем — извечная проблема журналистов, потому что найти в обыденной жизни нечто примечательное и любопытное, в примелькавшемся явлении или предмете какие-то новые, доселе неизвестные грани можно только при определенной зоркости в поиске проблем.
Проблема
Под словом"проблема"как в теории, так и на практике подразумевается зачастую два близких, но не тождественных понятия - проблемная ситуация и проблема. Проблемная ситуация предшествует проблеме так же, как предмет и процесс деятельности предвосхищают результат. Вырастая из проблемной ситуации, проблема наследует ее характерные черты и особенности и при этом развивает и совершенствует их.
В самом общем плане"проблема" - это "знание о незнании", знание о тех сторонах действительности, свойства и сущность которых еще неизвестны, но осмысление которые необходимо для достижения определенной цели. Можно сказать и так: проблема - это сложный вопрос, задача, требующая разъяснения, исследования (надо сказать, что греческое слово проблема, от которого собственно и происходит данное понятие, так и переводится - задача). В журналистском произведении проблема предстает как реальная картина действительности, либо как сумма фактов действительной жизни. В этой созданной картине выделяются реальные противоречия, порождающие данные факты, составляющие общественно значимую трудность.
Логической формой, выражающей проблему, служит вопрос. Например: почему произошло данное событие? Кто виноват в таком развитии ситуации? И так далее.
В одной и той же реальной жизненной ситуации могут быть определены разные темы, на их основе могут быть поставлены разные проблемы.
Проблема отражает не один факт, а систему фактов, не одно отношение между предметами, а совокупность отношений. По сравнению с фактом проблема имеет более сложную содержательную структуру, синтезирует множество фактов, коллизий, идей, объединенных между собой. Само присутствие в журналистском произведении актуальной, остро переживаемой читателями проблемы становится качественным признаком публикации, свидетельством ее профессиональных достоинств.
Проблемы в журналистике многообразны. Нередко ставятся проблемы, которые не могут быть решены традиционными методами - заслуга журналистов не только в решении, но и уже в постановке важных проблем.
Наконец,решающую роль в журналистском произведении играет такой элемент содержания, какидея - ведущая мысль произведения, она обеспечивает взаимосвязь всех элементов содержания. Идея вбирает в себя обобщенное знание о предмете и - оценочную его интерпретацию. В мастерски исполненном журналистском произведении всегда представлена актуальная, общественно значимая идея, имеющая конструктивный, научный или духовно-практический смысл. Это не только абстрактно-логическая идея, апеллирующая к разуму читателя, побуждающая к осознанию происходящих в жизни процессов. Но это и идея-переживание, несущая в себе посыл к действию.
Идея - вывод журналиста, проанализировавшего факты, их связи, это возможный способ разрешения проблемы, поставленные в материале. Сумма фактов в свете авторской идеи может получить различную интерпретацию, различное истолкование. Открывает авторскую оценочность, формулирование идеи зависит от направления издания, от психологической установки журналиста. Идея должна вытекать из понимания и анализа фактов (в отличие от художественного произведения).
Черникова также определяет идею как собственный взгляд автора на проблему: что нового и как собирается сообщить автор по известной теме.
Тема, идея, структурно-композиционное решение - то есть о чем? Зачем? И каким образом? - это творческие проблемы стоят перед журналистом ежедневно, даже если он ведет давно сложившуюся передачу, пишет авторскую колонку в тексте, и так далее. Каждый раз журналист сталкивается с процессом жанрообразования, даже если в сотый раз работает над интервью, репортажем и так далее.
Черникова приводит очень интересный пример из журналистской практики: «Начинающие журналисты, пришедшие, например, на практику в редакцию, очень пугаются такого задания, как «напишите для нас что-нибудь». Что это такое, как это что-нибудь написать? Задание типа этого дается по двум причинам: 1) редактору некогда или не хочется думать, поэтому он действительно перекладывает инициативу на вас, 2) редактор точно знает, что хочет получить, и проверяет вас на догадливость, сообразительность, выдержку и прочие параметры профпригодности.
В обоих случаях практиканту не позавидуешь.
Тем не менее важнейшим элементом журналистского старта является именно момент самоопределения: начинающий журналист должен знать, о чем и как он хочет писать. Определить свою тему - о чем мы уже говорили, пусть она даже потом изменится.
Особенность идеи журналистского произведения - ее программный характер.Журналист может подсказать организационную деятельность для разрешения проблемы, призвать читателя задуматься над проблемой.
Идея журналистского произведения - рабочая идея. Подчеркнуто ее побуждающий характер. В последние годы журналисты не ставят задачей дать конкретную программу разрешения конфликта.
Характерная черта идеи журналистского произведения, отмечает Лазутина, заключается в том, что она всегда содержит в себе две составляющие. Одна - информация о системе ценностей, на которую опирается журналист, интерпретируя происходящее. Благодаря этому читатель может соотнести информацию с собственными ценностями и принять или не принять авторскую оценку ситуации и трактовку проблемы. Это так называемая опорная идея текста
Вторая составляющая идеи - информация, выработанная при освоении реальной конкретной ситуации и подсказывающая адресату внешние или внутренние действия в целях разрешения проблемы. То есть собственно журналистская информация. По терминологии исследователя Е.И. Пронина, это - рабочая идея журналистского произведения.
Выделены три типа реакции на публикации:
Реакция вовлечения - действия, внешние или внутренние, в которых обнаруживает себя отношение получателя информации к описываемым реалиям;
Реакция исполнения - действия, представляющие собой непосредственное осуществление рекомендаций или вариантов поведения, предлагаемых журналистским текстом;
Реакции социальной гарантии - действия (готовность к действиям), в которых проявляется ответственность определенных социальных сил за необходимые последствия публикаций.
Существует точка зрения, что сегодня время "реакций исполнения" и "реакций социальной гарантии" прошло, действенность журналистских выступлений падает. Здесь, конечно, есть о чем подумать. В том смысле, какой имела действенность в советской журналистике, она конечно снизилась. Тогда на каждую публикацию предприятие или чиновник были обязаны откликаться, отчитывались за исполнение в парткомах, и так далее. Теперь многие серьезные, глубокие критические журналистские выступления оказываются незамеченными в системе управления. Властные структуры реагируют на них в основном тогда, когда сами заинтересованы в такой критике. Но все-таки можно и в наше время привести примеры действенности журналистских публикаций. С другой стороны - интерактивные телевизионные передачи, когда телезрители обращаются в редакции за помощью, и ее получают. Или акции, предпринимаемые газетами, рассчитанные на отклик читательской аудитории. Факты убеждают - есть журналистские материалы, и есть реакция на них.
Надо сказать, что в тексте достаточно много вариантов соотношения опорной и рабочей идей. Это соотношение определяют самые разные факторы. Это и степень подробности рассмотрения ситуации, и мера развернутости оценок, и варианты обозначения проблемы, и, между прочим, конкретные социально-исторические условия. Из-за тесной связи с социальной практикой журналистский текст реагирует на их изменения всеми своими характеристиками. Это отчетливо просматривается в последнее десятилетие. К примеру, нельзя не заметить то новое, что появилось в тематических решениях материалов всех средств массовой информации. Расширился круг проблем, стали отражаться зоны действительности, прежде закрытые для журналистики, изменился подход к воспроизведению конкретных реальных ситуаций.
Серьезные перемены произошли и в разработке идей. Что касается опорной идеи, то тут изменения обусловлены в основном отказом от тех идеологических положений, которые исходили из приоритета классовых интересов и до недавнего времени выступали как общепринятые ценности.
На конкретном примере можно это проиллюстрировать следующей цитатой из Горохова:
"Содержание журналистики определяется ее классовой ролью, партийным назначением. Массовая буржуазная журналистика использует, как правило, сумму фактов и идей, не имеющих истинного теоретического значения, в лучшем случае устанавливающих связи между явлениями на уровне эмпирического знания. Это проявляется и в стратегии, и в тактике агитационно-пропагандистского воздействия. Наша печать рассматривает наиболее важные для жизни народа явления, анализирует их под углом зрения марксистско-ленинской идеологии и тем самым подталкивает журналистов к истинному постижению действительности, к глубоким содержательным решениям".
Сегодня в нашем обществе, и у журналистов в том числе, идет формирование системы ценностей основанных на общечеловеческих гуманистических идеалах. Поэтому в большинстве журналистских произведений опорная идея заметно меняет окраску, свидетельствуя об определенных сдвигах в сознании журналиста.
В то же время некоторая часть работников СМИ обнаруживает приверженность идеологии предшествующего периода, продолжая выдвигать в качестве опорных идей своих материалов постулаты, вытекающие из коммунистических идеалов. В настоящее время в прессе можно встретить и материалы, вообще не содержание опорных идей. Журналисты иногда так и пишут: "Я не знаю, хорошо это или плохо, но факт состоит в том-то.." Это, конечно, свидетельствует об идеолого-этическом кризисе, который мы переживаем. Но иногда дело в другом: недостает профессионализма, не хватает гражданской смелости для оценки.
Что же происходит сегодня в журналистских материалах с рабочей идеей. Например, в 60-70-е годы рабочая идея чаще всего принимала облик развернутой программы деятельности по разрешению проблемы, обозначались цель и средства деятельности, исполнители, социальные гаранты, и журналист брал на себя ответственность за эти рекомендации. Журналист выступал в роли арбитра, посредника, защитника, заставлял действовать социальные институты. Яркий пример здесь - Анатолий Аграновский.
Сейчас в очень редких случаях журналист берет на себя заботу о глубокой проработке конкретных возможностей решения проблем. Чаще всего, обозначив цель деятельности, которую нужно совершить для выхода из проблемной ситуации, журналист предлагает вниманию читателя либо варианты средств. Либо пути их поиска, а выбор оставляет за непосредственными исполнителями. Или в обсуждение проблемы вовлекается широкий круг лиц, чтобы устранить диктат одной позиции.
Главная "подвижка" в механизме взаимодействия журналистского текста и адресата информации в настоящий момент заключается в том, что рабочая идея материала, сохранив свой подсказывающий, побуждающий характер, стала вариативной (Лазутина). В целом можно выявить пять разновидностей рабочей идеи:
-"Прими к сведению и действуй по усмотрению" (либо - и делай выводы).
"Действуй как они, если подходят условия"
-"Не допускай повторения подобного"
-"есть такие-то варианты решения проблемы; исходя из своих условий, определи предпочтительный и действуй"
-"Решение проблемы неизвестно: подключайся к поискам".
Встречается, конечно, и сейчас "идея-программа", но очень редко.
Необходимо добавить, что чаще всего журналистский текст содержит в себе не одну рабочую идею, а целый пакет рабочих идей, направленных разным категориям читателей. Адресат информации осознает их в зависимости от своей ситуации по отношению к проблеме, через которую рассматривается ситуация. Допустим, опубликован материал о появлении эффективного лекарства против рака или - птичьего гриппа, атипичной пневмонии, клещевого энцефалита и т.д. Человек, которого предмет сообщения касается непосредственно, увидит для себя в тексте подсказку конкретных практических действий - надо достать это лекарство. Человек, просто знающий о возможности заболеть, "намотает на ус" полученные сведения, чтобы воспользоваться ими в случае необходимости. А чиновник из Министерства здравоохранения воспримет публикацию как сигнал к началу работы по внедрению препарата.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 2497;