Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.
Лазутина Г. В. Технология журналистского творчества. М., 1989.
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004.
Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2005.
Журналистское произведение завершает творческий процесс автора, является своеобразным итогом его деятельности, творческих и не творческих усилий. В нем присутствуют все предыдущие этапы творческого процесса. От того, насколько этот итог окажется созвучным ожиданию читателя, зависит эффективность публикации, ее реальное участие в общественной жизни.
При этом мы, конечно, говорим прежде всего о публицистических произведениях, которые занимают большое место в журналистике. Это материалы по важным актуальным общественным проблемам, в них содержатся не только факты, суждения, но и анализ фактов, прогнозируемые тенденции развития общества. Отличительные их черты - большой объем, использование разнообразных средств и приемов журналистской деятельности. Именно в публицистических произведениях есть возможность развернуть элементы содержания и формы во всей полноте, есть возможность проявления личности журналиста.
Содержательный критерий является решающим в оценке журналистского произведения. Под содержанием произведения понимается идейно упорядоченная совокупность элементов, образующих произведение и характеризующих его внутренние черты, сущностные свойства.
Наиболее важные элементы содержания - тема, идея, проблема, -составляют идейно-тематическую основу произведения.
Понятие темы хорошо известно, в словарях оно раскрывается так: предмет описания, изображения, исследования - то есть круг жизненных явлений, отражаемых в произведениях.
Лазутина, к примеру, дает такое определение темы: "Тема журналистского произведения имеет устойчивый признак: она всегда есть конкретная реальная ситуация, восходящая к масштабной проблеме общества".
Определение Черниковой: Тема - круг проблем, относящихся к определенной сфере бытия.
В широком смысле слова - это обозначение объекта действительности, избранного журналистом для отражения (экономика, политика, искусство, спорт, мораль - стабильны, так как отражают элементы действительности, которые меняются, но не исчезают). Нередко журналист во многих статьях описывает одну и ту же выбранную тему, то есть на ней специализируется.
В узком смысле - это непосредственный предмет отображения. В журналистском произведении тема - это определенная сторона объекта, выбранная для описания.
Объекты действительности неисчерпаемы, и это говорит о бесконечном многообразие тем. Тема в широком смысле - повторяемость, в узком смысле - новизна, неповторимость.
Выбор темы в широком смысле связан со специализацией, связан с компетентностью журналиста.
Выбирая тему в узком смысле, журналист должен учитывать актуальность, общезначимость данной конкретной ситуации, связь ее с масштабной проблемой общества. Тема определяется при непосредственном общении журналиста с объектом.
Факт - основа тематической разработки. Без фактов тема не может развиваться.
Журналисту необходимо увидеть глубинные связи фактов, уметь их анализировать, творчески развивать тему. Факты могут послужить источником замысла.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 1093;