Сюжет в журналистике

Литературное оформление журналистского материала тесно связано с поиском и систематизацией фактов, с разработкой и трактовкой темы. Элементы содержания упорядочены в произведении не только благодаря идее, синтезирующей жизненные наблюдения. Эта упорядоченность достигается также и средствами формы, среди которых видное место занимает сюжет.

Причем в данном случае сюжет рассматривается не с литературных позиций. Термин сюжет применяется для обозначения динамической структуры журналистского произведения, отражающей движение публицистической мысли. Сюжет в журналистике предстает не столько историей роста характера - как в литературе - сколько системой событий, историей развития публицистической идеи, историей постановки и разрешения актуальной общественной проблемы.

Сюжет в журналистике имеет ряд отличительных черт. Он часто не развернут, в нем, как правило, отсутствует экспозиция. Завязка и развитие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка являются едва ли не самой главной частью всего сюжетного построения. При этом следует подчеркнуть, что сюжет строится в соответствии с той социальной целью, которую преследует журналист.

Сюжет в журналистике не однотипен. Имея документальную основу, он весьма разнообразен в своих проявлениях. Развития в сюжете определяются тем, что организует материал в единое целое - событие, характер или проблема. Конечно и через характер раскрывается проблема, и в событии может обнаружиться характер, и проблема проявляется в событии. Однако акцент в ту или иную сторону предмет ведет к различным содержательным и формальным решениям, в том числе и в сюжетной организации материала.

Один из наиболее распространенных - событийный сюжет. Обычно он представлен в зарисовках, репортажах, очерках, отражающих "завершенные" ситуации. События, так сказать, сюжетны в своем жизненном проявлении, и основная трудность для автора состоит в том, чтобы найти органичный для журналистики предмет, точно сфокусировать на нем внимание читателя, отсечь малозначащие детали, подчеркнуть сущностные черты явления.

Событийный сюжет при внешней своей простоте вовсе не иллюстративен. Он служит наиболее полному выражению идеи, помогает отобрать из суммы фактов наиболее существенные, выстроить их в необходимой последовательности и взаимодействии - так, чтобы читатель смог увидеть главное, понять смысл происходящего.

Кроме событийного следует назвать также сюжет, выражающий историю характера. Причем в отличие от художественного сюжета, воспроизводящего судьбу человека во вей ее индивидуальной неповторимости, во всем многообразии психологических состояний и оттенков, сюжет в журналистике отражает главным образом актуальный с общественной точки зрения аспект человеческой судьбы. Журналиста прежде всего интересуют проблемы настоящего дня.

Сюжет помогает высветить в человеческом характере насущную социальную проблему, которая открывается в поступках, мыслях, чувствованиях героя. Развитых побочных линий в сюжете нет, они намечаются ровно настолько, чтобы сделать достоверным и живым художественно-публицистический образ, но не увести читателя в сторону от главной идеи. Относительная неразвернутость сюжета не означает его искусственной ограниченности, напротив, такой сюжет наиболее естественен в журналистике, соответствует целям выступления журналиста.

Другая разновидность сюжета - это проблемный сюжет, помогающий провести публицистическое исследование действительности. Он чаще всего встречается в статье, обозрении, рецензии, публицистическом комментарии и так далее, то есть там, где читателю предлагается включиться в "интеллектуальную интригу", сопряженную с поиском ответа на поставленный автором вопрос.

Здесь главное средство воздействия на аудиторию состоит в логике авторских рассуждений, в умелом использовании фактических данных, в убедительности аргументов и выводов. Проблемный сюжет имеет аналог в системе научных доказательств: его завязка, напоминает постановку вопроса, развитие действия - анализ фактов, сопоставление идей - изложение аргументов, а кульминация - решение вопроса.

Однако сходство с научным исследованием не ведет к отрицанию сюжета как способа организации журналистского произведения. Сюжет, оформляя содержание, тем самым "руководит" читательским восприятием.

Проблемный сюжет проецируется на предмет, представляющий сложное, часто противоречивое социальное явление, раскрывает взаимосвязи между явлениями. Вместе с тем проблемный сюжет помогает создать эффект духовного общения с читателем, включить его в процесс поиска истины, решения той или иной социально-практической задачи.

Знание средств организации материала позволяет развивать журналистское мастерство, находить оригинальные решения. Сюжетный ход - это такая система событий, отраженных в произведении, которая органичнее всего соответствует жизненному материалу и наиболее выразительно оформляет содержание. Сюжетный ход упорядочивает структуру произведения, да и в самом творческом процессе играет заметную роль, помогая автору добиться цельности, динамичности изображения.

Поиск сюжетного хода - это поиск в процессе разработке темы.

Сюжетный ход задан самим жизненным материалом, авторской позицией журналиста. В одном случае сюжетный ход является следствием сопоставления событий, итогов извлеченных из предмета аналогий; в другом - совпадает с конфликтом, который определяет не только динамику, но и способ развития действия. В третьем - основой сюжетного хода служат авторские ассоциации и так далее.

Сюжет и композиция - близкие. Но не тождественные понятия. Сюжет воспроизводит динамику событий. Композиция представляет собой построение, архитектонику произведения. Отношение между сюжетом и композицией - это отношение между динамикой и статикой, между движением и устойчивостью сложившейся структуры.

Своеобразие композиции предопределяется характером диалога журналиста с аудиторией, который требует максимально экономной, сжатой формой изложения. В композиции отражаются закономерности функционирования средств массовой информации, имеющие не только субъективные, но и объективные основания. Традиционность, регулярность общения, осуществляемого в ходе взаимодействия прессы и аудитории, а также сходство многих решаемых журналистикой задач привели. В частности, к выработке некоторых композиционных стереотипов, которые нередко имеют позитивное значение и которые не следует путать со штампом. Однако эффективность композиционного стереотипа ограничена. Если журналист овладевает многогранным содержанием, разрабатывает сложную и новую тему, композиционный стереотип оказывается недостаточным.

Общие законы композиции - соразмерность составных частей, подчиненность второстепенного главному гармония между общим и частным - своеобразно преломляются в журналистике как соотношение факта и комментария, факта и идеи, доказательства и вывода, детали и характера, конкретной ситуации и общей проблемы.

В журналистике композиционные приемы разделяются на три основные группы:

1. Построение материала, логика развития темы отражает по преимуществу последовательность и субординацию событий и фактов. Это так называемая предметная группа приемов.

2. Архитектоника материала воспроизводит структуру авторских рассуждений. Цель этих приемов - создать завершенную картину там, где позволяют цель и замысел произведения. Эти приемы позволяют раскрыть глубинное, аналитически выявленное содержание, предоставляют возможность добиваться соразмерности между широтой обобщения и частными наблюдениями, между общим паном изображения и деталью.

3. Построение материала диктуется сопоставимостью авторских ассоциаций, сравнений, аналогий - "эссеистские приемы".

Сюжетно-композиционное построение - прямое выражение взаимодействия содержания и формы, следствие творческого решения профессиональной задачи. От того, насколько совершенно владеет журналист умением выстраивать гармонично и цельно свои произведения, во многом зависит уровень его мастерства.

 

Литературное оформление журналистского материала тесно связано с поиском и систематизацией фактов, с разработкой и трактовкой темы. Элементы содержания упорядочены в произведении не только благодаря идее, синтезирующей жизненные наблюдения. Эта упорядоченность достигается также и средствами формы, среди которых видное место занимает сюжет.

Причем в данном случае сюжет рассматривается не с литературных позиций. Термин сюжет применяется для обозначения динамической структуры журналистского произведения, отражающей движение публицистической мысли. Сюжет в журналистике предстает не столько историей роста характера - как в литературе - сколько системой событий, историей развития публицистической идеи, историей постановки и разрешения актуальной общественной проблемы.

Сюжет в журналистике имеет ряд отличительных черт. Он часто не развернут, в нем, как правило, отсутствует экспозиция. Завязка и развитие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка являются едва ли не самой главной частью всего сюжетного построения. При этом следует подчеркнуть, что сюжет строится в соответствии с той социальной целью, которую преследует журналист.

Сюжет в журналистике не однотипен. Имея документальную основу, он весьма разнообразен в своих проявлениях. Развития в сюжете определяются тем, что организует материал в единое целое - событие, характер или проблема. Конечно и через характер раскрывается проблема, и в событии может обнаружиться характер, и проблема проявляется в событии. Однако акцент в ту или иную сторону предмет ведет к различным содержательным и формальным решениям, в том числе и в сюжетной организации материала.

Один из наиболее распространенных - событийный сюжет. Обычно он представлен в зарисовках, репортажах, очерках, отражающих "завершенные" ситуации. События, так сказать, сюжетны в своем жизненном проявлении, и основная трудность для автора состоит в том, чтобы найти органичный для журналистики предмет, точно сфокусировать на нем внимание читателя, отсечь малозначащие детали, подчеркнуть сущностные черты явления.

Событийный сюжет при внешней своей простоте вовсе не иллюстративен. Он служит наиболее полному выражению идеи, помогает отобрать из суммы фактов наиболее существенные, выстроить их в необходимой последовательности и взаимодействии - так, чтобы читатель смог увидеть главное, понять смысл происходящего.

Кроме событийного следует назвать также сюжет, выражающий историю характера. Причем в отличие от художественного сюжета, воспроизводящего судьбу человека во вей ее индивидуальной неповторимости, во всем многообразии психологических состояний и оттенков, сюжет в журналистике отражает главным образом актуальный с общественной точки зрения аспект человеческой судьбы. Журналиста прежде всего интересуют проблемы настоящего дня.

Сюжет помогает высветить в человеческом характере насущную социальную проблему, которая открывается в поступках, мыслях, чувствованиях героя. Развитых побочных линий в сюжете нет, они намечаются ровно настолько, чтобы сделать достоверным и живым художественно-публицистический образ, но не увести читателя в сторону от главной идеи. Относительная неразвернутость сюжета не означает его искусственной ограниченности, напротив, такой сюжет наиболее естественен в журналистике, соответствует целям выступления журналиста.

Другая разновидность сюжета - это проблемный сюжет, помогающий провести публицистическое исследование действительности. Он чаще всего встречается в статье, обозрении, рецензии, публицистическом комментарии и так далее, то есть там, где читателю предлагается включиться в "интеллектуальную интригу", сопряженную с поиском ответа на поставленный автором вопрос.

Здесь главное средство воздействия на аудиторию состоит в логике авторских рассуждений, в умелом использовании фактических данных, в убедительности аргументов и выводов. Проблемный сюжет имеет аналог в системе научных доказательств: его завязка, напоминает постановку вопроса, развитие действия - анализ фактов, сопоставление идей - изложение аргументов, а кульминация - решение вопроса.

Однако сходство с научным исследованием не ведет к отрицанию сюжета как способа организации журналистского произведения. Сюжет, оформляя содержание, тем самым "руководит" читательским восприятием.

Проблемный сюжет проецируется на предмет, представляющий сложное, часто противоречивое социальное явление, раскрывает взаимосвязи между явлениями. Вместе с тем проблемный сюжет помогает создать эффект духовного общения с читателем, включить его в процесс поиска истины, решения той или иной социально-практической задачи.

Знание средств организации материала позволяет развивать журналистское мастерство, находить оригинальные решения. Сюжетный ход - это такая система событий, отраженных в произведении, которая органичнее всего соответствует жизненному материалу и наиболее выразительно оформляет содержание. Сюжетный ход упорядочивает структуру произведения, да и в самом творческом процессе играет заметную роль, помогая автору добиться цельности, динамичности изображения.

Поиск сюжетного хода - это поиск в процессе разработке темы.

Сюжетный ход задан самим жизненным материалом, авторской позицией журналиста. В одном случае сюжетный ход является следствием сопоставления событий, итогов извлеченных из предмета аналогий; в другом - совпадает с конфликтом, который определяет не только динамику, но и способ развития действия. В третьем - основой сюжетного хода служат авторские ассоциации и так далее.

Взаимодействие содержания и формы в журналистике обеспечивается также композиционным построением материала. Сюжет и композиция - близкие. Но не тождественные понятия. Сюжет воспроизводит динамику событий. Композиция представляет собой построение, архитектонику произведения. Отношение между сюжетом и композицией - это отношение между динамикой и статикой, между движением и устойчивостью сложившейся структуры.

Своеобразие композиции предопределяется характером диалога журналиста с аудиторией, который требует максимально экономной, сжатой формой изложения. В композиции отражаются закономерности функционирования средств массовой информации, имеющие не только субъективные, но и объективные основания. Традиционность, регулярность общения, осуществляемого в ходе взаимодействия прессы и аудитории, а также сходство многих решаемых журналистикой задач привели, в частности, к выработке некоторых композиционных стереотипов, которые нередко имеют позитивное значение и которые не следует путать со штампом. Однако эффективность композиционного стереотипа ограничена. Если журналист овладевает многогранным содержанием, разрабатывает сложную и новую тему, композиционный стереотип оказывается недостаточным.

Общие законы композиции - соразмерность составных частей, подчиненность второстепенного главному гармония между общим и частным - своеобразно преломляются в журналистике как соотношение факта и комментария, факта и идеи, доказательства и вывода, детали и характера, конкретной ситуации и общей проблемы.

В журналистке композиционные приемы разделяются на три основные группы:

1. Построение материала, логика развития темы отражает по преимуществу последовательность и субординацию событий и фактов. Это так называемая предметная группа приемов.

2. Архитектоника материала воспроизводит структуру авторских рассуждений. Цель этих приемов - создать завершенную картину там, где позволяют цель и замысел произведения. Эти приемы позволяют раскрыть глубинное, аналитически выявленное содержание, предоставляют возможность добиваться соразмерности между широтой обобщения и частными наблюдениями, между общим паном изображения и деталью.

4. Построение материала диктуется сопоставимостью авторских ассоциаций, сравнений, аналогий - "эссеистские приемы".

Сюжетно-композиционное построение - прямое выражение взаимодействия содержания и формы, следствие творческого решения профессиональной задачи. От того, насколько совершенно владеет журналист умением выстраивать гармонично и цельно свои произведения, во многом зависит уровень его мастерства.

В работе над текстом очень важно соблюдать два правила композиционного решения текста.

Правило первое:

Композиционная структура журналистского материала должна быть представлена в виде четырех композиционных блоков, сформированных на основе подтем и ориентированных на решение стоящих перед атвором коммуникативных задач.

Число четыре тут берется не с потолка. Это:

-ввод в ситуацию

-обозначение проблемы

-предъявление оценок и аргументов

-практическая постановка вопроса.

Такая композиционная структура характеризует все журналистские материалы, несколько изменясь в соответствии в их жанровой спецификой. Однако эти изменения не имеют принципиального характера.

Правило второе:

Последовательность «композиционных блоков» журналистского текста может и должна меняться в зависимости от конкретного авторского замысла. Но во всех этих случаях она должна быть согласована с жанровой спецификой материала (мотивирована жанром) и подкреплена (оправдана) соответствующими монтажными приемами.

 

Анализ текста

Для того, чтобы лучше усвоить все вышесказанное, необходимо потренироваться в профессиональном анализе текста. Это тем более важно, что в повседневной деятельности журналиста анализ занимает большое место: анализировать приходится и своих коллег, нештатных авторов, свои собственные. Методика анализа складывается из двух процедур: выявление основных характеристик данного текста и их оценки в соответствии с определенными критериями.

Сначала устанавливаются характеристики, осознаваемые при целостном восприятии текста: тема, идея. Образный ориентир.

Для того, чтобы определить тему, надо понять, какая реальная ситуация рассматривается журналистом и какая за ней стоит проблема, понять отношения между ними. При этом нужно иметь в виду, что отношения бывают двух типов:

- конкретная реальная ситуация может представлять собой опыт разрешения проблемы (тогда мы имееи дело с положительным материалом)

- конкретная реальная ситуация - это проблемная ситуация, или конфликтная ситуация (это критический материал).

Для определения идеи прежде всего необходимо осознать цель, выдвигаемую журналистом перед читателем (слушателем, зрителями). Сделать это легче всего путем соотнесения проблемы и тех практических рекомендаций, которые либо непосредственно даются в материале, либо с определенностью вытекают из отображения реальной конкретной ситуации. То есть определить рабочую идею.

В качественном журналистском материале легко выделить и образный ориентир: он специально обыгрывается в тексте, осознается при восприятии материала в первую очередь, и часто выносится в заголовок (что конечно не означает, что любой заголовок - это образный ориентир).

Следующий момент анализа - осознание и систематизация использованных в произведении элементарных выразительных средств, особенности монтажа и композиции.

Когда будут уяснены компоненты формально-содержательной структуры текста, можно перейти к оценке его качества. При этом рекомендуются следующие критерии:

1) актуальность и значимость проблемы, на разрешение которой нацелен материал

2) глубина, точность и новизна понимания конкретной ситуации в ее отношении к проблеме

3) новизна, конструктивность и убедительность идеи

4) достаточная полнота и яркость элементарных выразительных средств, мотивированность их использования

5) четкость и мотивированность монтажа и композиции материала

6) яркость, запоминаемость, новизна образного ориентира

7) лексико-стилистическая грамотность произведения.


 

Лекция 6








Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 5361;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.022 сек.