Конфликт в публицистическом произведении
Журналистика отражает жизнь не в статике, а в динамике. Именно поэтому так значительна роль конфликта в журналистском произведении – он отражает момент развития, процесс преодоления противоречия действительности.
Конфликт, как и факт, понятие двузначное. С одной стороны, это способ разрешения противоречий в действительности (онтологический конфликт). С другой - это отражение объективно существующего конфликта в сознании и поведении людей. В любом социальном организме идет борьба нового со старым, действуют не только созидательные, но и негативные тенденции. В журналистике процесс отражения конфликта действительности происходит одновременно с его интерпретацией.
Конфликт в журналистском произведении отражает способ разрешения противоречия с общественной точки зрения. Невнимание журналистов к социальным противоречиям, неумение осмыслить их ведут к серьезным просчетам, оборачиваются снижением аналитического уровня публикаций, читательского доверия.
Конфликт как элемент содержания журналистского произведения синтетичен он вбирает в себя группу элементов содержания - фактов, мнений, идей, объединяемых характером противоречивых отношений между ними.
Проблема в публицистическом произведении воплощается в конфликте: столкновение противоположных сил, стремлений, интересов в области человеческих отношений. В жизни общества немало противоречий - гражданские войны, забастовки, споры в парламенте, конкуренция. Задача журналистики - отразить эти реальные конфликты, выявить их сущность, причины, прогнозировать. Конфликт в журналистском произведении - элемент сознания, это отражение реальных конфликтов.
Специфика отражения конфликта - отражаются конфликты в пределах предмета журналистского творчества. Журналист дает в материале истолкование жизненных конфликтов. Конфликт в журналистском произведении пропущен через авторское сознание. Изображение конфликта должно быть документальным, соответствующим реальной жизненной ситуации. Анализируя жизненное столкновение, журналист должен оценить его, показать, является ли конфликт случайным или закономерным.
Обнаружение социальной, нередко политической основы столкновения - одна из особенностей журналистского расследования конфликта
Конфликты, отраженные в публицистических произведениях, имеют духовно-практический, а не абстрактно-познавательный характер.
Публицисты оперативно информируют общество о назревших противоречиях, возникших конфликтах, предлагают способы их решения.
Конфликты исторически-конкретные - изменение жизни общества, возникают новые противоречия. Журналист должен отражать, анализировать эти конфликты.
"Набор" и сущность выделяемых журналистом конфликтов может быть связан с господствующей идеологией. Эти конфликты могут зависеть от политических взглядов журналиста, от позиции издания.
Конфликт не дается журналисту в явном, очищенном виде. Ситуация осложнена множеством отношений, фактов, неоднозначностью характера героев. Поступки героев могут быть вызваны разными причинами - эмоциями или их ролью в конфликте. Задача журналиста - провести исследование ситуации, увидеть главное противоречие.
Журналиста показывает столкновение действующих лиц, которые персонифицируют столкновение интересов. В материале создается модель жизненного конфликта, которая очищена от многочисленных наслоений, связей, частностей.
Конфликт в произведении существует в условном хронологическом аспекте - от причины до следствия. Журналист сообщает о конфликте на стадии его кульминации и стремится найти разрешение конфликта.
В теории журналистики выделяются внешний и внутренний конфликты, поскольку существуют внешние и внутренние противоречия.
Внешний конфликт отражает противоречия между разными явлениями и разными предметами. Внешние конфликты распространены в журналистике и при всем разнообразии сохраняют типологическое единство. Скажем, когда журналисты рассказывают о борьбе людей со стихией, с лесными пожарами или снежными заносами, они воспроизводят конфликт внешнего порядка, истоки которого лежат в противостоянии разных явлений действительности.
Однако в практике журналистского творчества гораздо чаще приходится иметь дело с событиями, обладающими внутренне противоречивыми качествами. То есть рассматривается одно событие, но обладающее внутренними противоречиями. Например: конфликт в коллективе. При анализе внутреннего конфликта требуется серьезная аналитическая работа, поскольку противоположности обнаруживают знак "минус" или "плюс" не сразу, побуждают не только к констатации фактов, но и к поискам выхода из создавшегося положения.
Существуют типообразующие критерии, которые помогают полнее представить содержательное многообразие конфликтов в журналистском произведении. Конфликт может характеризоваться по таким параметрам:
Кто участвует в конфликте (человек, группа, производственный коллектив и т.д.)?
Какова исходная предметная коллизия, порождающая конфликт (противоречия экономических интересов, ведомственных позиций, нравственных норм и т.д.)?
Где и когда происходит действие?
Каков способ разрешения конфликта?
"Включение" этих критериев в процесс осознания противоречия помогает яснее раскрыть смысл происходящего, выявить позицию сторон, исходя не только из субъективных оценок, но из объективного значения поступков и действий людей. Способ разрешения конфликта в жизни может многое сказать журналисту, помочь убедительному построению конфликта в самом произведении.
Например: в Томске ситуация с маршрутными автобусами. Многочисленные материалы по этой теме. Проблемные материалы, посвященные конфликту. Конфликт - реален. Его отражение в газете: как журналист его понимает.
В ряде конфликтов, встречающихся в журналистском произведении, выделяется группа конфликтов, обладающих двойственной природой: с одной стороны, они отражают актуальные социальные противоречия - и в этом родственны всем другим конфликтам. С другой стороны, они имеют качественное своеобразие, поскольку в их основе лежит парадокс, абсурдная ситуация, комическая или сатирическая несообразность. Воссоздание таких конфликтов - прерогатива сатирической публицистики. В некоторым случаях абсурдность ситуации имеет самоочевидный характер, и это позволяет журналистам широко использовать прием гиперболизации, сатирического заострения.
Пример: ситуация с Гайдаром и НБ ТГУ. Здесь была абсурдность ситуации, и именно поэтому стало возможным в первоапрельских шутках, например, говорить о срыве российско-немецкого саммита в Томске, так как путин не согласовал с Майером место встречи. Абсурдность ситуации доведена до предела.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 1860;