Жанр - устойчивый тип текста, повторяющийся и закрепившийся в практике.
Критерии выделения жанра – это:
- объект и предмет отражения,
- целевое назначение,
- масштаб выводов и обобщений,
- стилистические средства выражения авторской позиции.
Кроме жанров, мы выделяем также виды: - это подгруппа жанров, объединяющая по определенным признакам в подсистемы - в информационную группу, аналитическую, художественно-публицистическую. Жанр может распадаться на разновидности, например - очерк проблемный, портретный, путевой.
Теория журналистики рассматривает не просто жанры как группу, а жанры как систему.
Стройную систему традиционного подхода разработал М.С. Черепахов. Она представляет собой «дерево»:
- род литературы (научная, художественная, публицистическая)
- вид материала (в журналистике образует подгруппы информационные, аналитические, художественно-публицистические)
- жанр
- жанровые разновидности.
Современные подходы к систематизации жанров очень разнообразны. У Е.И. Прониной в основе систематизации лежит понятие «матрицы», у А.А. Тертычного - концепция, параллельные жанровые системы, за счет которых обогащается журналистика - например, визуальная, графика, и т.п. Но все сходятся в том, что жанры объединены в систему.
Прежде чем двигаться дальше, остановимся на том, что такое системность и система, и рассмотрим с этой точки зрения понятие «система жанров». Обратимся к книге Ф.И. Перегудова и Ф.П. Тарасенко «Основы системного анализа» (Томск, 2000), выдержавшей уже два (а может и три) издания.
Точка зрения этих авторов заключается в том, что системность является всеобщим свойством материи: системна вся природа, и существуют определенные признаки, по которым можно понять, что объект, явление, процесс и т.д. имеет системный характер.
1. Всякая система обладает целостностью, обособленностью от окружающей ее среды, выступает как нечто отдельное, единое. (система жанров – выделяется среди жанров художественной литературы, жанров делового письма и т.д.)
2. Обособленность, выделенность системы в среде не означает ее изолированности от среды: система связана со средой, существует в ней, взаимодействует с ней, обменивается со средой энергией, материей, информацией. Все системы открыты, замкнутых (изолированных) систем не бывает. (система жанров постоянно видоизменяется в связи с новыми явлениями – интернет-журналистики, блоггерства и т.д.)
3. Цельность системы не означает ее однородности и неделимости: наоборот, в системе можно различать определенные составные части. (в системе жанров существуют информационные /новостные – аналитические – художественно-публицистические жанры, каждый раздел включает в себя определенные жанры и т.д.).
4. Разделимость системы на части не означает, что эти части полностью изолированы друг от друга. Наоборот, части образуют целое благодаря связям между ними.
5. Целостность системы обусловлена тем, что система как целое обладает такими свойствами, которых нет и не может быть у составляющих ее частей. Свойства системы не сводятся к свойствам ее частей, не являются простой совокупностью этих свойств. Система и существует, и выделяется, и описывается как носитель этих качественно новых свойств.
Каково же основное свойство у системы жанров? Это отражение всего многообразия жизни, полноты мира. Этого не достичь каким-то одним жанром – новостями, очерками, интервью.
6.Изъятие части из системы приводит к тому, что система при этом теряет какие-то существенные свойства, то есть становится другой системой. Более того, часть, изъятая из системы, также теряет свои существенные свойства, которые могли реализовываться лишь до тех пор, пока эта часть находилась в системе. Поэтому основа целостного подхода состоит в недопустимости рассмотрения частей системы по отдельности, вне их взаимодействия с другими частями. (Если изъять из системы жанров новостную журналистику, то оставшаяся часть уже не будет целостной системой жанров. В свою очередь новостная журналистика, рассматривая только информационные жанры, всегда имеет в виду, что эти жанры – только часть общей системы жанров).
7. Открытость системы, ее связанность со средой означает, что система в свою очередь входит в какую-то большую систему, является частью этой большей системы. В результате мир выглядит (существует!) как иерархическая система вложенных друг в друга, перекрывающихся частично или полностью, или разделенных, но взаимодействующих систем. (И система жанров, естественно, входит в систему творческой деятельности журналиста, в теорию журналистики как системы, и так далее).
8. Системы не являются застывшими, неизменными образованиями. Они все подвержены постоянным изменениям, и потому многие явления в системах невозможно понять без учета их динамики.
Итак, говоря о системе журналистских жанров с позиции основ системного анализа, посмотрим на собственно определение системы. Согласно теоретикам, первое определение системы – это средство достижения цели.Второе определение: система – это совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как целое.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 793;