III. Художественно-публицистические жанры
1. Эссе - жанр, который сочетает «подчеркнуто
индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную
речь»74. Слово «эссе» в переводе с французского («essai») означает: «опыт», «сочинение», «попытка», «испытание», «набросок». Основателем этого жанра считается французский мыслитель Мишель Монтень.
По мнению авторов «Риторических основ журналистики»,
художественно-публицистическое эссе действительно может быть интересно читателю в той мере, в какой автор сумеет передать «свое личное удивление, восхищение, раздумья, вызванные явлением природы или предметом искусства, человеческим поступком или образным суждением мудрого человека. Сила публицистического заряда эссе - в выразительности, необычности,
неожиданности авторского суждения»75.
2. Зарисовка - жанр, в котором дается представление о чем-
либо или ком-либо поверхностно, как бы с первого взгляда. Зарисовка существует для создания определенного настроения у читателей. Журналист как бы делится своим ощущением, впечатлением от чего-либо или кого-либо.
3. Очерк. Как публицистический жанр очерк имеет большую
историю, его активность то нарастает, то снижается, но интерес к
Тертычный, А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. - М.: Аспект Пресс, 2002. -
319 с.
Там же.
Смелкова, З.С., Ассуирова, Л.В., Саввова, М.Р., Сальникова, О.А. Риторические основы
журналистики: Работа над жанрами газеты / З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Саввова, О.А.
Сальникова. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 318 с.
нему не ослабевает. Существует мнение, что к появлению этого
жанра имеет М. Горький, который в одном из писем коллеге указывал, что исходным в определении текста, имеющего известную литературную форму, как «очерка» является глагол «очерчивать».
Как отмечает А.А. Тертычный, очерк считается «королём»
художественно-публицистических жанров, но с точки зрения подготовки его - он один из наиболее трудоёмких. И это действительно так, «поскольку написать хороший очерк журналист сможет только в том случае, если он уверенно владеет разными методами отображения действительности, существующими в его ремесле. При подготовке очерка мало, например, суметь найти подходящий пример выступления, успешно собрать материал, проанализировать его. Надо еще и соответствующим образом переосмыслить информацию и воплотить её в такую форму,
которая будет признана действительно очерковой»76. Можно
выделить три вида очерка: проблемный, портретный, путевой.
Одна из главных черт очеркового текста - чёткое выражение
отношения автора к описываемым явлениям. Как пишет И.П. Лысакова, «в очерке всегда оказываются два главных героя:
изображаемая д77йствительность, герой и автор, размышляющий о е
происходящем» .
4. Фельетон. Являясь жанром художественной публицистики,
фельетон, как и очерк, обращается к наглядному изображению людей, их действий, а также событий, в которых они участвуют. Но, в отличие от очерка, в фельетоне изображаются те явления действительности, нравственная сторона которых противоречит нормам нашей этики.
Название этого жанра происходит от французского слова
«feuille», которое переводится как «лист, листок». Листком называли приложение к газете, которое чаще всего размещалось в нижней части полосы, отделялось жирной линией. Здесь печатали рецензии, обзоры литературы, фельетоны.
Тертычный, А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. - М.: Аспект Пресс, 2002. -
319 с.
Лысакова, И.П. Тип газеты и стиль публикации: Опыт социолингвистического исследования /
И.П. Лысакова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 181 с.
Как отмечает Л.Е. Кройчик, история фельетона - это история
борьбы общества за осуществление своих идеалов. Он подчеркивает, что фельетон - «соединение трёх начал: публицистического, художественного и сатирического. Эти три начала, однако, не только не разрывают на части «костное» тело фельетона, но, напротив, столь органично и естественно переплетены воедино, что образуют принципиально не похожий на другие газетные жанры текст». Автор отмечает, что отношение фельетониста к факту носит специфический характер. Эта специфика связана с публицистической функцией фельетона. «Фельетон - социально-оперативный жанр. Даже если он не имеет конкретного адреса, он привлекает наше внимание к определённым проблемам, требующим немедленного решения. Оперативность,
актуальность, злобо78 невность - важнейшие публицистические д
качества фельетона» .
Важнейшие требования, предъявляемые к публицисту-
сатирику: умение, во-первых, найти актуальную тему для выступления и, во-вторых, четко определить свою позицию при анализе данной ситуации.
В советской журналистике фельетон занимал исключительно
важное место, но с началом реформ в нашей стране почти исчез со страниц газет и журналов.
5. Памфлет в какой-то степени напоминает фельетон, но
между ними есть существенное различие. В переводе с греческого («pamm fhlego») слово «памфлет» означает «всё воспламеняю» и «всё испепеляю». Как пишет А.А. Тертычный, «в журналистике под памфлетом понимают сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя (героев), который представляется автору носителем
опасного общественного зла»79. Чаще всего памфлет имеет политическую окраску.
Кройчик, Л.Е.Современный газетный фельетон / Л.Е. Кройчик. - Воронеж: Изд-во Воронеж.
ун-та, 1975. - 230 с.
Тертычный, А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. - М.: Аспект Пресс, 2002. -
319 с.
§ 5. Применение текстов журналистского творчества в
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 1520;