Понятие информационного общества
Естественным следствием и объективным результатом
научно-технического прогресса и происходящей глобализации в социально- экономической, политической и культурно-духовной сферах явилось формирование глобального информационного общества, как обусловленная тенденция развития человечества в начале третьего тысячелетия. Вместе с тем пока не существует единого выработанного теоретико-методологического подхода к определению понятия и сущности информационного общества.
Феномен информационного общества как сложнейшего
социального объекта требует отхода от привычного
методологического подхода. Действительно, современное
информационное общество характеризуется разнообразием происходящих в нем изменений. Такие изменения выражены в
качественном и количественном росте информационно-
коммуникационных технологий; в интенсификации
компьютеризации в сферах производства и потребления; во
внедрении цифровых технологий, волоконно-оптической и
спутниковой связи в жизнедеятельность общества; в глобальном доступе к сети интернет, в практическом освоении космического пространства для передачи информации; в возрастании скорости передачи информации и многократного увеличения объемов и разнообразия информационных потоков.
В западной социологии информационное общество понимается как социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу
которой положили З. Бжезинский и Д. Белл,85а также
О. Тоффлер.86
Один из отечественных исследователей информационного общества Ю. Е. Хохлов считает информационное общество
ступенью в развитии современной цивилизации,
характеризующейся увеличением роли информации и знаний в
жизни общества, возрастанием доли информационно-
коммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте и созданием глобальной
информационной инфраструктуры, обеспечивающей
информационное взаимодействие людей, их доступ к информа87ии ц
и удовлетворение их социальных и личностных потребностей. В другой своей работе Ю. Е. Хохлов определяет основные отличительные особенности информационного общества - это
широкомасштабное использование информационно-
коммуникационных технологий во всех сферах деятельности. Идет ли речь о работе, развлечениях, повседневной жизни, бытовых проблемах, здравоохранении, образовании, культуре, науке, промышленности, сельском хозяйстве - везде, во всех этих сферах используется информация и - информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют обрабатывать эту информацию
85 См.: Современная западная философия. Словарь. - М.: Изд-во полит. литературы, 1991. 86 См.: Тоффлер, О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI
века / О. Тоффлер. - М.: Изд-во АН СССР, 1991.
87 См.: Хохлов, Ю.Е. О реализации стратегии развития информационного общества в
Российской Федерации / Ю.Е. Хохлов // Конференция АСДГ «Электронный
муниципалитет". - Красноярск, 24-25 апреля 2009.
несоизмеримо быстрее и эффективнее, чем раньше, в
индустриальном или аграрном обществе.88
Д. В. Иванов определяет отличие современного
информационного общества тиражированием (не путать с созданием) интеллектуального продукта, передачей сведений о нем посредством печатных изданий, телеграфа, радио, телевидения, лекций и семинаров в рамках системы всеобщего образования, а теперь еще и сети Internet - вот что коренным образом отличает
современное общество как информационное. И за словом
«информация» кроется именно коммуникация, а не знание¼ Информационное общество, таким образом, оказывается фантомом постиндустриальной эпохи. Технологические сдвиги, с которыми связывали формирование такого рода социальной организации, налицо, а ожидаемые перемены институциональной структуры не
происходят.89В определенной мере мы согласны с Д. В. Ивановым, что информация сегодня все чаще выполняет коммуникативную функцию передачи некоего представления о сути предмета, нежели о его знании.
Тем не менее, согласно Д. Беллу, «знания и информация
становятся 90 стратегическими
ресурсами
трансформации
общества», что определяет их значение в функционировании
информационного общества, хотя и не уравнивает их социальную и духовную значимость.
Т. В. Ершова (Институт развития информационного общества, г. Москва), обобщая существующие подходы к трактовке понятия информационного общества, считает, что в настоящее время под
таковым понимается:
общество нового типа, формирующееся в результате новой
глобальной социальной революции, порожденной взрывным
развитием и конвергенцией информационных и
коммуникационных технологий;
общество знания, т.е. общество, в котором главным
условием благополучия каждого человека и каждого государства
88 См.: Хохлов, Ю.Е. Стимулы и барьеры на пути реализации Стратегии развития информационного общества в России / Ю.Е. Хохлов // Информационное общество. 2008,
вып. 1-2. - С. 37-45.
89 См.: Иванов, Д.В. Виртуализация общества / Д.В. Иванов. - СПб.: "Петербургское
Востоковедение", 2000.
90 Белл, Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая
технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986. - С. 334.
становится знание, полученное благодаря беспрепятственному
доступу к информации и умению работать с ней;
глобальное общество, в котором обмен информацией не
будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических
границ; которое с одной стороны способствует
взаимопроникновению культур, а с другой - открывает91каждому
сообществу новые возможности для самоидентификации.
Информационное общество, по мнению Т. В. Ершовой и
согласующимся с ней заявлением экспертной группы
«Строительство европейского информационного общества» Еврокомиссии в апреле 1997 г., - будет постепенно трансформироваться в «общество мудрости», где с помощью научной обработки данных и информации, научной поддержки знания будут приниматься хорошо продуманные и обоснованные решения с целью улучшения качества жизни во всех ее аспектах. Мудрость, основанная на информации и знании, поможет сформировать общество, существующее в благоприятной окружающей среде, принимающее во внимание интересы и благосостояние каждого и стремящееся к включению всех граждан в активную продуктивную деятельность, придающее социальным и
культурным аспектам жизни92 не меньшее значение, чем
материальным и экономическим.
Это очень важная позиция, определяющая перспективы развития информационного общества, так как социальное самочувствие современного информационного общества зависимо от многих факторов, способных, в том числе, и негативно влиять на его прогресс. На один из таких факторов, а именно - разумное соотношение информации и интеллекта, т.е., воздействие (в том числе, и отрицательное) информационных потоков на интеллект индивидуума и общества, - указывал в свое время Г. Кан: «Разница между понятиями «информация» и «интеллект» является искусственной, но достаточно важной. «Информация» стремится быть относительно формальной и легко доступной. «Интеллект» в данном случае употребляется больше в значении «военное
См.: Ершова, Т.В. Концептуальные вопросы перехода к информационному обществу
ХХI века. http://www.rfbr.ru/default.
См.: Building the European Information Society for us all: Final policy report of the high-level
expert group, April 1997 / European Commission. Directorate-General for employment, industrial relations and social affairs. Unit V/B/4. - Brussels, manuscript completed in April
1997.
мышление», чем «человеческое мышление»¼ Понятие
«интеллект» является более широким и специфическим, менее официальным и формальным, чем то, что мы называем информацией. Понятие «интеллект» означает знание о событиях и людях, это знание может быть предположительным, интуитивным, личным и/или полученным наугад, неофициально или тайно. «Интеллектуальные» данные обычно не включаются в стандартные карточки, а информация включает в себя шаблонные данные, которые ожидаются от системы. Трудно сделать различие между интеллектом и информацией более четким, но когда в систему вводят «интеллект», то это происходит в меньшей степени благодаря механическому или электронному программированию, а в большей степени благодаря случайному (или запланированному)
наличию нужных людей, на нужном месте, в нужный час».93
Это высказывание Г. Кана о разграничении понятий «интеллекта» и «информации» представляется весьма интересным для понимания сущности информационного общества. Оно позволяет четко определить границу между духовной (человеческий разум) и материальной (информация) сферами
социальной адаптации и социальных приоритетов
информационного общества и тем самым понять, что информация сама по себе, не одухотворенная человеческой эмоциональностью познания, не способна двигать вперед человеческую культуру и способствовать совершенствованию человеческого духа.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 789;