Духовное образование

 

В качестве панегирика значению образования в государственной и церковной жизни приведу слова Паисия Лигарида: «Если бы меня спросили: какие столпы Церкви и государства, я отвечал бы: во-первых, училища, во-вторых, училища и, в-третьих, училища». Образование в результате гибели Византийской империи понесло непоправимый урон. Подавляющее большинство образованных людей, или эмигрировало за границу, прежде всего, в Италию, где своей деятельностью способствовали Возрождению, или погибли, или были проданы в рабство. До прежнего уровня образования, до прежнего уровня богословской науки грекам так и не суждено будет подняться.

Впрочем, следует отметить, что многочисленная греческая диаспора Италии поспособствует практике получения греческой молодежью образования за границей. Особенно тесные связи существовали у греков с Венецией. С начала XV в. в состав Венеции вошла Падуя, в которой находился знаменитый университет. В Падуе к грекам относились с большой симпатией. Еще в середине XVI в. там была сформирована кафедра греческого языка, и специалисты по языку и греческой культуре высоко ценились. Возможность получить хорошее образование за границей позволяла поддерживать достаточно высокий уровень образования среди греческой элиты. О том, что образованность ценилась в греческом обществе, свидетельствует огромная библиотека Михаила Кантакузина, приобретенная после его казни Афоном.

Наличие в греческом обществе людей, получивших хорошее образование за границей, способствовало получению неплохого образования и теми, кто никогда не покидал пределы Оттоманской империи. Те кто, получил образование на Западе, могли становиться домашними учителями или даже трудиться в системе образования греков.

Несмотря ни на что, такая образовательная система у греков существовала. Первую ступень (для многих и единственную) представляли т.н. тривиальные школы. Программа в таких школах была следующей: изучение чтения, письма и арифметики, а также Св. Писания и богослужебных книг – Октоиха, Псалтири, Триоди, Часослова. Ученики в такой школе должны были проводить целый день, а образовательный процесс по такой не очень замысловатой программе продолжался по пять и более лет. Учиться по такой программе, было не слишком весело. По одному из свидетельств, ученики, выходя из такой школы «летят домой, как выпущенные из тюрьмы». Кроме того, играло свою роль и то, что в качестве эффективного педагогического приема активно употреблялась розга, согласно тому же свидетельству, «прут играл роль скипетра в руках учителя». Учителями, как правило, выступали местные священники. Качество образования обычно было невысоким, но, наверное, достаточным для приготовления обычного приходского священника. Следующей ступенью были средние школы или гимназии. Здесь уже должны были изучаться творения свв. отцов, а также известные языческие авторы, такие как Гомер, Софокл, Еврипид. Кроме того, могли изучаться риторика, логика метафизика и т.д. На деле, вследствие отсутствия хороших учителей, такое образование в очень значительной степени профанировалось.

Наконец, высшее образование было представлено, главным образом, патриаршей школой, основанной самим Геннадием Схоларием. Несмотря на то, что школа считалась общеобразовательной, данная школа была кузницей кадров для самой константинопольской патриархии. Из стен этой школы вышло несколько патриархов, архиерей, а также, выражаясь современным языком, сотрудники аппарата патриархии. Уровень образования в патриаршей школе зависел от уровня преподавателя и степени заинтересованности в школе со стороны патриарха. Соответственно у патриаршей школы были периоды подъема и упадка. Вот описание патриаршей школы, относящееся к 70-м гг. XVI в.: преподаватель «уже стар, учит детей и юношей греческих в маленькой жалкой лачуге, в патриархии; питается же он сушеной рыбой, которая развешана в классной комнате и которую он сам себе варит; промышляет перепиской книг, а что добывает, то тратит на вино».

В конце XVI в. под влиянием ученых, получивших образование в Падуе, была предпринята попытка реформировать Патриаршую академию. В 1593 г. патриарх Иеремия собрал синод, который утвердил новый устав академии. В соответствии с реформой были учреждены различные отделения академии, в т.ч. философии, богословия, литературы, возглавляемые схолархом. Практически все схолархи на первых порах были выпускниками Падуанского университета. На том же синоде было принято решение рекомендовать митрополитам открывать у себя региональные академии. В течение ближайших десятилетий такие академии были открыты в Фессалонике, Трапезунде и Смирне. Сведений об их деятельности осталось не так много, однако понятно, что скорее всего, они испытывали серьезные затруднения с финансированием и хорошими преподавателями.

В XVI в. состояние школы несколько улучшается при Кирилле Лукарисе. В 1624 г. он ставит во главе Патриаршей академии своего друга Феофила Коридаллевса, который был до этого ректором Афинской академии. В году его ректорства обучение в академии было существенно скорректировано в сторону приближения к западноевропейским образцам. В 1639 г. Коридаллевс был смещен из-за сочувствия учению Кирилла Лукариса, однако установленная им система сохранилась. Позже дело Коридалевса было продолжено его учеником Иоанном Кариофилисом, который, в свою очередь, был смещен по обвинению в ереси и грубом отношении.

Наконец, в 1666 г. патриаршую академию возглавляет Александр Маврокордато. Он получил образование за границей, в коллегии св. Афанасия в Риме, в Падуе. Академию Александр Маврокордато возглавляет в возрасте 24 лет. Он сам читал в ней лекции по философии, медицине и классическому греческому языку.

Однако, несмотря на череду выдающихся ректоров, в конце столетия школа переживает кризис. Вот что писал о школе один из современников: «Здешняя школа в постоянном волнении и полном беспорядке. Ученики ее возмутились против Герасима, осыпая его оскорблениями. Нагло, с важностью они говорят, что имеют силу удалять и принимать учителей».

Подводя итог данной теме, следует отметить ту глубокую разницу, которая состояла между образовательным уровнем греческой аристократии, фанариотов, которые имели возможность получить образование европейского образца и уровнем простого духовенства. У Церкви не оказалось ни финансовых возможностей, ни интеллектуальных сил для создания системы образования простого духовенства и мирян. В результате среди греков было распространено самое грубое невежество.

Вот какое положение переживало духовное образование.








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 345;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.