Византия при преемниках Михаила Палеолога. Ферраро-Флорентийская уния.

 

Сын Михаила Палеолога, Андроник, был полной противоположностью своему отцу. Существует мнение, что он был очень благочестивым человеком. В этом можно усомниться. Во всяком случае, при жизни своего отца он делал все, что от него требовалось для поддержки унии. После крушения планов Карла Анжуйского необходимость в унии отпадает. Кроме того, политика поддержки унии серьезно угрожала внутренней стабильности государства. Поэтому Андроник II резко меняет церковную политику государства. Он низлагает с константинопольской кафедры крайне непопулярного униата Иоанна Века и собирает один за другим несколько соборов в 1282, 1283 и 1285 гг. На соборе 1285 г., проходившем во Влахернском храме, был осужден католический догмат о Филиокве. К сожалению, это был один из немногих успехов правительства.

Андроник II оказался очень плохим правителем. Он не смог развить успехи, достигнутые его отцом. Напротив, он производит сильное сокращении армии и переходит к обороне на всех фронтах. В тот момент стала вполне реальной турецкая угроза.

В XIII в. в Малую Азию переселяются множество кочевых турок, об­разовавших там свои небольшие государства - эмираты. Постепенно среди этих эмиратов выделяется Османское государство, получившее такое наз­вание по имени предка правящей династии.

Удача покидает потомков Михаила, они терпят от многочисленных врагов Византии одно поражение за другим. Ситуация осложнялась внутренней расп­рей: императоры Андроник II и Андроник III вели друг против друга гражданскую войну. Это значительно ослабляла силы империи и делало ее неспособной сопротивляться внешнему врагу.

В 20-30 гг. XIV в. Византия ведет оборонительные войны против Сербии и Болгарии. Но самый опасный враг у империи появляется на Вос­токе. Этим врагом снова оказались турки.

Турки-османы не только поко­рили почти все мусульманские княжества в Малой Азии, но, переправив­шись в Европу, стали захватывать один город за другим. Опасность на­висла над всей Европой.

Византийцы не смогли вовремя распознать грозящей им опасности, так как были заняты внутренними распрями. В 40-е гг. XIV в. за власть боролись две партии - регента при малолетнем императоре Иоанне Иоанна Кантакузина и вдовы императора Андроника III Анны Савойской. Эта борьба имела отношение и к церковным делам. На стороне Анны Савойской выступил патриарх. Сам Иоанн Кантакузин неоднократно обращался к туркам за помощью. Самым главным отрицательным последствием этой гражданской войны стало то, что приглашенные воюющими сторонами турки смогли закрепиться на европейских территориях Византии, что предрешило их дальнейшие завоевания в Европе и гибель самой Византии. Кроме того, государство было полностью разорено, а народ на этот раз окончательно утратил доверие к правительству. Один из современников описывает и духовный кризис населения, наступивший, в том числе, вследствие постоянного разорения страны: «Только слово никому не подвластно и судит обо всех. Проклято время наше, и неслыханны грабежи постоянно призываемых полчищ Омар-бея и Орхана. Наступило время Божиего заступничества, ибо народ, ожидая Божиего суда, теряет веру. Много Христиан сделались споспешниками турок. Простонародье предпочитает сладкую жизнь магометан христианскому подвижничеству. Мы стали посмешищем проклятых, вопрошающих: «Где Бог ваш?» Пресвятая Богородица! Все мы теряем: имения, деньги, тела наши и надежды. Ни на что не уповаем, кроме помощи от Твоей, Богородица, руки».

Параллельно политическим распрям в середине XIV в. возникает спор о нетварных божественных энергиях. Спор этот был поднят поступившим на службу к Андронику II калабрийским (Калабрия – область Южной Италии, культурно в это время еще тяготевшая к Византии) монахом Варлаамом, который утверждал абсолютную непостижимость человеком Бога. Варлаам также говорил, что никаких нетварных божествен­ных энергий в мире не существует, а тот свет, который видели св. Апостолы на г. Фавор - вполне физическое явление природы. Его главным оппонентом стал тогда еще простой монах Григорий Палама. Еп. Григорий словесно сформулировал мистический опыт афонских монахов, написав несколько произведений (триад) в защиту «священнобезмолствующих», т.е. существовавшей среди монахов, прежде всего, на Афоне практики исихазма. Исихазм в переводе с греческого означает «тишина, молчание, безмол­вие». Православные мистики использовали это слово для описания состо­яния сосредоточенности и внутренней тишины, которая воцарится в душе у победившего свои страсти человека и которая ведет его через творение «умной молитвы» к познанию Бога. Соединение человека с Богом возможно, так как Бог стал человеком, и осуществляется в Церкви, которая есть мистическое Тело Христово. Бог в Его Сущности, действительно непостижим, но Его познание возможно через Его действия в мире или энергии, которые тоже есть Бог. «Каждая энергия есть Сам Бог», — говорит Палама. Тут можно провес­ти сравнение с человеком. Нам не дано познать сущность друг друга. Мы общаемся лишь через наши энергии — мы видим, слышим, обоняем и ощу­щаем друг друга. Однако никто не будет утверждать, что мы общаемся не с реальным человеком, а с его видом, звуком, запахом. Все это его энергии, каждая из которых есть он сам. Спасение Палама понимает не в юридическом духе, как списание человеку вины, а как обожение человека, осуществляемое через стяжание им Божественных энергий.

Григорию Паламе покровительствовал и император Иоанн Кантакузин. Споры закончились полной победой палами­тов. На Афоне Палама написал так называемый «Святогорский томос», подпи­санный в 1340-1341 гг. собором афонских игуменов и монахов на нескольких языках. Впервые учение Варлаама было осуждено на константинопольском соборе 1341 г. Главным деянием собора стало принятие «Святогорского томоса». В том же 1341 г. был осужден выступивший против Григория Паламы его бывший ученик Акиндин. На соборе 1351 г. еп. Григорий одержал полную победу над ересью Варлаама, которую защищал известный ученый того времени Никифор Григо­ра. На соборе присутствовали представители разных поместных православных церквей, что сообщает ему высокий статус, близкий к вселенскому.

Постепенно турки усиливают свое давление на империю. В 1329 г. пала Никея, в 1337 г. - Никомидия. В 1362 г. взят Адрианополь. В 1389 г. сербы терпят поражение от турок на Косовом поле, после этого вскоре турки захватывают болгарское царство. Попытка организовать крестовый поход против турок провалилась. В 1396 г. турки разгромили крестонос­цев в битве при Никополе.

В 1399 г. турки осадили Константинополь. Казалось, дни города были уже сочтены. Но в этот момент произошло чудо. В Малую Азию втор­гаются войска известного завоевателя Тимура Тамерлана (Железный хро­мец). Войска турок были разгромлены, султан Баязет умер в неволе. Это дало императорам небольшую передышку.

В этих условиях византийские императоры снова обращают свой взор на Запад. Византийский император Мануил II Палеолог отправляется в за­падную Европу просить помощи против турок. Он посетил Милан, Венецию, Флоренцию, Париж, Лондон. Европейские государи приветливо его встрети­ли, но фактической помощи не оказали. Помочь пообещал римский папа, но взамен византийцы должны были заплатить дорогую цену - согласиться на унию с Римом.

Поставленные перед угрозой завоевания империи, византийские импе­раторы дают свое согласие на заключение унии. Уния была заключена на соборе, проходившем в 1438-39 гг. в итальянских городах, сначала в Ферраре, а, за­тем - во Флоренции.

В работе собора приняли участие император Иоанн VI Палеолог, константинопольский патриарх Иосиф, русский митрополит Исидор, который был рьяным сторонником унии. Православие защищали митрополиты Марк Эфесский и его ученик Георгий Схоларий. Другой известный богослов Восточной Церкви Виссарион Никейский принял унию, а впоследствии, как и митрополит Исидор стал католическим кардиналом. Главными спорными вопросами стали воп­росы о Филиокве, чистилище и примате римского папы. Под давлением императора и обстоятельств греки вынуждены были сог­ласиться с католиками. Согласие греков на унию было закреплено актом о соединении церквей, который не подписал митрополит Марк Эфесский и константинопольский патриарх, который к тому времени уже скончался. Митрополит Марк пользовался таким авторитетом в Восточной церкви, что папа Евгений, узнав об его отказе, сказал "Мы ничего не сделали". Тем не менее, папа на радостях снарядил грекам корабли и они отправились домой.

Однако в Константинополе большинство епископов отказались от унии. Вот как описывает встречу греческой делегации в Константинополе Дука: «Когда иереи высадились в Константинополе, граждане города, по обыкновению, вышли их приветствовать и обратились к ним с вопросами: «Ну, как ваши дела? что происходило на соборе? На нашей ли стороне осталась победа?» И те отвечали: «Мы продали нашу веру, мы променяли благочестие на нечестие, мы изменили истинному причастию, чтобы стать азимитами». Вот что говорили, и еще другие, более постыдные слова, те самые, которые подписали постановление собора. А когда их спрашивали: «Но для чего же вы подписали?» «Из страха франков», — был ответ. И когда их далее спрашивали, что же, предавали их франки мучениям, секли розгами или бросали в тюрьмы, они отвечали: «Нет». «Так в чем же дело?» — спрашивали опять. «Рука, что вот перед вами, подписала, пусть ее отсекут», был ответ; «язык подтвердил, пусть его вырвут»; и не находили больше ничего прибавить. Некоторые иереи, когда пришла минута подписывать, сказали: «Мы не подпишем, если вы нам не дадите достаточной суммы денег». Бесчисленны были суммы, потраченные с этой целью и врученные святым отцам; а потом они раскаялись, но денег не возвратили и были более виновны, чем Иуда, который принес назад тридцать серебренников». Не поддержали унию и патриархи Александрийский, Иерусалимский и Антиохийский. В 1443 г. они отлучают всех, принявших унию, от Церкви. Народ был против унии и ничего из решений собора так и не было прове­дено в жизнь.

Предательство Православия не спасло город от нашествия турок. Обещанные папой войска пришли на помощь только через 2 недели после падения Константинополя.

В 1451 г. турецким султаном становится 16-летний Мехмед Фатих (Завоеватель). Мехмед получил прекрасное образование, говорил на нес­кольких европейских и восточных языках, хорошо знал философию, матема­тику и астрономию. За время его долгого 30-летнего правления турки почти не знали поражений и были полными хозяевами Юго-Восточной Европы.

Для завоевания Константинополя честолюбивый султан создал военный флот и самую мощную в Европе артиллерию. В апреле 1453 г. 150-тысячная армия турок подошла к Константинополю. Последний император Константин смог выставить на стены города лишь 10 тыс., большую часть которых составляли генуэзские и венецианские контингенты. Эти солдаты сража­лись за свои торговые привилегии. Воля греков к обороне была парализо­вана страшным преступлением 1439 г. Настроение греков выразил коман­дующий флотом Лука Нотара: "Лучше турецкая чалма, чем папская тиара".

Значительную часть турецких войск составляли православные вассалы султана - сербы, болгары и т.д. В то время, как императору удалось набрать в ополчение около 5 тыс. собственно греков, остальные были иностранными наемниками или жителями иностранных кварталов, стены Константинополя штурмовало около 30 тыс. православных. "Кто же осаждал город, кто учил турок военному искусству, как не сами христиане? Я ви­дел собственными глазами, как греки, латиняне, немцы, венгерцы переме­шаны были с турками и с ними штурмовали стены" - пишет по этому поводу архиепископ Хиосский.

29 мая турки пошли на решительный штурм города. После 2-х часово­го боя им удалось проникнуть в город. Последний император Константин XI погиб на стене города с оружием в руках. Турки устроили в городе страшный погром.

Падение Константинополя и гибель Восточной Римской империи озна­меновала собой завершение целого периода европейской истории. С уничтожением Византии изменился облик средневековой Европы. Исчез один из 2-х главных христианских центров. Преимущество Рима в строительстве будущих судеб Европы становится неоспоримым.

На Востоке появляется новая мощная мусульманская империя, борьба с которой у европейских государей займет несколько столетий - вплоть до конца XIX в.

 








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 645;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.