Патриарх св. Геннадий Схоларий.

В 1453 г. Константинополь был захвачен армией Мехмеда II Фатиха. Византийская империя перестала существовать. Однако сама Православная Церковь была сохранена и даже получила при султане некоторые привилегии. Слова адмирала византийского флота Луки Нотары оказались пророческими. Турецкая чалма действительно оказалась лучше папской тиары. Султан Мехмед, в жилах которого, между прочим, текла в том числе и греческая кровь, прекрасно понимал, что для того, чтобы на месте поверженной империи построить новую, ему не обойтись без помощи греков. Турки умели прекрасно воевать, но были плохими торговцами и моряками. Получивший прекрасное образование, султан ценил греческую культуру и в какой-то степени ощущал себя наследником византийских императоров. Он издает указ, в котором приглашал греков, бежавших из Константинополя, вернуться в город, обещая, в том числе, соблюдать свободу их вероисповедания. Султан оказался верен своему обещанию. За годы его длительного правления население столицы значительно увеличилось: примерно с 50 тысяч (еще при византийцах) до 200 тысяч человек.

Последний византийский патриарх униат Григорий Мама бежал в Рим. Место константинопольского патриарха стало вакантным. Мехмед Фатих утверждает на Константинопольской кафедре вновь избранного константинопольского патриарха, которым становится Геннадий Схоларий.

Геннадий Схоларий был очень достойным человеком, союзником Марка Эфесского и противником унии. До патриаршества Геннадий Схоларий занимал должности сначала вселенского учителя, т.е. был ректором константинопольской Академии, а потом был крупным государственным чиновником. Геннадий Схоларий участвовал в работе Ферраро-Флорентийского собора, но когда понял, что католики не хотят идти ни на какие уступки, уехал в Венецию, и его не было среди тех, кто подписал акт об унии. Вернувшись в Византию, Геннадий становится одним из лидеров оппозиции униатам. Он оставляет государственную службу, принимает монашество, и все свои силы посвящает борьбе с унией. Его деятельность снискала ему уважение и авторитет в народе.

Поскольку Геннадий Схоларий не был замешан в сношениях с Западом и был человеком весьма авторитетным, он был идеальной кандидатурой на патриаршество в глазах султана. Уже через месяц после падения Константинополя Мехмед приказывает его разыскать. Выяснилось, что Геннадий попал в рабство одному богатому турку из Адрианополя, но снискал в его доме уважение и находился скорее на правах дорогого гостя. Мехмед выкупает его и уговаривает стать патриархом.

Интронизация нового патриарха состоялась 6 января 1454 г. Одним из первых его деяний стал собор, собранный в Стамбуле, осудивший Ферраро-Флорентийскую унию. Геннадий Схоларий производит на Мехмеда очень хорошее впечатление, и он дарует Церкви большие привилегии. По обычаю византийских императоров Мехмед вручает новоизбранному патриарху омофор, серебряный жезл, мантию и… богато убранного белого коня, дарит 1000 червонцев. Св. София уже не принадлежала Православной Церкви, но в качестве резиденции султан предоставляет патриарху второй по величине и значению храм Константинополя – церковь 12-ти Апостолов. Султан издает особый документ – фирман, которым патриарху предоставлялась полная свобода в управлении церковными делами. Церковный клир освобождался от всех видов податей и повинностей, православные храмы было запрещено превращать в мечети, запрещалось и насильственное обращение в ислам. Кроме этого, патриарху предоставлялась и гражданская власть над христианами всей империи. Он получает титул милет-баши (глава нации). Его должность соответствовала 1 классу согласно турецкой табели о рангах. Он заседал в высшем правительственном органе империи – диване. Власть константинопольского патриарха стала даже большей, чем при византийских императорах. Именно константинопольский патриарх был в глазах турок главным представителем всего греческого населения. Даже другие восточные патриархи, с церковно-канонической точки зрения оставаясь независимыми, политически подчинялись ему, именуя его «своим правителем, своим императором и патриархом». С этого времени патриархи присвоили себе знаки достоинства византийских императоров: митру в форме имперской короны, орлецы, дикирий и трикирий, саккос. Они начали отращивать длинные волосы. Патриарху принадлежала высшая судебная власть над православным населением. Те судебные дела, которые по своему характеру не относились к юрисдикции церкви, разрешались в учрежденных патриархом и подведомственных ему светских судах.

Это не значит, конечно, что положение православных было столь уж благостным. Они были в империи людьми второго сорта. Православным было запрещено носить бороду, оружие, ездить на коне. Они платили харадж, подать за само право существовать на завоеванной турками территории. Кроме хараджа греческие земледельцы должны были платить десятину турецким землевладельцам. Затем Мехмед восстанавливает для христианского населения обычай, установленный еще византийскими императорами – один раз в пять лет брать для государственной службы здоровых и красивых мальчиков. В основном эти мальчики становились янычарами – солдатами элитных подразделений турецкой армии. Мусульманское население было свободно от налогов полностью. Империя жила за счет военного грабежа и налогов с населения покоренных стран.

Геннадий Схоларий ревностно взялся за устроение Церкви. Ему предстояло много трудов. Храмы лежали в развалинах или были ограблены, церковные дела пришли в полное расстройство. Необходимо было изыскать денежные средства. С этой целью патриарх Константинопольский обращается, в том числе, и в Россию, церковь в которой недавно стала самостоятельной. Митрополит Иона с радостью откликнулся на его просьбу. По его ходатайству великий князь Василий II Темный прислал в Константинополь крупную сумму денег. Однако, устраивая церковные дела, Геннадий Схоларий столкнулся с сопротивлением как со стороны турок, так и со стороны собственных клириков. От патриаршей резиденции вскоре пришлось отказаться. В районе храма 12-ти апостолов стали селиться турки, которым не нравилось соседство с главным центром Православия в империи. Летом 1454 г. во дворе резиденции нашли труп турка. Конечно, это было явной провокацией. Геннадия Схоларию хватило мудрости отказаться от храма. Новая патриархия была устроена при храме Богородицы Паммакаристы (Всеблаженной), расположенном в заселенном греками квартале Фанар.

Впрочем, инцидент с патриаршей резиденцией существенно не омрачил добрых отношений султана-завоевателя с патриархом. Султан по-прежнему уважал Геннадия и любил навещать его в новой резиденции. По просьбе султана Геннадий Схоларий написал составленный в мирном духе трактат, разъясняющий основные положения православной веры в ее сравнении с исламом.

Помимо, тех проблем, которые приходилось разрешать патриарху в его взаимоотношениях с турками, не менее, а, возможно, и более трудными были внутрицерковные проблемы. Столкнувшись с грехом симонии, весьма распространенном в церкви, Геннадий Схоларий начинает ревностно бороться с ним, но здесь сталкивается с сильным сопротивлением клира. В свою очередь, его обвиняют в неканоничном отношении к бракам среди православных. В частности, в том, что патриарх разрешил вступать в брак мальчикам в возрасте 12-ти лет – для того, чтобы те могли избежать участи янычар. Доведенный всеми этими обстоятельствами до отчаяния Геннадий Схоларий в 1459 г. собирает собор, на котором объявляет о своем решении оставить патриарший престол. Он поселился в одном из монастырей, где и скончался в 1464 г. Греческая церковь причислила его к лику святых.

Последующие патриархи уже не обладали в глазах турок таким авторитетом, и после того, как Геннадий Схоларий добровольно покинул кафедру, отношение султана к православным ухудшается. Патриарх Иоасаф Кокка в 1468 г. был лишен султаном бороды и смещен только за то, что тот отказался дать одному из греков разрешение на новый брак при живой жене. По одной из версий жениться хотел некий Георгий Амируцис, человек, известный своей ученостью, причем хотел породниться с вдовой герцога Афинского, по другой версии он интриговал в пользу своего приятеля из Трапезунда. Говорят, что оскорбленный патриарх даже попытался покончить жизнь самоубийством.

В значительной степени, ухудшению положения способствовали сами православные, которые стали интриговать друг против друга с целью получения патриаршей кафедры. Так в 1466 г. трапезундский митрополит Симеон предложил министрам султана 2000 золотых за возведение себя на патриаршую кафедру взамен управлявшего кафедрой патриарха Марка. Тогда вдова султана Мурада, христианка Мария смогла «перекупить» за ту же сумму право поставить на патриаршую кафедру своего ставленника – епископа Дионисия Филиппольского. Однако Симеон не унимался, и спустя несколько лет обвинил Дионисия в том, что он в детстве был обращен в ислам. И хотя тот смог оправдаться, св. синод его низложил, а правительство Высокой Порты получило еще 2000 золотых. Затем Симеон был смещен спустя три года в пользу Рафаила, серба по национальности, пообещавшего ежегодно уплачивать по 2000 золотых. Теперь, когда появилось много претендентов на патриаршую кафедру, был придуман специальный вид подати, платимой ежегодно – пешкезий, а, спустя несколько лет – патриарший харадж (подать, платимая ежегодно).

Сын Мехмеда султан Баязетуже не разделял симпатий своего отца к грекам и греческой культуре, и фактически отменяет данные его отцом привилегии. При нем начинают насильно обращать христиан в ислам. Некоторые христиане проявили здесь твердость в вере. Известны случаи мученичества. Кроме того, султан любил в целях пополнения казны за счет пешкезия низвергать одних патриархов и назначать новых.

Последним выдающимся патриархом XV в. стал Максим IV Философ (1476-1483 гг). Его так прозвали за то, что он отличался большой ученостью и красноречием. Подобно Иоанну Златоусту он много проповедовал. Известно, что Максим был принципиальным человеком. Так он поддерживал патриарха Иоасафа I в случае с двоеженством. Ему удается отчасти вернуть уважение султана к православным. Также как прежде с Геннадием Схоларием, султан любил с ним беседовать о православной вере. По его просьбе Максим переводит на турецкий язык Символ Веры и пишет комментарии к нему.

Важной заслугой патриарха Максима стала его договоренность с правительством Венеции относительно статуса православной церкви на Ионийских островах. Ионийские острова были оккупированы Венецией и не были завоеваны турками никогда. Тем более важно, что Максиму удалось добиться разрешения на подчинение православной общины островов Константинопольскому патриарху. Греческая церковь причислила его к лику святых.

В 1484 г. после смерти Максима на патриаршую кафедру снова возвращается патриарх Симеон. При нем в Константинополе проходит собор, посвященный проблеме отношения к римо-католической церкви. В работе собора приняли участие остальные восточные патриархи. Участники собора вновь отвергли Ферраро-Флорентийскую унию. Важным вопросом, который необходимо было разрешить на соборе, стал вопрос о возвращении в православие тех, кто ранее принадлежал к католической церкви. Дело в том, что XIV-XVII вв. были эпохой успеха турецкого оружия. В результате удачных боевых действий туркам удалось захватить территории, ранее принадлежавшие Византии, но затем захваченные латинянами. Островом Родос владели рыцари-иоанниты до 1522 г., Хиосом (до 1566 г.) – генуэзцы, Кипром (до 1570 г.) и Критом (до 1669 г.) – венецианцы. Православные на этих территориях должны были признавать римскую иерархию, и, тем не менее, зачастую подвергались гонениям со стороны властей.

Постепенный переход этих территорий под власть турецкого султана позволил греческому населению вновь вернуться в лоно Православной Церкви. Возник вопрос, каким образом это должно было происходить и надо ли перекрещивать тех, кто принял таинство Крещения из рук католического священника. В результате обсуждения было принято решение о порядке приема католиков в Православную Церковь: через миропомазание с торжественным отречением от римской ереси.

Итак, коррупция, царившая среди представителей высшей церковной иерархии, сама по себе приучила турецкую администрацию к цинизму в ее отношении. Поэтому, когда умирает патриарх Симеон, не имевший близких родственников, правительство конфискует все его имущество в пользу государства. Когда преемник Симеона, патриарх Нифонт предпринял попытку подлога, предъявив ложного племянника Симеона, обман был раскрыт, что привело к новым конфискациям. В результате, Нифонт, потерял поддержку и был низложен в пользу возвратившегося на константинопольскую кафедру патриарха Дионисия, который, однако, через два года снова был низложен. Завершает историю константинопольской патриархии в XV в. правление патриархов Максима IV , вновь возвратившегося Нифонта и Иоакима I.

 








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 720;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.