Православный Восток в XVIII в. Патриарх Самуил I.
В XVIII в. одной из самых интересных фигур в церковной истории Восточных Церквей был патриарх Константинопольский Самуил I, который выделялся своими способностями. Он был благочестив, умен, образован, обладал сильной волей. При нем происходит реформа церковного управления. Стремясь уничтожить интриги вокруг избрания и низложения патриархов, Самуил проводит реформу высшего церковного управления. В результате власть патриарха была существенно ограничена. Свою власть Самуил I поделил с синодом. Ни одно серьезное решение невозможно было принять в отдельности или патриарху или синоду, так как даже печать была разделена на 5 частей и хранилась у патриарха и 4-х членов синода. По представлению синода могли низлагаться и должны были избираться новые патриархи, сумма пешкезия при этом строго регламентировалась. Самуил I пользуясь исключительными правами константинопольского патриарха, стремится подчинить влиянию патриархата другие автокефальные восточные церкви. Ему удается избрать и рукоположить на александрийскую и антиохийскую кафедры своих кандидатов. Впрочем, к полному подчинению других восточных патриархатов это не привело. Болгарской и сербской автокефальным церквям повезло меньше. В 1766 г. сербская, а в 1767 г. болгарская церкви в соответствии с решениями турецкого правительства были подчинены Константинопольскому патриархату. Интересно, что Самуил I дважды был смещаем с патриаршей кафедры в соответствии с решениями синода, власть которого собственноручно укрепил, и остаток жизни провел на острове Халки.
К XVIII вв. меняется положение Турецкой империи в мире. Турция начинает терпеть серьезные военные неудачи. Особенно болезненными были поражения, нанесенные туркам в конце XVIII в. русскими войсками. Неудачи на фронте и слабость одряхлевшей Турецкой империи способствовали большему раздражению в отношении христиан. Не случайно к этому времени относятся несколько свидетельств о мученичестве среди христиан. Один случай связан с мальчиком, которого обманом заставили прочитать исповедание мусульманской веры и на основании этого принуждали принять ислам, другой похожий случай произошел с греком, которому на голову надели чалму, и на этом основании заставляли принять ислам. Отказавшись, он также был предан смертной казни.
Кризис папской власти в XIV–XVI веках.
К концу XIII в. папство достигло пика своего могущества. Однако в начале XIV века ситуация меняется в корне. В Европе происходит укрепление национальных государств, монархи которых никак не хотели признавать право пап на вмешательство в их дела. Еще в 1300 г. папа Бонифаций VIII во время юбилея приказал нести перед собой два меча в знак его полной духовной и светской власти во всем мире. Но уже следующий год показал, насколько такие притязания были иллюзорны. Уже на следующий год у него возник конфликт с королем Франции Филиппом Красивым. В 1302 г. король Филипп собирает собор в Нотр-Даме. Кроме духовенства, на нем присутствовали представители дворянства и буржуазии. Подданные короля решают поддержать его в борьбе с папой. Заручившись их поддержкой, король действует быстро и решительно. Он посылает в Италию отряд во главе с Вильгельмом Ногаре, который арестовывает папу в маленьком городке Ананьи. Правда, жители освобождают папу, но тот не выдерживает потрясений, и вскоре умирает.
Преемник Бонифация VIII Климент V, по происхождению француз, переносит в 1303 г. резиденцию пап во французский городок Авиньон, где папы оставались вплоть до 1376 г. После необыкновенного возвышения папство переживает период унижения.
Самые выдающиеся представители католической церкви начинают бороться против такого унижения папства. К «авиньонским» папам ездили и св. Екатерина Сиенская и св. Бригита Шведская, убеждая пап вернуться в Рим. Против авиньонского пленения выступал и известный итальянский поэт Петрарка.
Одним из значительных событий в этот период времени была ликвидация ордена тамплиеров. Неудачи крестовых походов отразились на судьбе ордена. С утратой Св. Земли христианами значительная часть их поселилась во Франции. Исчезли те задачи, которые вызвали орден к жизни; и он подвергся процессу внутреннего разложения. Вследствие банковских операций богатства тамплиеров продолжали расти, что стало причиной зависти со стороны французского короля, который также видел в тамплиерах угрозу своей власти. Возможно, под влиянием некоторых восточных культов тамплиеры усвоили себе кощунственные обряды, которые легли, по мнению некоторых исследователей, в основу обрядов будущих масонских лож. Впрочем, например, известный католический историк церкви Йозеф Лортц считает вину тамплиеров недоказанной. В результате при Филиппе IV Красивом против тамплиеров возбужден был инквизиционный процесс по обвинению их в отрицании Христа, идолопоклонстве и дурных нравах. Ночью 13 октября 1307 г. все тамплиеры Франции одновременно были арестованы, в том числе и магистр ордена, Жак де Молэ. Парижский парламент и университет признали обвинения доказанными. Рыцари, обвиненные в ереси, с Жаком де Молэ во главе присуждены были к смертной казни и в 1314 г. сожжены на костре. В 1312 г. папа своей буллой запрещает орден тамплиеров.
В 1378 г. авиньонское пленение пап заканчивается. Папа Григорий IX возвращает свою резиденцию в Рим. Однако он вскоре умирает. На его место избирают два папы – одного в Авиньоне, другого в Риме. Авиньонского папу поддерживали Франция, Испания и Шотландия, итальянского – Англия и Германия.
Кризис папской власти и церковные нестроения привели к тому, что в Европе возникают реформационные движения. В Англии знаменитый проповедник Джон Уиклеф утверждает, что королевская власть независима от папы, отрицает почитание святых и церковные таинства, кроме Крещения и Евхаристии. Его поддерживают ученые Оксфордского университета. В Чехии профессор пражского университета Ян Гус требует для верующих своей страны богослужения на национальном языке и причащения под двумя видами.
Наконец, профессора французского университета предлагают свой вариант решения проблемы. Они советуют низложить обоих пап и избрать вместо них третьего. Так и было сделано на соборе в Пизе в 1409 г. Однако в результате этого в католической церкви вместо двух оказалось три папы.
Это положение удалось исправить благодаря вмешательству императора Сигизмунда, с помощью которого в 1414 г. в городе Констанце был созван собор, на котором все три папы были низложены. Этим же собором был осужден и сожжен Ян Гус. Его смерть послужила толчком для национально-религиозных войн в Чехии, которые продолжались вплоть до 1436 г.
Важнейшим вопросом, обсуждавшемся на Констанцком соборе, был вопрос о папской власти. Часть его членов во главе с профессорами парижского университета утверждали, что собор выше папы. Под их влияние был созван собор в Базеле, который избирает своего папу. Папа Евгений IV собирает свой собор – в Ферраре, а затем – во Флоренции. Важнейшим из его решений был вопрос об унии с православными. В конечном счете, Евгений IV побеждает. Кризис заканчивается.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 425;