Восточные церкви и протестантизм.
Выступив против католицизма, протестанты были заинтересованы в возможных союзниках и были склонны воспринимать в качестве таковых православных.
Первая попытка завязать отношения между протестантами и греческой церковью была связана с именем сподвижника Мартина Лютера Филиппа Меланхтона. В 50-х гг. XVI в. он знакомится с образованным греком Иаковом Василием Марчетти. Этот человек был одним из авантюристов, которыми была столь богата эпоха Возрождения. Будучи, видимо, незнатного происхождения, Иаков Василий сумел присвоить себе имя знатной греческой фамилии князей Ираклидов, которые вели свое происхождение от самого Геракла. Иаков Василий храбро сражался в армии императора Карла V, который за его заслуги с учетом знатной фамилии даже присвоил ему титул графа Палатинского. Иаков Василий смог убедить Меланхтона, что константинопольский патриарх, который якобы является его двоюродным братом, положительно отнесется к контактам с протестантами. После этого Иаков Василий предпринимает поездки к королю Дании, а также посещает протестантских владетелей Литвы и Польши. Затем его внимание привлекает ситуация в Молдавии. Господарь Молдавии Александр Лапученау был крайне непопулярным правителем. Иаков Василий сразу же стал двоюродным братом его жены и вскоре стал готовить свержение своего нового родственника. Заговор был раскрыт. Иакову пришлось бежать. Однако, завербовав в Польше наемный отряд, он смог в 1561 г. свергнуть Александра и стать господарем Молдавии. Оказавшись во главе страны, Иаков Василий предпринимает попытку реформы православной церкви в протестантском духе. Во главе молдавской церкви становится польский протестант Ян Лусинский, по протестантскому обычаю женатый. Совместно они пытаются предпринять меры по роспуску монастырей и удалению икон из храмов и конфискации церковных ценностей. Обоим это стоило жизни. Ян Лусинский был, видимо, отравлен, а против Иакова Василия вспыхнул мятеж. Он был свергнут и казнен в 1653 г. Протестантской реформе в Молдавии так и не суждено было осуществиться.
Однако еще в 1559 г. к Филиппу Меланхтону с рекомендацией от Иакова Василия прибыл некий клирик из Черногории по имени Димитрий. Именно его и было решено использовать для установления контактов с Константинополем. С этой целью Димитрию было дано Аугсбургское исповедание протестантской веры. В послании направленном в Константинополь, в частности, говорилось следующее: «Евангелики остались верны догматическим определениям соборов и учению отцов Церкви, а отреклись они только от суеверия и невежества латинских монахов».
В тот момент во главе Константинопольской кафедры был патриарх Иоасаф II. Получив данный документ, он оказался в сложном положении. С одной стороны, он понимал, что протестанты – это естественный союзник в борьбе с католиками, с другой, самого беглого взгляда, брошенного на документ, было достаточно, чтобы понять, что протестанты – такие же еретики, как и католики. Первоначально Иоасаф II решил не отвечать тюбингенским богословам. Димитрий ждал в Константинополе два или три месяца, однако так и не получил ответа. К этому времени умирает главный инициатор переговоров – Филипп Меланхтон.
Однако уже после смерти Меланхтона протестанты отправляют второе послание. Между тем, обстоятельства, при которых оно было передано, не давали константинопольскому патриарху проигнорировать послание. В Константинополь прибывает посол Священной Римской империи, которым оказался протестант Давид фон Унгнад. В качестве посольского капеллана с ним прибывает лютеранский ученый Стефан Герлах, имевший тесные контакты с лютеранскими университетами Германии. Герлаху удалось завязать тесные отношения с представителями Константинопольского патриархата, в частности с ученым протонотарием Великой Церкви Феодором Зигомалой, который представил его патриарху Иеремии II. В результате по совету Герлаха из Тюбингенского университета были высланы новые экземпляры Аугсборгского вероисповедания. Патриарху пришлось ответить. Аугсбургское вероисповедание состояло из 21 пункта. Иеремия II подробно останавливается на каждом пункте. В результате получается документ важного догматического содержания. В исповедании веры лютеран Иеремия не мог во-первых, согласиться с учением о Евхаристии, в котором хлеб и вино не пресуществляются в Тело и Кровь Христовы, а Тело и Кровь присутствуют в Св. Дарах символически. Затем он подчеркивает, что Православная Церковь признает семь таинств, а не только два Крещение и Евхаристию, как учили лютеране. Наконец, естественно, Иеремия не мог согласиться с отказом лютеран почитать святых и Божию Матерь на основании того, что введение дополнительных посредников между Иисусом Христом и народом Божиим противоречит Св. Писанию. Следует отличать, говорит Иеремия, истинное полонение, оказываемое только Богу от того поклонения, которое воздается Божией Матери и святым. Это есть знак смирения, когда грешники ищут помощи смертных мужей и жен, удостоившихся спасения. Доказывает Иеремия и необходимость существования монашества, которое предоставляет для спасения лучшие возможности. В итоге ответ патриарха Иеремии оказался дружелюбным по форме и критичным по своему содержанию. Заключает свой вывод патриарх следующим образом: «Итак, высокоумнейшие немцы, возлюбленнейшие о Христе сыны нашей мерности, так как вы желаете с мудростью и после великого совета со всей полнотой ваших умов соединить себя с нами, то есть с пресвятой Церковью Христовой, мы, обращаясь к вам, как любящие своих детей родители, с радостью примем ваши любовь и человечество в лоно нашей мерности, если вы готовы следовать вместе с нами к апостольскому и соборному преданию и подчинить себя ему. Тогда, наконец, истинно и искренне мы построим единый совместный дом… и, таким образом, из двух Церквей Божественное милосердие сделает нас одной, и мы заживем вместе, покуда мы не будем перенесены в Небесное отечество».
Между тем, немецкие богословы решили продолжить диалог. Иеремии посылают новое послание, в котором лютеране уточняют, что не могут принять учения о пресуществлении Св. Даров, верят только в два Таинства и не могут признать правильным молитвенное призывание святых. Патриарх ответил повторением своих прежних тезисов. В итоге лютеранские богословы написали, что вопросы, связанные с оправданием верой, свободной волей и пресуществлением являются только терминологическими, а другие могут рассматриваться как различия обрядов и обычаев. Иеремия, однако, не может признать малозначительность рассматриваемых вопросов. Единство веры с лютеранами оказалось недостижимым. «Идите своим путем, - пишет он им в ответном письме, - и не присылайте нам больше писем по догматическим вопросам, но только ради поддержания дружбы». Лютеране попробовали продолжить переписку, но патриарх не ответил.
Впоследствии и англикане пытались завязать диалог с православными. Один из таких диалогов произошел в начале XVIII в. при следующих обстоятельствах. Александрийскому патриарху срочно понадобились деньги для того, чтобы оплатить свое право на патриаршую кафедру. С этой целью он командировал в Англию Арсения, митрополита Фиваидского. Арсению действительно удалось собрать некоторую сумму денег. При этом попутно у него завязался диалог с представителями т.н. неприсягнувшего духовенства, которые еще называли себя старокатоликами. Впоследствии к этому диалогу были привлечены восточные патриархи и представители Русской Православной Церкви, так как Арсений впоследствии вошел в сношения с Петром I. Неприсягнувшие, с одной стороны, не признавали некоторых новшеств протестантизма, с другой – не разделяли ряд положений католической церкви, таких как учение о чистилище, пресуществление и т.д. В процессе завязавшегося диалога сторонам удалось договориться по целому ряду вопросов. В частности, «неприсягнувшие» ясно и недвусмысленно отказались от Филиокве, они признали канонические права восточных патриархатов, признали таинства Православной церкви, в т.ч. необходимость причащения под двумя видами. Однако по некоторым вероучительным вопросам компромисса достигнуть так и не удалось. Это все тот же вопрос о пресуществлении. Следует отметить, что среди представителей английского протестантизма утвердилось т.н. учение о консубстанциации, когда Тело и Кровь Христа реально присутствуют в Евхаристии, но материального изменения хлеба и вина в Тело и Кровь не происходит. Мы видим, что вопрос о пресуществлении не так прост. В православной традиции долгое время избегали четкого догматического описания того, что происходит в таинстве Евхаристии. Даже в наше время в Русской Православной Церкви вновь вспыхнул спор относительно учения о пресуществлении, которому противопоставляется т.н. учение о преложении Свв. Даров, когда хлеб и вино в Евхаристии, становясь Телом и Кровью, не перестают оставаться хлебом и вином.
Английские протестанты считали, что в этом вопросе следуют древней православной традиции и в подтверждение своей правоты в диалоге с патриархами использовали цитаты из Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Тертуллиана, Августина и еще ряда свв. отцов. С другой стороны, православная сторона не всегда четко могла дать ответ о своей позиции по этому поводу, особенно, в виду полемики с католиками. Как писал в свое время Иосиф Георгиренис, «В таинстве Евхаристии Греческая церковь не согласуется с Римской, как пытаются навязать ей сторонники папства». Патриарх Кирилл Лукарис учение о пресуществлении решительно отвергал. Однако, уже в 1672 г. константинопольским патриархом Дионисием IV, еще четырьмя бывшими константинопольскими патриархами, Иерусалимским патриархом и 13 митрополитами был подписан «Соборный ответ» англичанам, в котором утверждалось учение о пресуществлении.
Восточные патриархи в этом вопросе также высказались четко и недвусмысленно. Они сослались на краткое окружное послание, подписанное в 1891 г. Константинопольским патриархом Каллиником II и Досифеем Иерусалимским, в котором говорилось, что элементы Евхаристии – это «истинно само Тело и Кровь Христовы под видом символов – хлеба и вина», что означало согласие с учением о пресуществлении.
К числу других вопросов, по поводу которых так и не удалось договориться, следует отнести вопросы о почитании Богородицы, икон, молитвах за умерших. Тем не менее, диалог продолжался в течение нескольких лет. Как уже было сказано, в него был вовлечен Петр I, который, как и некоторые ведущие иерархи Русской Православной Церкви его времени, сочувствовал протестантизму. В итоге представителям англичан было предложено приехать в Россию для продолжения диалога. Однако, учитывая, что сделать это было надо без ведома официальной церкви Англии и, следовательно, правительства, желающих вести такие переговоры не нашлось. А после смерти Петра I всякие богословские собеседования прекратились.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 412;