Восточные церкви и Рим.

 

После захвата турками Константинополя и падения Византийской империи отношения православных церквей Востока с Римом существенно меняются. Теперь отпала необходимость в политической помощи Рима и западных держав. Флорентийская уния прекратила свое существование. За несколько минувших столетий православные христиане, жившие на Востоке, получили достаточно оснований не доверять католикам. Однако идея объединения христианских церквей все-таки не была окончательно утрачена. Кроме того, после эмиграции части греков в Италию, установились достаточно тесные контакты между этой страной и греческим населением, проживавшим в Османской империи. Некоторые богатые греческие семьи отправляли своих сыновей в Италию для получения ими европейского образования. С другой стороны, существовали достаточно тесные торговые контакты между греками и торговцами западноевропейских государств. Особо стоит отметить, что среди части греческих интеллектуалов находила отклик идея крестового похода против турок.

Эти обстоятельства совокупно привели к появлению в греческом обществе прокатолической партии. Правда, симпатии к Риму, как правило, разделяли представители высших слоев греческого общества, а простой народ в большинстве своем был враждебен католикам.

Наличие симпатий к католикам отмечают у патриарха Митрофана (1565-1572; 1579), в начале XVI в. контакты с Римом имели у предшественников Кирилла Лукариса – патриархов Рафаила, Неофита и Тимофея.

Эти контакты, в которых константинопольские патриархи в частном порядке готовы были даже признавать главенство римского папы, могли поддерживаться вследствие чисто политических причин, однако и в провинции наблюдались отдельные случаи симпатий к католицизму. Так в 1628 г. Игнатий, игумен Ватопедского монастыря на Афоне, посетил Рим и обратился с просьбой отправить на Св. Гору преподавателя для основания школы для афонских монахов. Таким преподавателем оказался студент коллегии св. Афанасия Николай Роси, который действительно основал школу в Карее в 1635 г. Только по инициативе турецких властей, опасавшихся усиления католического влияния, эта школа была переведена в 1641 г. в Фессалонику. В 1643 г. Кинот Афонской Горы обратился в Рим с предложением открыть в городе церковь для афонских монахов-паломников. Взамен католикам предлагалось предоставить скит или келлию на Св. Горе. В течение XVII в. несколько церковных иерархов заявляли о своем подчинении Риму.

Сильные пролатинские настроения могли наблюдаться и в других патриархатах. В XVIII в. в Антиохии даже разгорелась острая борьба между сторонниками двух враждующих партий – прокатолической, возглавляемой патриархом Кириллом VI и антикатолической, возглавляемой другим Антиохийским патриархом – Сильвестром.

Серьезные попытки католиков подчинить православный Восток своему влиянию начинаются со 2-й половины XVI в. В 1577 г. знаменитый римский папа Григорий XIII (который ввел новый календарь) основывает учебное заведение, специально предназначенное для православных греков, впоследствии получившее название коллегии св. Афанасия. Греческие юноши совершенно бесплатно могли получить здесь прекрасное образование. Формально перемены веры для учебы в коллегии не требовалось, но образование и воспитание в католическом духе делало из большого числа воспитанников этого учебного заведения явных или тайных сторонников католицизма.

Огромную роль в прозелитической деятельности католиков сыграл орден иезуитов, основанный в 1540 г. Через несколько лет иезуиты начинают свою деятельность на Востоке. Главных орудием их деятельности было образование и социально-благотворительная деятельность. Первые учебные заведения появляются в Оттоманской империи в конце XVI в. В 1600 г. появляется школа в Галате. В этих учебных заведениях греческая молодежь за весьма умеренную плату могла получить образование европейского качества. Естественно, некоторые из учащихся становились католиками, другие навсегда сохраняли расположение к католицизму. В некоторых случаях имели место обращения в католичество целых греческих семей. Кроме того, иезуиты основывают приюты, больницы, странноприимные дома. Применяя на практике эти эффективные методы миссии, которые уже дали прекрасные результаты в других странах, иезуиты достаточно быстро смогли найти союзников в греческом обществе. Эти хорошо подготовленные, обходительные и высоко образованные люди нашли гостеприимный прием во многих греческих домах и даже завязали дружеские отношения с некоторыми членами церковной иерархии. Действия католических миссионеров в сфере образования были тем опаснее, что образование у православного населения Турецкой империи оставляло желать лучшего.

Положение православных было бы более сложным, если бы не политика турецких властей, которые видели в католиках агентов влияния враждебного туркам Запада и старались поддержать православную сторону в противостоянии католическим миссионерам. Спустя некоторое время, осознав опасность, исходящую от миссионерской деятельности иезуитов, турки начинает ей препятствовать. Неожиданно несколько католических епископов, находившихся в Турции, были арестованы, а у самих иезуитов отняты дарованные ранее права и привилегии.

Ко времени управления константинопольским патриархатом Кирилла Лукариса относится инцидент с типографией Никодима Метаксы. Никодим Метакса был греком, который первоначально основал в Лондоне небольшую типографию для нужд лондонских греков. Затем он решает, что его типография будет нужнее в Константинополе. Кирилл Лукарис с помощью своих друзей, английского и голландского послов, добился необходимого разрешения от турок. Типография расположилась неподалеку от дома английского посланника. Метакса стал печатать богословскую литературу на греческом языке, в том числе, полемические антилатинские трактаты.

Католикам это не понравилось. В результате в ноябре 1627 г. Конгрегация Пропаганды веры принимает решение любой ценой уничтожить типографию греков. Иезуиты начинают интриговать против Метаксы, обвинив его перед турками в издании антимусульманской литературы. Речь шла о небольшом ироническом трактате, написанном самим Кириллом Лукарисом, направленном против евреев, который содержал, в том числе, те положения ислама, которые несовместимы с христианством. Этот трактат, в котором данное место было подчеркнуто, был передан турецкому великому визирю через французского посла, который от себя добавил, что типография также используется для изготовления фальшивых султанских указов. Визирь пришел в сильное возмущение и согласился на обыск типографии и арест Никодима Метаксы.

Сначала турки действительно конфисковали типографию, разрушив дорогостоящее оборудование. Правда, самого Никодима Метаксу арестовать не удалось. Однако последствия этой интриги оказались весьма неблагоприятными и для самих католиков. Великий муфтий, ознакомившись с содержанием трактата Кирилла Лукариса, признал его безвредным. Далее наступил черед действовать друзьям Кирилла Лукариса. Английский посланник Томас Роэ потребовал аудиенции у великого визиря, на которой предъявил ему претензии за оскорбление дружественной державы. Зная, что тот дружен с султаном, визирю пришлось изменить свою политику. Иезуиты и их имущество были арестованы. Итогом этой истории стал фирман, временно запретивший иезуитам их деятельность в Турецкой империи. В том же году Томас Роэ покинул должность английского посла. Уезжая из Стамбула, он увозил знаменитый Александрийский кодекс – знак благодарности Кирилла Лукариса.

Отдельного внимания заслуживают попытки католиков завладеть святыми местами в Палестине. Первая такая попытка относится к середине XVI в., когда францисканцы завладели временно храмом Рождества Христова в Вифлееме. Вернуть его православным удалось только в 30-е гг. XVII в., когда удалось также отстоять и храм Воскресения с Гробом Господним. Следующий раз католики временно овладели свв. местами в 90-е гг. XVII в., согласно условиям Карловицкого мира, заключенного между турками и австрийцами. Однако в 1757 г. турецкое правительство вновь передает святыни православным. В 1811 г. католики на 9 лет овладели Св. Гробом Господним, но в 1820 г. православные снова восстановили свои права. Наконец, в 50-е гг. XIX в. вспыхивает очередной конфликт вокруг св. мест. На этот раз за православных вступается Россия во главе с императором Николаем I. Хотя войну Россия проиграла, права православных были восстановлены.

В середине XIX в. католики вновь прилагают большие усилия для того, чтобы подчинить православных своему влиянию. В 1848 г. папа Пий IX отправляет на восток окружное послание к православным христианам Востока. В этом послании папа призывает православных принять главенство папы, а также важнейшие догматы римо-католической церкви, такие, как Филиокве. В ответ восточные патриархи в том же 1848 г. составляют "Окружное послание", в котором осуждалась энциклика и отвергалась возможность компромисса с католиками: «неблагочестно, несогласно с правилами соборов покушаться на изменение наших догматов, литургий и прочих священнодействий». В 1870 г. папа Пий IX созывает знаменитый Первый Ватиканский собор. Восточные патриархи от участия в Соборе отказались.

 








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 319;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.