Реформация в Германии. Мартин Лютер.
В XVI в. в результате недовольства римской церковью появляется новое религиозное движение, которое привело к образованию новой христианской конфессии – реформация. Во главе реформации выступил монах ордена августинцев – Мартин Лютер.
В 1510 г. Мартин Лютер предпринимает путешествие в Рим, где знакомится с нравами духовенства этой религиозной столицы католичества. То, что он видит, приводит к глубокому разочарованию.
Спустя несколько лет у него появляется новый повод для разочарования. В 1517 г. римский папа Лев X, нуждаясь в деньгах, начинает продажу индульгенций. Лютер, возмутившись подобным кощунством, составляет 95 тезисов, которые выставляет в церкви виттенбергского замка. Поступок Лютер вызвал сочувствие многих ученых богословов и политиков. Встречая поддержку своим взглядам в Германии, Лютер публикует в 1520 г. воззвание к «императорскому величеству и христианскому рыцарству немецкой нации», в которых призывал отвергнуть власть папы. В ответ папа предает Лютера анафеме.
В 1521 г. на сейме в Вормсе дело Лютера разбиралось с участием германского императора Карла V. После отъезда сторонников Лютера император осуждает его на изгнание, однако Лютер находит могущественного покровителя в лице саксонского курфюрста Фридриха, который укрывает его в своем замке в Вартбурге.
В то же время продолжает распространение учения Лютера. Среди его горячих сторонников следует отметить, прежде всего, Филиппа Меланхтона, профессора виттенбергского университета. В 1522 г. Лютер издает перевод Нового Завета на немецкий язык (до этого в церкви употреблялся только латинский перевод).
Помимо Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона другими лидерами протестантизма были Ульрих Цвингли и Жан Кальвин. Ульрих Цвингли был священником в Швейцарии и выступил против почитания икон, других святынь, постов, безбрачия монашества и т.д. Также как и Лютер, Цвингли выступил с учением об оправдании одной верой. В отличие от Лютера, который все-таки признавал евхаристию как таинство, Цвингли считал ее только символом. В 1522 г. Ульрих Цвингли и его сторонники официально порывают с католической церковью и образуют свою религиозную общину с центром в Цюрихе. В результате проводимых им реформ обедня была отменена, в богослужении введен родной язык, монастыри превращены в школы. Однако не все швейцарцы приняли реформы, предлагаемые Цвингли. Вспыхивает война между сторонниками католиков и сторонниками реформ. В 1531 г. реформаторские войска потерпели поражение, а Цвингли был убит.
Жан Кальвин был по национальности француз, и богословие изучал во Франции. В 1536 г. он приезжает в Женеву, где начинает проповедовать свое учение. Его особенностью стало учение о евхаристии. Также как и Цвингли он отвергает учение о пресуществлении Св. Даров, однако говорил что в этом таинстве мы действительно благодатно приобщаемся Христа. Другой важнейшей чертой учения Кальвина стало учение о предопределении. Сущность его заключается в том, что Бог от вечности предопределяет одних ко спасению, а других – к гибели. Кальвин вводит строгие порядки в Женеве, преследуя всякую склонность к развлечению. В результате его изгоняли из Женевы, но затем он вернулся и в течении 20-ти лет правил этим городом.
До 1526 г. реформация была делом богословов, с этого времени она становится делом политиков. Воспользовавшись отсутствием на очередном имперском сейме императора, сторонники реформации провели постановление, в котором каждому в делах веры предоставлялось поступать так, как требует его совесть. Это был политический акт в поддержку реформации. Образовалось две политические группировки в Германии – прокатолическая и в поддержку реформации. Однако этот документ был оспорен на очередном сейме в 1529 г. в Шпейере. Приверженцы реформации подают против этого протест, и с этого времени стали называться протестанты.
В 1531 г. протестанты заключают в Шмалькальдене новый союз, который готов был силой оружия защищать протестантизм. Император сначала не был готов к войне и заключает в Нюрнберге первый религиозный мир.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 814;