Какие существуют виды правил? 7 страница
На каких концептуальных основах проектируются современные подходы к художественному развитию и воспитанию детей?
Современные исследования и образовательные программы ориентированы на идеи интеграпшвиого подхода.
Понимание художественного образования как процесса, в котором гармонично сочетаются разные виды искусства (музыка, слово, изобразительное искусство, театр), тяготеет к синтезу искусств.
ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ Синтез (соединение, сочетание) искусств понимается как органическое соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека; единство художественных средств и образных элементов в различных искусствах (10. П. Борев, М. С. Каган, Т. Г. Пеня, Б. П. Юсов, Р. М. Чумичева). |
Синкретизм как сочетание и соединение разнородных элементов и средств выразительности характерен для самого искусства как такового. В раннем и дошкольном возрасте дети синкретично воспринимают мир. В этом смысле для достижения наиболее гармоничного восприятия важно, чтобы изучаемые вместе с детьми произведения разных видов искусств соответствовали друг другу по образности (характеру, настроению) и средствам выразительности. Еще одним современным аспектом проблемы является интеграция разных видов деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтения, музыкально-художественной). Отмеченный синкретизм детского «мировосприятия и познания» ярко проявляется в продуктивной деятельности. Часто создавая рисунок, дети в тот же момент придумывают и обыгрывают сюжеты, имитируют (пластикой, интонацией) действия с нарисованными персонажами. В таких случаях продуктивное и игровое начало тесно переплетены, взаимно активизируют и обогащают друг друга; детская деятельность начинает приобретать качественно новые черты — ее можно назвать художественно-игровой.
Еще одним современным аспектом художественно-эстетического развития и воспитания детей является обоснование основ художественного/творческого экспериментирования, (И. А. Лыкова). Отличие художественного экспериментирования от обычной изобразительной деятельности детей (создание рисунка, лепной работы) заключается именно в моменте «открытий»: обнаружить способы создания изображения, возможности материала. Стимулирует детское экспериментирование сочетание разных изобразительных техник и приемов в одной работе, совместное обсуждение выбора материалов, освоение разнообразия материалов и изобразительных приемов (Т, С. Комарова, Н. Н. Гусарова, Г. Н. Давыдова, Н. В. Дубровская, М. И. Нагибина, А. А. Фатеева), «проблемно-провокационных» ситуаций использования изобразительных материалов (ТРИЗ-технологии).
Понимание особой роли художественной деятельности (как восприятия искусства, созерцания красоты окружающего мира и его изображения) характерно для арт-терапевтического подхода, в рамках которого деятельность выступает не как средство развития творчества, а как средство терапии, коррекции различных особенностей и нарушений личностного развития.
11.3. Современные технологии приобщения дошкольников к изобразительному искусству и развития творчества в изобразительной деятельности
Какие методы и приемы используются в процессе художественно-эстетического развития дошкольников?
Информационно-рецептивиые методы включают наблюдение, обследование предметов и игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, освоение (показ) способа действий, беседы и др.
В процессе наблюдения, рассматривания картин, предметов, игрушек дети знакомятся с объектами и явлениями окружающего материального мира, познают их основные структурные, типичные характерные и индивидуальные свойства и качества. Практикуют многократное (повторное рассматривание игрушки или предмета, систематическое наблюдение изменений в природе) наблюдение и рассматривание предметов, учитывая возрастные возможности детей. С целью активизации деятельности детей целесообразно использование диалога, поисковых вопросов, приемов акцентирования деталей, синтеза искусств (чтение стихотворений, интересных описаний, музыкальных фрагментов, усиливающих воспринимаемый образ и др.).
Обследование как организованный целенаправленный процесс системного и разнообразного «деятельного» познания объекта способствует формированию отчетливых представлений о свойствах и качествах предметов. Ценной для художественной деятельности, развития точности восприятия, некоторых моторных умений является организация разнообразного тактильно-двигательного и зрительного обследования, В начале освоения деятельности важным является предоставление детям так называемых обобщенных способов создания изображения, на основе которых дети смогут создавать достаточно большое число рисунков. Например, круг можно несколькими деталями «превратить» в медведя, кошку, зайца.
Краткая (3-5 минут), содержательная и эмоциональная беседа часто используется для активизации и конкретизации имеющегося опыта, вызывания ассоциаций, углубления понимания («Веселые и грустные краски осени», «Как художник пишет картины?», «О чем рассказывает линия горизонта в картинах?»). Важно, чтобы информация была целесообразной, порционной, представленной в интересной образной форме, с перспективой на последующую продуктивную деятельность. Использование образов художественной литературы (выразительных и понятных для детей стихов, загадок, потешек, фрагментов сказок) способствует настрою на предстоящую работу, стимулирует ассоциативное мышление, активизирует фантазию детей.
Репродуктивные методы включают упражнение, работу с наглядными пособиями, стимулирующую многократное повторение осваиваемого. В младшем и среднем дошкольном возрасте в упражнениях происходит освоение и развитие умений, при этом они принимают вид «формообразующих» (Е. А. Флерина) заданий (готовящих «руку» к созданию простых форм) и игр-имитаций с предметами. В старших группах упражнения необходимы в процессе создания сложных элементов (например, узоры по мотивам народных промыслов) в рисовании, освоении новых способов вырезания, приемов оригами и др.
Следует отметить, как правило, отрицательное отношение исследователей детского творчества к использованию готовых образцов (созданных воспитателем) для восприятия и «копирования». Это снижает проявления творчества, способствует формированию шаблонов и стереотипов. Однако следует отличать так называемые технологические карты (ранее используемые названия: по операционные схемы сложения постройки, модели) (Л. А. Венгер, Д. И. Воробьева, И. А. Лыкова), демонстрирующие не конкретный результат, а способ достижения (последовательность действий), что важно при конструировании из строительного материала, бумаги или природного материла, оригами, аппликации, некоторых способов лепки.
Исследовательские, эвристические методы проблемного изложения, как отмечает Т. С. Комарова, относительно развития изобразительной деятельности часто используются в единстве. Данные методы активизируют самостоятельный поиск детьми интересного выразительного образа, самобытных решений в создании изображения (цветовое, композиционное решение; сочетание изобразительных техник). Ряд исследователей (Т. С. Комарова, И. А. Лыкова) используют термин «художественное экспериментирование», подразумевающий активное экспериментирование в работе с изобразительными материалами, инструментами, освоение различных изобразительных техник (кляксография, ниткография, рисование пластилином, пальцевая и ладонная техника, оттиски, лепка из различных материалов и др.).
Выделяют разные по направленности методы эстетического развития и воспитания (Н. А. Курочкина):
— развития и воспитания эстетической восприимчивости окружающего мира и произведений искусства, опыта насмотренности: наблюдения за окружающей природой, социальными событиями, рассматривания произведений, сравнения и сопоставлении их, синтез искусств;
— развития и воспитания элементов эстетического отношения к действительности: беседы и образные интересные рассказы о произведениях искусства, творчестве художников, скульпторов, дидактические сказки эстетической и художественной направленности, реальные и виртуальные экскурсии, образовательные прогулки, игровые методы и приемы;
— развития художественно-творческой деятельности: экспериментирование, упражнения, показ способа обследование и создания, освоения способов действительности;
— развития эстетических способностей, творческих умений и проявлений, способов самостоятельной деятельности. Широко применяются задания, игровые упражнения, развивающие синестезию, воображение, вкус, ассоциирование, способность воспринимать выразительность форм. В процессе работы над развитием синтетического мышления происходит создание изображения (рисование, аппликация, конструирование, отражение пластикой или музыкальным фрагментом) на основе стихотворения (или выразительного описания), в рамках которого необходимо «услышать» описанный во фрагменте образ и найти интересные способы его отображения изобразительными средствами (Л. В. Компанцева, Н. А. Курочкина, И. А. Лыкова). Интересным является включение ситуаций ролевого монолога, театрализации по мотивам рассматриваемого произведения, приемов вхождение в картину, домысливания.
Реализация приема сотворчества возможна в совместной деятельности воспитателя и детей (технология обучения рисованию детей раннего и младшего дошкольного возраста Т. Г. Казаковой), в коллективных формах детской деятельности (Д. И. Воробьева, Г. F. Григорьева, Л. В. Пантелеева).
Игровые приемы во всех возрастных группах способствуют повышению интереса к деятельности, создают позитивный эмоционально-творческий настрой, повышают эффективность процесса развития и обучения и улучшают качество создаваемых творческих работ. В младших группах в игровой форме происходит привлечение внимания к материалам, возбуждение интереса к деятельности (игра с кисточками и инструментами, обыгрывание игрушек); в старших — создание творческой атмосферы («Рисуем как помощники художницы-осени», «Клуб художников»), ассоциирования и направления на поиск способов раскрытия темы, интересных образов.
Выбор методов и приемов художественного развития детей осуществляется в зависимости от уровня общего и художественного развития детей, возрастных и индивидуальных особенностей, вида художественной деятельности, задач обучения, воспитания и развития и др. С этой целью важным является позитивный и корректный анализ результатов труда, сбор творческих работ, например составление собственного портфолио (в старших группах) с последующей возможностью проведения «персональной выставки-презентации» (в конце года).
Какие формы организации детской изобразительной деятельности и приобщения дошкольников к искусству проектируются в современном педагогическом процессе?
Современные формы организации детской изобразительной деятельности разнообразны, проектируются с опорой на понимание сущности и своеобразия художественной деятельности. Это могут быть интегрированные формы (синтез искусств и интеграция видов деятельности), своеобразные «игровые оболочки» образовательных ситуаций.
В рамках непосредственно образовательной деятельности можно выделить образовательные ситуации с разной содержательно-целевой направленностью: ориентированные преимущественно на приобщение детей к «миру красоты», в процессе которых происходит знакомство с художественными произведениями, диалог о проявлении красоты в окружающем мире; ориентированные преимущественно на развитие продуктивной деятельности и детского изобразительного творчества; построенные на интеграции видов деятельности и синтезе искусств; ориентированные преимущественно на решение задач других образовательных областей.
Образовательные ситуации могут быть организованы на свежем воздухе (например, на прогулке рисование этюдов «на пленэре», лепка из снега и декорирование природными объектами дворца для Снежной королевы и т. п.).
Современной и эффективной формой художественно-эстетического развития дошкольников являются проекты художественно-эстетической направленности. За основу могут быть взяты интересные и предложенные детьми вопросы, а также темы, предусмотренные образовательной программой. Возможны темы, предполагающие как изучение какого-то-узкого ракурса, большего объема информации, так и разный уровень интеграции.
Одной из интересных форм организации детской деятельности является экскурсия как совместная деятельность ребенка и педагога. Интересными могут стать экскурсии в парки и сады города, ботанический сад и оранжерею, разнообразные музеи и выставки, библиотеки, театры, прогулки по городу, к значимым социальным объектам. Целесообразно использовать в ходе экскурсии арсенал дополнительных материалов (рабочих листов и путеводителей, листов активности, «тактильного фонда» для обследования) как средств активизации познания, систематизации освоенного; также экскурсия, может принимать форму игры (путешествия, сказки, истории, разгадывания тайны и проведения «исследования»). При этом не следует забывать, что основным объектом познания — результатом экскурсионной деятельности — должно оставаться именно эмоционально-образное созерцание воспринимаемого (подлинные объекты в их первичном состоянии, гармонии с окружающим пространством и предметами, в разнообразных связях). Как правило, экскурсионные формы более уместны в старшем дошкольном возрасте. Однако игровые формы, включающие элементы экскурсий («"Экскурсия" вокруг детского сада», «В гости к птицам нашего участка»), могут стать интересным событием и для детей младшей и средней групп.
Как организовать совместную с педагогом и самостоятельную деятельность?
Наряду с образовательными ситуациями эффективной и интересной для детей является деятельность в условиях обогащенной предметной среды: праздники, вечера развлечений, викторины, тематические вечера, творческие мастерские. Привлекательна для детей и эффективна организация совместных детско-родительских творческих дел (проекты, коллекционирование, сотворчество, дизайн-деятельность).
Самостоятельная детская деятельность включает разнообразные игры и упражнения, стимулирующие расширение эстетического опыта, его переработку и отражение; совместные «творческие дела»; дизайнерскую деятельность детей, направленную на изменение пространства группы и «игрушечного мира»; оформление тематических выставок; создание коллективных работ; исследовательскую деятельность в центре творчества; составление разнообразных «коллекций»; деятельность по интересам.
Интересным и важным является сопровождение и поддержка детского коллективного творчества (например, совместные панно из рисунков или композиции из слепленных предметов, украшение уголка к Дню музея и т. п.). Важность данного направления работы — в обогащении опыта содействия, обмене идеями и мнениями, начальных способах продуктивного взаимодействия в процессе деятельности.
Какие средства эстетического развития и воспитания следует использовать в работе с детьми дошкольного возраста?
Художественно-искусствоведческие средства — репродукции картин, художественные фотографии и рисунки архитектурных и скульптурных объектов, предметы народных промыслов, эстетические объекты быта и природы, привлекательные для современных дошкольников красивые игрушки — используются для формирования опыта насмотренности, развития художественно-эстетического восприятия.
Наглядность специальных систематизированных демонстрационных материалов (Т. Н. Дороновой, И. А. Лыковой), модели и дидактические средства позволяют организовать сотворчество детей и педагога.
Наглядность способствует развитию интересов, расширению кругозора, обогащению представлений и активизации детской творческой деятельности (полезно использовать детские иллюстрированные энциклопедии и книги эстетической направленности, творческие рабочие тетради, альбомы-раскраски по определенным темам, пособия-самоучители).
Развитию творчества детей, инициирования экспериментирования и освоения способов создания изображения, поиску выразительных образов и интересных решений способствует наличие традиционных изобразительных материалов: гуашевых и акварельных красок, карандашей, восковых мелков, фломастеров, глины, пластилина. Часто детям также предлагаются масляные краски, угольный карандаш, сангина, цветные ручки, «бумагомасса», соленое тесто, бумага разной плотности и фактуры, возможность рисования на стекле, фольге, ткани, аппликации из природных материалов, предметов, некоторых пищевых продуктов, инструментов.
Применение компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей обеспечивает создание информационно насыщенного «поля исследования и творческого преобразования», что способствует развитию визуальной культуры, познанию разнообразной информации через экспериментирование и игру, переносу акцентов с информационных методов на демонстрационные. Современные медиаресурсы разнообразны: компьютерные игры, сайты и виртуальные музеи для детей, электронные энциклопедии, пособия и учебники, поурочные материалы к учебникам, электронные презентации и каталоги, включающие качественные копии предметов искусства, информацию о жизни и творчестве художников, скульпторов, истории и культуре края, истоков возникновения народных промыслов.
Каковы особенности предметно-развивающей среды для детского творчества?
В группах детского сада создается уголок изобразительной деятельности (или центр искусства и творчества). Данный центр объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой, музыкальной). Модель центра искусства варьируется в зависимости от возрастных возможностей дошкольников. Развитию детского творчества способствует подбор специальных материалов,
Можно выделить несколько групп необходимых материалов для видов детской изобразительной деятельности (рисования, лепки, творческого конструирования, аппликации):
— изобразительные материалы и инструменты детской деятельности (кисти, ножницы, стеки, карандаши, ручки и др.), а также пособия, стимулирующие детскую деятельность и создающие ситуации «упражнения и освоения» (альбомы, раскраски, технологические карты и модели);
— материалы для развития художественно-эстетического восприятия (репродукции живописных картин, иллюстрированные разными художниками детские книги, предметы народных промыслов, выразительная и высокохудожественная скульптура малых форм, коллекции цветов, необычных веток, камней, ракушек и т. п.);
— материалы для организации детской деятельности (доски, салфетки, баночки для воды, клея и т. п.) и «наведения чистоты» (ведерко, совки);
— материалы для активизации творчества и развития умений, представлений (игрушки, дидактические игры, пособия); сенсорный фонд (материалы и предметы, способствующие накоплению сенсорного опыта, различению проявлений свойств и качеств); предметы и игрушки для обследования и обыгрывания;
— материалы для «развертывания» игры и создания игрового пространства.
На художественно-эстетическое развитие дошкольников влияет эстетичность среды помещений детского сада (групповой и раздевальной комнаты, физкультурного и музыкального залов, коридоров), участка и «образ» (здание) дошкольного учреждения.
Во многих детских садах существует возможность организации изостудии, на базе которой проводятся образовательные ситуации по изобразительной деятельности, совместные формы деятельности (коллективные работы, экспериментирование с материалами, просмотр диафильмов, видеоматериалов), выставки, художественно-игровая деятельность дошкольников.
Создание мини-музея (художественной направленности) имеет общей задачей обогащение художественно-эстетического развития дошкольников: активизацию у них интереса к освоению художественного наследия, становление культуры музейной коммуникации и формирования начального опыта коллекционирования значимых предметов (в пополнении коллекции музея могут принимать активное участие дети).
Значимым условием является ориентированность на социокультурные возможности и ресурсы в организации образовательного процесса. Важно предусматривать открытость миру: отражение впечатлений от празднования определенных событий, традиционных народных гуляний, культурных и массовых событий (выставок, соревнований) в оформлении детского сада, тематике бесед и образовательных ситуаций с детьми, а также «приближение» детей к «окружающему миру» (по возможности посещение театров, музеев, выставок, библиотек и др.).
Глава 12. Основы методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста
12.1. Задачи и содержание музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Что есть музыка?
ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ Музыка — искусство особого, художественно-образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка — искусство особых выразительных средств. В музыке, как и других видах искусства, материальное воплощение художественного образа достигается за счет специальных средств выразительности: лада, метроритма, мелодии, гармонии, формы. |
Являясь и временным, и пространственным искусством, музыка в первую очередь — искусство интонации.
Природа музыки, ее художественных образов связана с интонацией. Интонация несет в себе целостность воплощения художественного образа в музыкальных звуках.
Интонация — это язык музыки. Это язык, наиболее полно выражающий чувственный мир человека.
Звуковысотное, ритмическое, динамическое, тембральное соотношение двух и более музыкальных звуков, образуя интонацию, рождает эмоцию, художественный образ, делая искусство музыки понимаемым на уровне эмоционально-смыслового переживания. Поэтому музыкальное произведение вызывает подобное переживание у слушателя, а интонация делает музыкальный язык понятным людям всех стран, стирая любые языковые барьеры.
В чем специфика теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста?
В настоящее время развитие теории и методики музыкального воспитания дошкольников определяется своеобразием современного дошкольного образования. При условии вариативности образовательных программ и типов дошкольных образовательных учреждений все острее обозначается необходимость решения проблемы целостного развития ребенка в педагогическом процессе детского сада. В связи с этим чрезвычайно актуализируется задача разработки подходов к организации процесса целостного художественного развития детей.
Поэтому педагог организует процесс накопления и обогащения детского художественного опыта и помогает ребенку понимать смысл художественных образов в доступных по содержанию произведениях искусства и выражать понятно для окружающих свои эмоции и чувства с помощью разнообразных средств художественной выразительности.
Единые задачи становления эмоционально-чувственной сферы ребенка можно решать с помощью сочетания разной по содержанию художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, театральной), то есть организовывать художественный процесс как целостный.
Вопросы методики музыкального воспитания дошкольников рассматриваются в контексте концепции развития ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности.
В чем специфика задач и содержания музыкального воспитания детей дошкольного возраста?
Музыкальное развитие дошкольника происходит в процессе накопления музыкального опыта. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей, осуществляет художественное познание окружающего мира, реализует индивидуальный творческий потенциал.
Обобщенными целями музыкального воспитания и развития детей в каждой возрастной группе являются:
— развитие общей музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;
— развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.
В связи с этим задачи в каждой возрастной группы ориентированы:
— на детское музыкальное восприятие—слушание—интерпретацию;
— детское музыкальное исполнительство—импровизацию—творчество.
Младший дошкольный возраст. В возрасте 3-4 лет чувственным путем ребенок познает окружающий его мир людей и предметов. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Именно манипулирование и игра с музыкальными звуками (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнении простейших танцевальных и ритмических движений) позволяет ребенку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, ее жанрах.
Естественное для младшего дошкольника желание организовать собственную жизнедеятельность в определенном ритме выражается в попытках зарифмовать слова, в ритмичном проговаривании - пропевании фраз, в двигательных импровизациях под музыку. Поэтому особое значение в этом возрасте придается развитию метроритмического чувства.
Задачи в области музыкального восприятия—слушания—интерпретации:
— воспитание у детей слуховой сосредоточенности и эмоциональной
отзывчивости на музыку;
— организация детского экспериментирования с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра;
— активизация слуховой восприимчивости младших дошкольников. Задачи в области музыкального исполнительства—импровизации-творчества:
— развитие двигательно-активных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений и игры на шумовых музыкальных инструментах;
— развитие координации движений и мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах;
— формирование вокальнйх певческих умений в процессе подпевания взрослому;
— стимулирование умений импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах.
Средний дошкольный возраст. В среднем дошкольном возрасте благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту ребенок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности.
Чувственное познание свойств музыкального звука и двигательное, перцептивное восприятие метроритмической основы музыкальных произведений позволяют среднему дошкольнику интерпретировать характер музыкальных образов, настроение музыки, ориентируясь в средствах их выражения.
Умение понять характер и настроение музыки вызывает у ребенка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства.
Условия организации музыкальной деятельности детей этого возраста должны обеспечивать единство эмоционального и художественного компонентов развития. Педагогическое содействие в музыкальном воспитании детей заключается в специальном подборе музыкального репертуара, музыкальных игр, организации музыкального восприятия. Все это призвано демонстрировать, что музыка выражает эмоции, характер, настроения человека. Необходимо показать ребенку, что окружающий его мир людей, вещей и природы может быть изображен и выражен музыкальными звуками, а о собственных переживаниях может сообщить то или иное музыкальное произведение. Так музыка становится одним из средств общения ребенка с социумом.
Важно научить ребенка пользоваться имеющимися у него средствами (голосом, телом, приемами игры на инструментах) для создания собственных музыкальных образов, характеров, настроений, поэтому в среднем возрасте особенно значимо обучение детей технике пения, движения, музицирования. Чрезвычайно существенным является подбор способов и форм такого обучения, для того чтобы сохранить эмоциональный подъем и интерес к музыке как средству самовыражения и игры.
Задачи в области музыкального восприятия—слушания—интерпретации:
— воспитание слушательской культуры детей, развитие умений понимать и интерпретировать выразительные средства музыки;
— развитие умений общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки;
— развитие музыкального слуха: интонационного, мелодического, гармонического, ладового; освоение элементарной музыкальной грамоты.
Задачи в области музыкального исполнительства—импровизации-творчества:
— развитие координации слуха и голоса, приобретение детьми певческих навыков;
— освоение детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах;
— освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях;
— стимулирование желания ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.
Старший дошкольный возраст. В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.
Возрастные возможности дети, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом.
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 2498;