Какие существуют виды правил? 8 страница
Глубина эмоционального переживания выражается в способности старшего дошкольника интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.
Закономерности и особенности развития психических процессов старшего дошкольника позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Старший дошкольник не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения с музыкой.
Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят в исполнительскую деятельность. Б старшем дошкольном возрасте важно показать ребенку способы пользования полученными ранее средствами (голосом, движением, музицированием) для создания выразительного художественного образа.
Культура слушательского восприятия позволяет ребенку стать полноценным зрителем-слушателем доступных его возрасту концертов, музыкальных спектаклей. Чрезвычайно важной становится специальная организация работы не только с детьми, но и с родителями, обеспечивающими полноценное музыкальное развитие дошкольника.
Задачи в области музыкального восприятия—слушания—интерпретации:
— обогащение слухового опыта у детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке;
— накопление представлений о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов;
— обучение детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности;
— развитие умений творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
Задачи в области музыкального исполнительства—импровизации-творчества:
— развитие умений чистоты интонирования в пении а капелла и на два голоса;
— освоение навыков ритмического многоголосья посредством игрового музицирования;
— стимулирование самостоятельной деятельности детей по сочинению танцев, игр, оркестровок;
— развитие умений сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.
12.2. История становления методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Отечественная методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста в привычном для нас понимании образовалась сравнительно недавно, ближе ко второй половине XX века, и связана она с именами Б. М. Теплова, Н. А. Метлова, В. Н. Шацкой, Т. С. Бабаджан, Д. Б, Кабалевского и, конечно же, Н. А. Ветлугиной.
Вопросы музыкального образования волновали человечество очень давно. Далекие древневосточные цивилизации — Индия, Египет, Китай — оставили нам мифы и уникальные документы, в которых запечатлено понимание древними народами музыкального искусства, его божественного предназначения и необходимости обучения музыки.
Решение проблем музыкального образования получает свое продолжение в Средневековье, эпоха Возрождения обращает нас к музыке как к искусству эмоционально-чувственного познания мира, возводит ее в ранг самостоятельного искусства, а композитора рассматривает как художника, творца.
Идеи И. Г. Песталоцци о творческом начале и самостоятельности ребенка, Г. Негели о воспитании ритмического начала в ребенке как основе музыкального развития, И. Г. Гердера о взаимосвязи музыки и слова в художественном творчестве проложат дорогу к авторским системам музыкального воспитания детей дошкольного возраста XX века (3. Кодай, К. Орф).
Композиторы обращаются к детству как особому неповторимому и бесценному состоянию, к эмоциям и чувствам ребенка, пытаются разгадать их и наделить сакральным смыслом. Создаются детские музыкальные циклы, написанные про детей и для детей, произведения, обращенные к детям (Р. Шуман, В. А. Моцарт, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский).
XIX век становится определяющим для развития педагогики, в том числе и профессиональной музыкальной педагогики и методики музыкального воспитания дошкольников. Основные направления научно-практического поиска связаны: с разработкой идей музыкального воспитания, развитием музыкального вкуса и культуры слушания музыки; определением логики и содержания музыкального образования человека на всех ступенях образования; определением совокупности средств музыкального воспитания ребенка в семье и в образовательных учреждениях.
XX век для методики музыкального воспитания дошкольников — ключевой, поскольку именно в этом столетии, объединившем предшествующий историко-музыкальный и психолого-педагогический опыт, появляются исследования, связанные с музыкальной деятельностью детей от рождения до 7 лет, работы, раскрывающие природу музыкальных способностей в раннем и дошкольном детстве, просветительские труды, решающие вопросы общего музыкального образования в детском саду и в школе.
В XX веке появляются самостоятельные национальные программы и авторские системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста (Э. Жак-Далькроз в Швейцарии, Б, Барток и 3. Кодай в Венгрии, К. Орф в Австрии, Сузуки-метод в Японии).
В 1930-1940 годы идет активный научно-практический поиск решения проблем музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
В 1930-е годы музыкальный воспитатель и методист Т. С. Бабаджан создает уникальные игры, разнообразные игровые сюжеты, сопровождающиеся музыкой М. Р. Раухвергера, которые направлены на приобщение детей раннего возраста к творчеству и активизацию творческих проявлений в процессе восприятия и исполнения музыки.
Н. А. Метлов — один из первых создателей системы отечественного музыкального воспитания в детском саду. В систему музыкального воспитания дошкольников по Н. А. Метлову гармонично вошли обучение детей слушанию музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, праздники и утренники в детском саду. Работая в тесном союзе с композиторами М. Иорданским, М. Красевым, М. Раухвергером, Т. Попатенко, Е. Тиличеевой и др., он создал классический репертуар детских песен, музыкальных игр и сказок. Большое внимание Н. А. Метлов уделял изучению ребенка, его запросов, интересов, способностей.
Работы Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей» и «Психологические вопросы художественного воспитания» позволяют по-новому взглянуть на проблемы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Выделив музыкальные способности: ладовое чувство, которое выражается в музыкальном восприятии и легком узнавании мелодий; музыкально-игровые представления, проявляющиеся в воспроизведении мелодии по слуху; музыкально-ритмическое чувство, обнаруживающееся в постижении ритма и его воспроизведении, Б. М. Теплов раскрыл условия их выявления и развития.
Работы выдающихся психологов Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, A. В. Запорожца, связанные с проблемами детского творчества, труды B. Н. Шацкой и Б. Л. Яворского становятся принципиальными основами системы художественно-творческого развития дошкольников, предложенной И. А. Ветлугиной в 60-е годы.
Основоположница отечественной системы художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, методики музыкального воспитания дошкольников, признанной в мире, Н. А. Ветлугина доказала уникальное значение музыкальной деятельности в целостном развитии дошкольника, целостном педагогическом процессе детского сада. Она заложила фундамент музыкальной дошкольной педагогики от теоретических подходов до практических технологий, на которых базируются современные исследования и практические разработки в данной области (программы «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Камертон» Э. П. Костиной и др.).
В круг научных интересов Н. А. Ветлугиной входила проблема детского музыкального творчества, формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в музыкально-художественных видах деятельности в определенных педагогических условиях, в ходе целенаправленного педагогического руководства.
В своих работах Н. А. Ветлугина не раз обращалась к проблеме соотношения обучения и творчества дошкольников, считая ее наиболее интересной и сложной в методике, к проблеме развития музыкальности ребенка в условиях педагогического процесса в детском саду, становления музыкальной культуры с ранних лет жизни. Эти вопросы не утратили своей актуальности и сегодня.
Исторический экскурс по методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста позволяет выделить ряд ключевых проблем, . решение которых происходит и будет происходить в методике настоящего времени.
К ним относятся:
1) определение современных подходов к музыкально-художественной деятельности детей: восприятию, исполнительству, творчеству в теоретических и практических аспектах;
2) интеграция разных видов искусств в процессе музыкально-художественного воспитания дошкольников, естественное и закономерное объединение звука, слова, речи с музыкой;
3) разработка педагогических технологий дифференцированного музыкального развития ребенка в разных видах музыкальной деятельности, методов музыкального экспериментирования и моделирования музыкально-творческого процесса, музыкально-культурных практик в работе с детьми раннего и дошкольного возраста.
12.3. Современные технологии музыкального воспитания детей
В чем специфика взаимодействия ребенка с музыкой?
Уже в самом раннем возрасте ребенок по-разному откликается на музыку разного характера, может увлеченно и с большим интересом принимать участие в пении, танцах, элементарном музицировании. Часто не замечаемая взрослыми жизнь ребенка наполнена музыкой. Он напевает популярный мотив нового шлягера, копирует увиденное и услышанное, перевоплощается в полюбившихся поющих и танцующих героев. И чем раньше педагоги заметят эти музыкальные проявления ребенка, тем успешнее может быть его музыкальное развитие!
Музыкальная деятельность дошкольника синкретична. Он не просто участник всех ее видов, а зачастую осуществляет их одновременно! Он слушает музыку и одновременно создает двигательную импровизацию, поскольку усидеть на одном месте нет никакой возможности. Он напевает любимую песню и тут же дополняет ее новой фразой. Затрудняясь объяснить свое эмоциональное состояние словами, он просит включить запись музыки, которая, как ему кажется, все расскажет о нем.
Иными словами, эмоциональные проявления ребенка выражаются в его интересе к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Ребенок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах музыкальной деятельности. При этом дошкольник может проявлять избирательное отношение к музыке, то есть отдавать предпочтение той или иной возможности взаимодействия с музыкой (слушать, петь, играть и т. д.).
Кроме того, взаимодействие ребенка с музыкой связано с его активностью и инициативностью в выборе музыкальных видов деятельности. Его субъектность определяется самостоятельностью и творчеством в выборе содержания музыкальной деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать варианты интерпретации того или иного музыкального произведения, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» музыкальной деятельности.
Характер взаимодействия ребенка с музыкой меняется в зависимости от возраста.
Так, в первые годы жизни деятельность можно назвать музыкально-предметной. В это время интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки. Он накапливает опыт практикования, манипулирования с ними, делает первые выборы более привлекательных предметов, инициирует предметные и. сенсорные игры с объектами — носителями звуков.
Далее его деятельность становится музыкально-игровой. Вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими людьми. Музыка становится на этом этапе:
— увлекательной игрой, поскольку любой вид музыкальной деятельности на этом этапе, будь то пение или слушание музыки, для ребенка, по сути, своей является игровым;
— источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении;
— содержательной основой игр, когда сюжеты и ролевые отношения в детских играх становятся отражением содержания музыкальных произведений.
К концу дошкольного возраста у ребенка появляется музыкально-художественная деятельность. Его в большей степени начинает интересовать не сам процесс, а качество результата деятельности. Уже достаточный личный эмоциональный опыт позволяет ребенку переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. А опыт участия в музыкальной деятельности дает возможность старшему дошкольнику выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции, например:
— слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия;
— исполнителя музыкальных произведений (певца, участника оркестра, танцора);
— сочинителя (импровизатора музыкальных попевок и танцев; создателя сюжета музыкально-драматической игры и т. д.).
На каких принципах базируются технологии музыкального развития и воспитания ребенка?
Педагогическая технология — это философия педагогического действия (В. А. Сластенин). Любая технология базируется на философско-педагогических и психолого-педагогических принципах. Нe исключение и технологии музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Основаниями данных технологий могут стать нижеперечисленные принципы.
1. Принцип гуманизации — ведущий принцип образования, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе музыкально-художественной деятельности.
2. 2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, объясняющий необходимость диагностики особенностей музыкальности детей, уровня развития музыкально-художественной деятельности и учета ее результатов в единстве с возрастными новообразованиями в ходе музыкального воспитания и развития.
3. Принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в организации музыкально-художественной деятельности, предполагающий учет музыкальных интересов и направленности ребенка к конкретному виду музыкальной деятельности, опору на активность, инициативность и самостоятельность воспитанника, поощрение этих качеств детской личности в музыкальной деятельности.
4. Принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе музыкально-художественной деятельности, подразумевающий свободу реакций и высказываний ребенка, проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка, обращение к жизненному опыту, не допускающий насильственных, жестких мер, ограничивающих детские порывы. В ходе такого взаимодействия дошкольнику необходимо предоставлять выбор вида музыкальной деятельности, музыкального содержания (репертуара),
5. Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе музыкально-художественной деятельности. Основной задачей педагогической поддержки становится совместный поиск адекватного решения возникшей проблемы. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие психологической напряженности.
6. Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в организации процесса музыкального воспитания и развития воспитанников детского сада. Этот принцип подразумевает тесное сотрудничество и с семьей ребенка в контексте проблем музыкального развития, и со специалистами, работающими в детском саду, поскольку музыка постоянно сопровождает педагогический процесс в дошкольном учреждении.
7. Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки дошкольниками, означающий, что восприятие — это сфокусированный процесс, успешность которого влияет на исполнительство и детское творчество, Задачи, которые решаются в ходе восприятия музыкальных произведений, разнообразны: от эмоционального развития до развития основных познавательных процессов; от задач социализации и культурации к формированию исполнительских умений и творчества в художественных видах детской деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Воспитателю необходимо знать, ради достижения какой цели организуется слушание музыки ребенком. Целенаправленность процесса восприятия позволит определиться с этапами педагогической технологии, оснастить их адекватными методами и приемами, содействующими лучшему пониманию и проникновению ребенка в музыкальное произведение, музыкальный образ.
8. Принцип отбора музыкальных произведений, означающий необходимость критериального отбора музыки для детей.
9. Принцип систематичности и последовательности в организации музыкально-художественной деятельности, предполагающий систематическую работу с детьми, постепенное усложнение музыкального содержания и задач воспитания и развития, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы.
10. Принцип продуктивности музыкально-художественной деятельности в дошкольном детстве, согласно которому процессы восприятия, исполнительства и творчества дошкольников имеют некий продукт (например, образ, воплощенный в рисунке, танце, мелодии, игре, слове и т. д.).
11. Принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов активизации детской музыкальной деятельности в условиях педагогической технологии, а также объединение различных способов художественно-творческой деятельности дошкольников, позволяющее им наиболее полно и самостоятельно выражать себя, результаты музыкального развития.
Что необходимо учитывать при проектировании технологий музыкального развития и воспитания ребенка?
Применение педагогической технологии требует предварительной работы. Важно продумать условия ее реализации, подготовить предметную среду, собрать все необходимые атрибуты, расположение детей.
Эффективно самостоятельно подобрать музыкальные произведения к той или иной педагогической технологии: более простые или 'более сложные, с учетом детской музыкальной субкультуры воспитанников.
Слушая музыку с детьми, важно стремиться к соблюдению алгоритма этого процесса. Последовательность действий здесь очень важна, так как она определяет эффективность решения обозначенных задач воспитания и развития ребенка.
Предлагаемый алгоритм состоит из четырех последовательных шагов.
Первый шаг связан с подготовкой детей к слушанию музыки, их настроем на восприятие музыкального произведения. От действий педагога зависят успешность восприятия музыки ребенком, первое впечатление от нее. Репертуар педагогических приемов должен быть широким: появление игрушки, сюрпризный момент, проблемная ситуация, любая интрига, стихи и загадки, интересные фрагменты биографии композитора, исполнителя, репродукции картин, наблюдение в природе и др. После первого прослушивания музыки важно сделать паузу, дать детям возможность самостоятельно осознать, что сейчас произошло в их жизни, каким новым содержанием они обогатились.
Музыка уже не звучит в пространстве, но она звучит внутри ребенка, идет серьезная внутренняя работа, которая требует деликатности, осторожности и покоя.
Второй шаг — вторичное прослушивание произведения. Погрузившись в него глубже, ребенок уже готов его обсуждать. Мотивировать его к диалогу можно с помощью традиционных вопросов: какая музыка — веселая или грустная? кого мы представляем себе, слушая ее? почему она получилась именно такой, как мы это понимаем? и т. д. На этом этапе вместе с детьми определяется эмоциональный строй музыкального произведения, его оттенки, образы, характер, осуществляется элементарный музыкальный анализ, вычленяются средства музыкальной выразительности.
Третий шаг алгоритма связан с созданием условий для запоминания детьми музыкального произведения, истории его сочинения, авторства. На этом этапе можно использовать мнемотехнические приемы: игры, упражнения, ассоциации. Происходит актуализация чувственного опыта детей, опыта слушания музыки, детского жизненного опыта в целом. Применяются приемы сравнения музыкальных произведений одного композитора, разных композиторов, произведений одного жанра, контрастных жанров, музыкально-дидактические игры. Пусть ребенок как можно больше рассуждает о музыке, выражает свое отношение к ней и желание послушать ее еще раз.
Завершается работа по слушанию (четвертый шаг) организацией условий для выражения детьми результатов восприятия музыки в разных видах художественной деятельности: игре, пантомиме, танце, рисунке, словесном сочинительстве, конструировании и т. д. Можно продумать как коллективные, так и индивидуальные формы организации детской деятельности. Важно, чтобы у детей был выбор, чтобы продукты музыкального восприятия были разнообразными, чтобы форма помогала в освоении содержания музыкального образа. Кому-то из детей легче изобразить его на бумаге, а кому-то — с помощью движений, кто-то, фантазируя, сочинит стихотворение или небольшой рассказ. Можно попробовать интегрировать разные виды художественной деятельности, например сочинять коллективный сюжет по мотивам музыки, а потом играть в то, что придумали. Или выполнить коллективный рисунок или аппликацию, а потом поразмышлять о совместном творчестве с композитором и друг с другом. Продуктивность детского восприятия позволяет педагогу получить представления о динамике развития восприятия музыки у воспитанников, об особенностях формирующегося музыкального опыта.
Глава 13. Основы методики литературного развития детей дошкольного возраста
13.1. Задачи и содержание литературного развития детей дошкольного возраста
Почему важно знакомить дошкольников с литературой?
Произведения художественной литературы способствуют эмоциональному развитию дошкольников, что выражается в стремлении немедленно проявить возникшие у них при слушании сказок и рассказов чувства, эмоции в действиях. Художественные тексты знакомят детей с богатством мира человеческих эмоций, позволяют понять причины их возникновения и смены.
Художественная литература всегда признавалась основным средством речевого развития детей: знакомство с литературными произведениями вызывает интерес и воспитывает любовь к родному языку, его богатству и красоте, обогащает образную лексику, способствует развитию выразительности речи дошкольников.
Таким образом, ознакомление с литературой влияет на все стороны личности ребенка. В то же время современная социокультурная ситуация затрудняет этот процесс. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интереса к чтению, к книге негативно отразилось на взрослых и, как следствие, крайне отрицательно повлияло на детей, на их личностную культуру. Это требует инновационных подходов к отбору задач и содержания работы в детском саду по данному направлению педагогической деятельности.
Концептуальным положением коррекции и обновления традиционного подхода приобщения дошкольников к художественной литературе является рассмотрение данной проблемы с позиции литературного развития.
Что такое литературное развитие и восприятие литературного текста?
Понятие литературного развития трактуется исследователями как способность ребенка «мыслить словесно-художественными образами» (Н. Д. Молдавская); как реализация опыта общего психического развития ребенка с акцентом на область эмоционального в читательском восприятии (В. Г. Маранцман); как воплощение в жизнь литературных способностей, таких как впечатлительность, наблюдательность, творческое воображение, подразумевающее отчетливое и яркое представление, как непосредственно наблюдаемых впечатлений, так и образов, создаваемых словесно, проявляющееся «...в легкости образования ассоциаций между словом и образами» (А. Г. Ковалев, А. Маслоу); как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности (О. В. Акулова, Н. Д. Молдавская, О. Н. Сомкова).
Основу литературного развития составляет восприятие художественного текста. Проблема восприятия художественного произведения нашла отражение в исследованиях Л. С. Выготского, Л. М. Гурович, А. В. Запорожца, М. Р. Львова, Н. Г. Морозовой, О. И. Никифоровой, Б. М. Теплова, О. С. Ушаковой, Е. А. Флериной и др.
Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям, автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, осваивать идею произведения.
Таким образом, литературное развитие дошкольника можно определить как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности.
Каковы компоненты литературного развития детей?
В работах О. В. Акуловой и О. Н. Сомковой раскрыта структура этого понятия. Первым компонентом литературного развития является читательский интерес. Он характеризуется с позиции широты, глубины; осознанности и избирательности. Центральным компонентом литературного развития выступает восприятие художественного произведения. Восприятие литературного текста представляет собой сложный психический процесс, характеризующийся активностью интеллектуально-познавательной, образной и эмоциональной сфер личности. Качество эстетического восприятия текста зависит от богатства литературного опыта ребенка, включающего объем литературных текстов, знакомых ему. Деятельная природа ребенка предполагает активное использование накопленного литературного опыта в разных видах деятельности: изобразительной, игровой, театрализованной, в деятельности общения и сочинительства.
Это важное теоретическое положение, которое позволяет преодолеть извечное противоречие двух позиций: «чтение ради чтения» и «чтение для воспитания и обучения». Поскольку расширение и углубление читательских интересов и развитие художественного восприятия позволяет ребенку получить удовольствие и эстетическое наслаждение от великого искусства слова, накопление читательского опыта способствует расширению горизонтов детского восприятия мира и в то же время помогает понять духовные ценности, постичь сложность внутреннего мира человека, а самостоятельная деятельность по мотивам литературных текстов дает возможность выразить мысли и чувства, сделав процесс освоения произведений результативным.
Каковы задачи литературного развития детей разных возрастных групп?
Задачи работы с детьми младшего возраста:
— воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать;
— обогащать «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных;
— способствовать восприятию и пониманию текста детьми, помогать мысленно представлять события и героев, выявлять яркие поступки героя, пытаться их оценить, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте;
— поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев.
Задачи работы с детьми среднего дошкольного возраста:
— углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой, как совместно со взрослым, так и самостоятельно;
— расширять «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и волшебные), литературной прозы (сказка, рассказ) и поэзии (стихи, авторские загадки, веселые детские сказки в стихах);
— развивать способность к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умения выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, особо важных событий, эмоционального подтекста и общего настроения произведения или его фрагмента;
— поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении атрибутов для театрализованных игр, в игре-драматизации и т. д.
Задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста:
— поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов;
— обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора (волшебные и бытовые сказки, метафорические загадки, былины), литературной прозы (сказка-повесть, рассказ с нравственным подтекстом) и поэзии (басни, лирические стихи, литературные загадки с метафорой, поэтические сказки);
— воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов;
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 1004;