ТЕМА 1.3. Рим-наследник Греции: культура, религия, искусство
ПЛАН
1. Культура эпохи эллинизма.
2. Греко-римская культура.
Трудно даже представить себе, какая область известной нам культуры не имеет отношения к тому, что было создано гением римлян. Таким образом, римская культура, а особенно - римская цивилизация, - может рассматриваться как нечто самостоятельное и самодостаточное. Однако эта культура возникла не на пустом месте. Римляне многим обязаны своим соседям и соперникам - этрускам. Но гораздо большим обязаны они грекам, которые издавна населяли города Южной Италии. Более высокий уровень развития греческой культуры способствовал тому, что римляне охотно усваивали её достижения. Между греческой и римской культурами существует определенное родство или, во всяком случае, преемственность. Это позволяет объединить их под одним понятием - понятием античной культуры. Античность буквально обозначает “древность”; в специальном смысле этот термин обозначает историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима.
Процесс проникновения греческого языка и греческой культуры в Рим особенно усилился после того, как Рим объединил под своей властью всю Италию, а вскоре (в середине 2 века до н.э.) и всю Грецию. Знаменитый римский поэт Гораций писал, что Греция, побежденная военной силой, пленила победителей своим искусством. С этих пор греческая культура на римской почве - высшие достижения литературы, искусства, науки становится неотъемлемым достоянием собственно латинской культуры.
Национальная латинская литература началась как подражание греческим образцам. Первым автором комедий на латинском языке был грек Ливий Андроник (3 век до н.э.). Комедиографы Плавт и Теренций ставили на римской сцене переработки греческих комедий. Большая часть поэтических произведений классической эпохи римской литературы создается с оглядкой на греческие образцы и на те жанры, которые давно были разработаны греческими поэтами.
Римский патеон в основных чертах был скопирован с греческого: Юпитер был тождествен Зевсу, Юнона - Гере, Диана - Артемиде, Венера
Афродите и т.д., хотя это совпадение не было полным. Вместе с тем, римская религия (особенно её культовая сторона) имела весьма значительные особенности. У римлян было гораздо больше мелких божеств, чем у греков, значительно большее значение придавалось различным видам гаданий и предсказаний (в этой области, возможно, многое было заимствовано у этрусков).
В области искусства влияние греков было столь же велико. Римские храмы строились по образцу греческих; римские скульпторы ориентировались на знаменитые греческие модели (масса греческих скульптур была вывезена в Рим после подчинения Греции). Еще большая зависимость от греческих образцов существовала в таких отвлеченных областях, как философия и наука. Здесь римляне шли буквально по стопам греков, тщательно изучая терминологию, методику и возможности применения философских и научных исследований. Большая роль в переводе греческих философских терминов на латинский язык и создании, таким образом, латинской философской лексики, принадлежит Цицерону.
Римляне были прилежными учениками и с большим почтением относились к греческой культуре, многие образцы которой они справедливо считали непревзойденными шедеврами. Вместе с тем, римляне обладали выдающимся национальным самосознанием, которое не позволяло им довольствоваться копированием чужих образцов. Охотно признавая превосходство греков в сфере наук и искусств, свое предназначение они усматривали в сфере практической - прежде всего, политической и военной - деятельности. Свою главную задачу Рим всегда осознавал как господство над миром и придание миру римского порядка.
Римляне усвоили лучшие достижения греческой культуры, относящиеся к различным эпохам её развития - начиная с Гомера. Однако непосредственное влияние на развитие римской культуры оказала культура эпохи эллинизма - специфическая форма греческой культуры послеклассической эпохи (с 3 века до н.э.). Начиная с 1 века до н.э. развитие культуры в Греции и Риме приобрело одинаковые темпы и направление.
Единство культурных форм, сглаживание различий в темпах и формах культурного развития позволяет говорить о существовании в определенный период времени единой греко-римской культуры. Этим понятием (которое не следует полностью отождествлять с понятием “античная культура”) обозначается общность культуры Греции и Рима, - особенно в эпоху Римской империи. Это значит, что “греческое” и “латинское” объединились на какое-то время в едином “римском”, которое перестало быть синонимом “латинского”.
Действительно, начиная с конца н.э. возникают совершенно иные критерии для оценки культурной принадлежности тех или иных явлений. В огромном многонациональным государстве, где латинский язык является официальным, а греческий остается языком значительной части населения и языком римской культурной элиты (как французский язык в России 18-19 веков), национальная принадлежность автора не играет роли, а литературный язык произведения имеет только формальное значение. Знаменитого Плутарха, например, вполне можно считать “римским” (но не “латинским”!) писателем. Не менее знаменитый философ-стоик Марк Аврелий был римским императором и при этом писал по-гречески. Большинство крупных представителей культуры эпохи империи одинаково свободно владело и латинским, и греческим языком. В области искусства какие-либо различия между “греческим” и “латинским” выявить в эту эпоху почти невозможно.
Таким образом, греко-римская цивилизация способствовала сохранению культурных ценностей античного мира и передала их будущей европейской культуре.
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 3669;