ТЕМА 1.6. Элементы латинской стилистики
ПЛАН
1. Латынь - язык великих поэтов.
2. Латынь – язык великих ораторов.
3. Римская риторика.
Латинская поэзия является одним из величайших достижений мировой словесной культуры. Вне её традиций непредставимо поэтическое творчество последующих эпох европейской литературы. Сочинения великих латинских поэтов во все времена служили хрестоматийными образцами в процессе обучения основам словесной культуры. Знание латинской поэзии издавна считалось непременным условием гуманитарной образованности.
Подлинным началом и вместе с тем расцветом латинской поэзии был 1 век до н.э. Единственными поэтами 1 половины 1 века до н.э., сочинения которых дошли до нас почти полностью, являются Лукреций и Катулл.
Тит Лукреций Кар (ок. 96-55 до н.э.), автор философской поэмы “О природе вещей”, стремился создать в нарочито архаизированных, эпических формах оптимистический гимн познанию. Философию Эпикура он считал верным путем к примирению с жизнью и к счастью. Дидактический, наставительный жанр и пафос проповедника истины определяют стиль поэмы - риторический, постоянно обращенный к собеседнику, которого автор старается убедить. Язык поэмы чрезвычайно богат, насыщен смелыми образами и неожиданными сравнениями, но при этом торжественно возвышен. Стилистическим образцом для Лукреция служил Энний, также писавший в свое время дидактические поэмы.
Гай Валерий Катулл (ок. 87-54 до н.э.) - поэт лирического направления; если Лукреций уводит читателя в мир мысли, то мир Катулла - мир чувства, мир внутренних переживаний. 116 стихотворений Катулла объединены в сборник, составленный по определенному плану. Каждое стихотворение, каждая строка сборника безупречно отделаны и технически совершенны. Стиль Катулла основан на контрастном противопоставлении высокого и грубого, изысканно-поэтического и простонародного. Во все времена Катулл оставался любимым и читаемым автором. Его знаменитая строка Odi et amo (“И ненавижу, и люблю") стала классической и превратилась почти в поговорку.
Самыми известными римскими поэтами традиционно считаются поэты середины 1 века до н.э. и эпохи Августа - Вергилий, Гораций и Овидий.
Публий Вергилий Марон (70-19 до н.э.) считается крупнейшим представителем эпического и буколического жанров. К последнему относятся “Буколики”, или “Эклоги”, описывающие прелесть и естественность пастушеской жизни. Более дидактический характер имеют “Георгики” - поэма о земледелии и скотоводстве, прославляющая повседневные заботы и воспевающая труд на природе. Главное произведение Вергилия, “Энеида”, стало национальным римским эпосом (как “Илиада” и “Одиссея” Г омера стали таковым у греков); она почиталась в веках как самое полное и законченное поэтическое выражение римской культуры, римского мирочувствия и национального сознания. Именно здесь мы находим знаменитые строки:
Твой же, римлянин, долг - полновластно народами править!
Вот искусства твои: предписывать миру законы,
Всех покоренных щадить и силой смирять непокорных.
Представление о том, что в поэмах Вергилия есть все, как в поэмах Гомера, не покидало читателей на протяжении многих веков. В Средние века Вергилий был неизменным предметом восхищения и поклонения; целые поколения авторов составляли к нему свои комментарии. Он был образцом для Данте, Тассо, Мильтона и других великих поэтов Европы.
Квинт Гораций Флакк (65-8 до н.э.), представитель лиро-эпического и сатирического жанров, автор нескольких сборников стихотворений. Чрезвычайное богатство тематики стихотворений Горация имеет общую основу: более всего поэт занят поисками меры, равновесия в неустойчивой и бурной жизни. Именно к Горацию восходит выражение “золотая середина”, лучше всего отражающее его поэтические стремления. Стиль Горация необычайно разнообразен: пожалуй, нельзя найти таких стилистических средств, которые он не использовал бы. Теория и практика стихосложения была для Горация специальной темой, которой посвящена поэтическая “Наука поэзии”, излагающая правила построения поэтического произведения. Для всей последующей европейской культуры Гораций являл собой классический тип поэта - учителя жизни.
Вергилий и Гораций в основном завершили оформление поэтического латинского языка (как в прозе это сделал Цицерон). Однако завершающую точку поставил их младший современник - Публий Овидий Назон (43 до н.э. - 18 н.э.), представитель элегического и эпического жанров. В отличие от своих старших современников, Овидий испытал немилость Августа и закончил свою жизнь в ссылке в городе Томы на берегу Черного моря.
Творчество Овидия обычно рассматривают в рамках “эпохи Августа”. Однако перед Овидием уже не стояла задача оформления латинского поэтического языка, которую выполнили Вергилий и Гораций. Поэтому он чувствует себя свободнее и смело пускается на разного рода эксперименты - особенно в области поэтических сюжетов, мотивов и образов. Это в немалой степени объясняет специфику чрезвычайно разнообразного поэтического наследия Овидия. Здесь мы находим и любовную лирику, и сборники элегий, и монументальные поэмы мифоэпического плана, какими являются “Фасты” и особенно “Метаморфозы”, - одно из самых значительных произведений всей латинской литературы. Для последующих веков поэзия Овидия всегда оставалась неизменным образцом поэзии чувства и учителем человечности.
Мир латинской поэзии богат, сложен и многообразен. Велика плеяда знаменитых поэтов, каждый из которых заслуживает особого слова. После Энния и Невия, Лукреция, Катулла, после великих поэтов эпохи Августа латинская поэзия и в первые века новой эры обогатилась именами Лукана и Персия, Стация, Марциала и Ювенала, а впоследствии - Авзония. Отсюда была уже прямая дорога к поэзии Средних веков.
ЛАТЫНЬ - ЯЗЫК ВЕЛИКИХ ОРАТОРОВ. РИМСКАЯ РИТОРИКА
Выше уже шла речь о том, что античность превыше всего ценила слово. Именно слово, по мысли античных писателей и философов, было тем средством, которое позволяло свободному и образованному человеку полностью раскрыть свою разумную природу и свои дарования перед другими людьми и перед самим собой. Словесность, то есть умение сочетать и правильно произносить слова, сообщать смысл и быть правильно понятым, - это единственная область, которая способна объединить людей. Именно поэтому все античное (и римское в том числе) образование строилось на основе словесности и было подчинено ей: любые специальные науки (точные, естественные и прочие) могут лишь разобщить людей. Понятно, какое значение придавалось высшей форме словесности - риторике; она поистине выступала как универсальное средство обращения со всеми явлениями жизни (хотя, конечно, не могла реально заменить собой все знания). Люди античного мира приучены были проговаривать написанное вслух; тихо, про себя, никто не читал. Даже на закате античности, в конце 4 века, “тихое” чтение было редкостью. Знаменитый христианский писатель Августин рассказывает, как он удивился, застав другого известного христианского писателя, Амвросия Медиоланского, читающим одними глазами.
Искусство риторики было высшей ступенью античного образования; учили ему в гимнасиях и риторских школах. В числе трех главных источников риторического умения выделяли природную одаренность, собственно теоретическое обучение и, наконец, практическое упражнение. Насчитывалось 5 этапов подготовки и произнесения речи: нахождение материала (inventio), правильное его расположение (dispositio), придание ему надлежащего словесного выражения (elocutio), заучивание или запоминание (memoria) и, наконец, произнесение (actio).
В смысле формальной классификации в Риме различались 3 вида риторики. 1) Торжественное красноречие для выступлений на праздниках с показательными хвалебными или порицательными речами (genus demonstrativum). 2) Совещательное, или политическое красноречие, предназначенное для государственных деятелей, главная задача которых состояла в том, чтобы убедить слушателей в пользе или вреде того или иного дела genus deliberativum). 3) Судебное красноречие, к которому прибегали обвинители и защитники, обосновывающие свою позицию (genus judiciale).
В области риторики римляне так же зависели от греков, как и во многих других областях. Величайшим и непревзойденным оратором Греции считался Демосфен, современник Александра Македонского и Аристотеля, написавшего специальный трактат о риторике. С конца 3 века до н.э. греческая система образования, а вместе с ней и система красноречия начала проникать в Рим. До этих пор римские ораторы руководствовались скорее интуицией и полагались более на природный дар убеждения, чем на изощренную риторическую методику. Однако они давно поняли огромную важность убеждения при республиканском строе, и римский форум (forum - центральная площадь города, средоточие политической жизни Рима) никогда не пустовал.
Греческая система укоренилась в Риме не без труда и не сразу. В патриотически настроенных кругах были сильны недоверие и даже враждебность к иноземному искусству. Главой этого движения был Катон Старший (2 пол. 3 - 1 пол. 2 в. до н.э.), политический деятель и едва ли не крупнейший оратор эпохи возвышения Рима. Катон оставил для своего сына несохранившееся руководство по риторике, главную идею которого выразил в следующем правиле: “Rem tene, verba sequentur" (“Занимайся делом, а слова найдутся”). В 161 году из Рима были высланы все греческие учителя красноречия. Однако уже во 2 половине 2 века, после присоединения Греции, греческая риторика окончательно утвердилась в Риме, где вскоре появился достойный соперник Демосфена.
Им стал Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.), выдающийся оратор, писатель и политический деятель. Блестяще одаренный от природы, Цицерон уже в детстве выказывал такие способности, что на него приходили смотреть как на чудо. Весьма рано он в совершенстве овладел греческим языком и мог произносить на нем речи. Политическая карьера, избранная Цицероном, способствовала совершенствованию его мастерства. Будучи консулом в 63 году, Цицерон раскрыл заговор аристократа Катилины и разоблачил его в публичной речи, которая стала классическим примером его красноречия. Еще один цикл речей он произнес впоследствии против Марка Антония, стремившегося узурпировать власть.
Язык Цицерона энергичен и естественен, чрезвычайно богат стилистическими и риторическими средствами, четок, ясен и классически правилен. Недаром его, наряду с Вергилием и Горацием, считают
оформителем литературного латинского языка и образцовым представителем “золотой” латыни. Его стиль во все времена был предметом восхищения и подражания.
Цицерон был не только непревзойденным оратором, без колебаний выступавшим в сенате, на площадях, перед самыми разными аудиториями. Он был также блестящим теоретиком риторики и оставил целый ряд специальных риторических сочинений, например, “Оратор”, “Об ораторе”, “Брут” и другие.
Другим известнейшим теоретиком риторического искусства был Марк Фабий Квинтилиан (35-100 н.э.), написавший обширный и знаменитый впоследствии трактат “Наставление оратору”. Эта книга имеет не только сугубо теоретическую, но и педагогическую направленность. Воспитывать оратора, по Квинтилиану, нужно с самого раннего возраста, последовательно проходя элементарные основы и продвигаясь к вершине риторического искусства. Образцом оратора, стилиста и воплощением идеала образованности Квинтилиан считал Цицерона. Труд Квинтилиана имел большое влияние в последующие века и особенно ценился в эпоху Возрождения.
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 1090;