Русская культура Нового времени
XVII век был в России переходным от эпохи Средневековья к Новому времени. В этот период начинает зарождаться новое отношение к личности, проявляющееся в признании её самоценности, независимо от официального положения человека в обществе. Все чаще начинает звучать протест против феодальных структур, отождествляемых, в частности, с церковью. В литературе усиливается внимание к индивидуальным особенностям личности, появляется вымышленный герой, принадлежащий не к элите, а к служилым или посадским людям, а иногда даже и к «голым и небогатым». Лицемерие и стяжательство духовенства высмеивались в «Калязинской челобитной» и «Сказании о куре и лисице», несправедливость суда показана в «Повести о Шемякиной суде». Неспособность дворянских недорослей к труду разоблачалась в «Повести о Фоме и Ереме». А вот в «Азбуке о голом и небогатом человеке» показан был не только путь «на дно», но и готовность к бунту против своих разорителей. В XVII в. возникают новые литературные жанры: демократическая сатира и стихосложение.
Церковный раскол середины XVII в. наложил свой отпечаток на литературу. Появляются мемуары, к наиболее известным из них относится «Житие протопопа Аввакума», чьи сочинения очень активно распространялись в среде старообрядцев, где Аввакум, пользуясь непререкаемым авторитетом, почитался как святой.
Основоположником стихотворной традиции в России был Симеон Полоцкий (1629—1682). Он переложил на стихи Псалтырь, по которому долгое время учили грамоте. Наследие Полоцкого огромно. Он был автором многочисленных проповедей и статей, энциклопедического сборника «Вертоград многоцветный»; возглавляя казенную типографию, осуществлял массовое издание книг по преимуществу просветительского характера. Стихотворная традиция Полоцкого была продолжена его современниками Сильвестром Медведевым и Карионом Истоминым. К. Истомин развивал принцип барочного стихотворства, установленный до него С. Полоцким и С. Медведевым. Произведения К. Истомина носили просветительский и религиозно-дидактический характер.
Много в XVII в. продолжало выходить и переводной литературы. Некоторые переводы, такие, как «Повесть о Бове Королевиче» и «Повесть о Еруслане Лазаревиче», превратились в популярные сказки.
Реалистическое направление в живописи XVII в. представлено Симеоном Ушаковым (1626—1686), царским изографом и теоретиком искусства. Он ввел в икону объемность изображения. Ангелов, например, на иконе «Троица» художник написал цветущими, полными здоровья, олицетворяющими не только духовную, но и земную, материальную красоту и жажду жизни. Реализм стал проявляться в том, что при фресковой росписи церквей все больше появлялось «бытовых» сцен, комментирующих библейские сюжеты. Человек на них был представлен деятелем (воюющим, торгующим, строящим), но не созерцателем.
На рубеже XVI—XVII вв. появляется и портретный жанр. Первые портреты — парсуны (Ивана Грозного, царя Федора Иоанновича, князя М.В.Скопина-Шуйского) еще близки к иконописным стандартам. Но уже со второй половины XVII в. по западному образцу портреты стали писаться масляными красками по холсту. В них возникало все больше реалистических черт, художники стремились показать индивидуальность портретируемых (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича).
Период Смутного времени (конца XVI—начала XVII в.) в значительной степени сказался на архитектуре. Только с 20-х гг. возобновилась деятельность Приказа каменных дел. Но первоначально общий характер архитектуры мало отличался от образцов предыдущего столетия. Повторялись те же типы сооружений. В 30-х гг. XVII в. был сооружен Теремной дворец для повседневной жизни русских царей. Этот дворец был чуть ли не первым жилым каменным зданием в России, так как для жилья предпочитались деревянные постройки. К архитектурным новшествам этого века можно отнести полихромность фасадов, где большую роль играли поливные изразцы, а также типология деталей: наборные кирпичные наличники окон, боченкообразные колонки и т.п.
Подходит к концу вид шатрового зодчества, строительство по этому типу не рекомендуется церковью с середины XVII в. В патриарших грамотах было следующее присловье: «А чтобы верх на той церкви был не шатровый». Одним из последних памятников этого стиля была церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве.
Во второй половине века возросло число каменных гражданских построек. Довольно много домов того периода сохранилось в Пскове, чья архитектура отличалась от других частей России тем, что в ней практически отсутствовали украшения. Один из наиболее крупных жилых комплексов Пскова — Поганкины палаты.
Развитие мануфактурного производства и торговли требовало строительства как торговых зданий, так и помещений для мануфактур. В 1661—1665 гг. в Москве строится Гостиный двор в Китай-городе. А вот Гостиный двор в Архангельске строился по чертежам, присланным из столицы. Знаменитая Сухарева башня в Москве (Сретенские ворота Земляного города), изначально не носившая оборонного значения, была построена как помещение для гарнизона.
Новое направление в архитектуре, возникшее в конце XVII в., получило название московское барокко или нарышкинский стиль. Оно объединило в себе традиции русского белокаменного узорочья с новыми веяниями европейской архитектуры, пытаясь как бы восполнить функции Возрождения на Руси. К наиболее выдающимся памятникам этого направления относится церковь Покрова в Филях, отличающаяся безукоризненностью пропорций и тонкой прорисовкой деталей. Есть также церкви этого стиля в Троице-Лыкове и Уборах. Их характеризует ярусность, массивный объем на высоком подклете, увенчанный несколькими главами. Прекрасные церкви были построены по заказу купцов Строгановых, одна из них сохранилась в Нижнем Новгороде.
Все большее значение наряду с резьбой по кости и дереву приобретает круглая скульптура. В этом также отразилась борьба за новые реалистические традиции.
XVII век становится переломным и в музыке. Церковь выступает за жесткие каноны церковного пения. По распоряжению патриарха Никона с 1652 г. исправлялись основные певческие книги. Во второй половине века утвердился новый стиль многоголосия — партесное пение. Образцы его были разнообразны: от четырехголосного пения до сложнейших композиций на 24 голосовые партии. Теоретические основы этого пения были разработаны в трактате Н.П.Дилецкого (ок. 1630—ок. 1680) «Мусикийская грамматика». Им была создана и первая в России композиторская школа. Наиболее выдающимися ее представителями были дьяк Василий Титов (ок. 1650—1710), написавший более 200 произведений в различных жанрах, а также московский священник Иван Игнатьев.
Хотя церковь и запрещала петь «бесовские песни», возникшие на основе фольклора, но именно в этом веке родились шедевры народной сатиры «Камаринская» и «Барыня», истоки которых уходят в скоморошество. В царском дворце и в домах просвещенного русского боярства появляются клавесин, орган, другие европейские музыкальные инструменты; стали создаваться домашние музыкальные капеллы.
Музыка занимала большое место и в первом русском придворном театре (1672—1676), для которого из-за границы пригласили музыкантов. Со времен Киевской Руси было известно три вида театра: народный, придворный и церковный. В XVII в. происходит возрождение народного театра: складывается устная народная драма и простейший кукольный театр. Возникает также письменная драматургия, обслуживавшая придворный и школьный театры. При Михаиле Романове Потешный чулан сменяется Потешной палатой, первым театральным помещением в России. Симеон Полоцкий внедряет драматургию церковно-школьного театра.
В 80-х гг. XVII в. в России было 15 тыс. церквей и 650 монастырей. Церковь оказывала огромное влияние на развитие культуры. Так, при содействии церкви и государства в 1687 г. в Москве была открыта Славяне-греко-латинская академия. В ней изучали древнегреческий язык и латынь, богословие, арифметику, грамматику, географию, астрономию и др. Это было первое высшее учебное заведение в нашем государстве.
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 999;