Просвещение в России

 

 

Преобразовательная деятельность Петра I (1682—1725), направленная на европеизацию Российского государства, охватывала все сферы его жизни. Благодаря политике протекционизма быстрыми темпами стало развиваться мануфактурное производство, был создан флот, ставший после окончания Северной войны (1700—1721) самым сильным флотом Балтийского моря. Россия первая в мире создала регулярную национальную армию. «Табель о рангах» давала возможность сделать служебную карьеру благодаря не наследственным привилегиям, а собственным качествам и достоинствам. Государство полностью подчинило себе церковь, упразднив патриаршество и поставив Синод (коллегиальный орган) руководить ею. Сотни молодых людей были посланы в европейские страны для изучения наук и искусств.

Нарушается монополия государства на информацию. С 1702 г. стала выходить первая печатная газета «Куранты», а затем «Ведомости». Не только в столичных, но и в ряде провинциальных городов создаются цифирные школы. Начинает формироваться сеть светских школ. При Петре I были открыты профессиональные школы: Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная, а также Морское и Медицинское училища. В гимназии Глюка, где основной упор делался на изучение иностранных языков, стали готовить специалистов и для дипломатической работы. В 1715 г. открывается Морская академия. А годом раньше в Петербурге была открыта библиотека, основу фонда которой составили книги Московского Кремля, а также закупленные за рубежом. Успешны были и разведывательно-географические экспедиции на Дальний Восток. Это время путешествий В.Беринга и А.И.Чирикова, доказавших в 1741 г., что Азию и Америку разделяет пролив.

Правление Елизаветы Петровны (1740—1761) называют культурным Ренессансом России. Академия наук отличалась от подобных научных учреждений Запада тем, что, во-первых, не занималась богословием. Во-вторых, она создавалась не только как научное, но и как учебное заведение для подготовки русских ученых. Она была организована в составе трех «классов»: математического, где работали крупнейшие математики того времени Л. Эйлер (1707—1783) и Д. Бернулли (1700—1782), физического, общественных наук. В Кунсткамере Академии наук были собраны археологическая, антропологическая, зоологическая и ботаническая коллекции.

В Москве в 1755 г. была открыта первая в России гимназия. Но все же в XVIII в. преобладало церковное образование. К концу столетия в России было 36 семинарий, 115 духовных училищ и три академии — в Киеве, Москве и Петербурге. Первыми из русских получили звания российских академиков М.В.Ломоносов и В.К.Тредиаковский. Событием, значение которого для развития всей российской культуры трудно переоценить, было открытие Московского университета 25 января 1755 г. с тремя факультетами: философским, юридическим и медицинским, причем преподавание в отличие от Европы велось на русском языке, а не на латыни.

Грамотность носила еще очень ограниченный характер; язык, отягощенный церковно-славянской лексикой, был весьма тяжеловесен; Стихосложение было еще не развито. Но уже в Петровскую эпоху заметны первые положительные сдвиги. На смену благочестивым повестям приходят «гистории» о славных подвигах российской армии. Стали заметны те литературные произведения, где главным героем был обычный человек с его радостями и заботами.

В эпоху дворцовых переворотов (1725—1762) литература сделала значительный шаг вперед. На литературном небосклоне появляются такие выдающиеся деятели российского Просвещения, как Антиох Дмитриевич Кантемир (1708—1744), Василий Кириллович Тредиаковский (1703—1768), Александр Петрович Сумароков (1717—1777) и, конечно, Михаил Васильевич Ломоносов. Всех их объединяла борьба за дальнейшее развитие просвещения, науки и культуры в России. Они верили, что её прогрессивное историческое развитие возможно, если носителем передовых идей будет правитель государства. В качестве примера бралось правление императора Петра I.

Литература постепенно становится воспитательницей общества, привлекая внимание все более широких читательских кругов.

Благодаря усилиям этих гигантов российского Просвещения и складывается первое крупное литературное направление — классицизм, который господствовал практически на протяжении всего XVIII в. С точки зрения классицистов, долг перед Отечеством должен преобладать над личными, частными интересами. В противовес средневековым идеям высшим в человеке они считали разум, а не веру, законам которого необходимо подчинить развитие искусства. Совершеннейшими, классическими образцами им представлялись произведения античных авторов.

Масштаб такой фигуры, как М.В.Ломоносов, проявился практически во всех отраслях знаний. М.В.Ломоносов был философом, физиком, химиком, филологом, историком, механиком. Ученый выступал за отделение науки от религии.

Наряду с М.В.Ломоносовым и В.К.Тредиаковским нужно назвать такую фигуру, как Василий Никитич Татищев (1686—1750), который был историком, географом и администратором. Главный его труд «История Российская с древнейших времен» в 5 томах. В.Н.Татищев был составителем первого русского энциклопедического словаря — «Лексикона российского», который он довел до буквы «К».

В правление Екатерины II (1762—1796), которая сама активно занималась литературным творчеством и даже пыталась влиять на общую идейную направленность литературы в стране, появляются уже десятки авторов. Наиболее популярные писатели того времени — А.Н.Радищев (1749—1802), Д.И.Фонвизин (1745—1792), И.А.Крылов (1769—1844).

Стремительно развивается драматургия, появляются первые образцы художественной прозы.

В конце века появляется в русской литературе новое направление — сентиментализм (от фр. sentiment — чувство). Наиболее известным представителем этого направления был Н.М.Карамзин (1766—1826) (роман «Бедная Лиза»), чье творчество пришлось на 90-е гг. уходящего века, завершив собой, как и творчество А. Н. Радищева, историю литературы XVIII в.

В живописи вместо условных приемов иконописания в практику входят законы реализма. Уже в первой четверти XVIII в. начинает складываться понятие жанрового многообразия. Постепенно главное место начинает занимать светский сюжет. Кроме портретной живописи появляется историческая. Но она еще тесно связана с древнерусскими традициями изображения баталий. Лишь с созданием Академии художеств в 1757 г. историческая живопись начинает выступать как самостоятельный жанр. Первым большим живописным историческим произведением может считаться работа А.П.Лосенка (1737—1773) «Владимир и Рогнеда», хотя исторический жанр не был для него единственным. К темам национальной истории особенно тяготел Г. И.Угрюмов (1764—1823).

Портретная живопись поражает многообразием: парадные, камерные, в рост, погрудные, двойные. Одним из основоположников русской портретной живописи был И.Н. Никитин (1690—1742). Первый автопортрет был написан А.М. Матвеевым (1701 — 1739): «Автопортрет с женой Ириной Степановной». Особо нужно выделить портретную миниатюру. Одним из наиболее талантливых портретистов был Ф.С.Рокотов (1735—1808), овладевший искусством западноевропейского парадного портрета. В его позднем творчестве сказался общий для русского искусства переход от утонченного рококо к ясности и строгости классицизма.

В работах В.Л.Боровиковского (1757—1825) середины 90-х гг. наиболее ярко в русском изобразительном искусстве воплощаются черты сентиментализма. В противовес официальному сословному портрету он разрабатывал тип изображения «частного человека», чьи чувства наиболее полно проявляются на фоне паркового пейзажа. Но в начале XIX в. он постепенно переходит к эстетике классицизма. Стремясь изобразить людей сильных, энергичных, художник подчеркивает в них такие черты, как гражданственность, благородство, достоинство человеческой натуры.

Как самостоятельный жанр развивался пейзаж. Гравюра была тем видом искусства, который наиболее быстро реагировал на все изменения в общественной жизни. Она была представлена в многочисленных иллюстрациях в книгах, а также самостоятельными листами. Основными сюжетами были батальные сцены и городские пейзажи.

Начиная с петровских времен «права гражданства» приобретает круглая скульптура. Городские и парковые резиденции стали украшаться статуями. Из-за того, что произведений отечественных скульпторов было мало, Петр приказал закупать за границей как античную, так и современную скульптуру, а талантливую молодежь отправлял учиться в Европу. Своеобразным разделом скульптуры можно считать создание резных деревянных иконостасов.

Появляется скульптурная миниатюра, которую производили на фарфоровом заводе. М.В.Ломоносов возродил искусство мозаики.

Скульптор Ф.И. Шубин прославился созданием бюстов, хотя создавал и монументальную скульптуру. В своих произведениях он никогда не повторялся, прекрасно передавая в мраморе фактуру ткани, кружева, прически и т.п. Им было сделано 58 мраморных рельефов князей и царей: от Рюрика до Елизаветы Петровны, которые сейчас украшают Оружейную палату Московского Кремля. Э.М.Фальконе был представителем классицизма, автором знаменитой конной статуи Петра I в Санкт-Петербурге, над которой он работал двенадцать лет.

С XVIII в. строительство городов начинает восприниматься как явление, подвластное логике. Перенимая градостроительство Европы, где со времен Ренессанса город представлялся как регулярно и рационально спланированный ансамбль, появляются и в России проекты застройки городов. Стали создаваться дворцово-парковые ансамбли. Петровский период условно называют в архитектуре «петровским барокко», но в нем сочетались черты голландской архитектуры, итальянского барокко и французского рококо. Одним из первых дворцовых ансамблей стал Лефортовский дворец в Москве в Немецкой слободе (1697—1699, архитектор И.П.Зарудный). Большое количество иностранных архитекторов прибыло в Россию. Французом Ж.Б.Леблоном был разработан проект планировки Петербурга. Итальянцем Н.Микетти создаются знаменитые парки Петергофа. Швейцарцем Д.А.Трезини (ок. 1670—1734) были построены Петропавловский собор и здание Двенадцати коллегий. Из наиболее значительных русских архитекторов можно назвать М.Г.Земцова (1688—1743), по чьим проектам были построены многие гражданские и церковные сооружения; И.К.Коробова, спланировавшего адмиралтейское ведомство, а также М.П.Еропкина, прославившегося работами по теории архитектуры. Главная тема архитектуры — прославление монархического государства.

В середине XVIII в. в архитектуре господствовало барокко, характеризовавшееся «варварским» великолепием. К этому же периоду относится синтез архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства. И хотя в основе было барокко, но одновременно с ним можно проследить черты и влияние как классицизма и рококо, так и отечественной архитектурной традиции. К примерам русского барокко относятся работы В.В.Растрелли (1700 — 1771), Большой дворец в Петергофе, Большой, или Екатерининский, дворец в Царском Селе и, конечно же, Зимний дворец (1754—1762) в Санкт-Петербурге.

Переход к классицизму в архитектуре произошел в 1760-е гг. с воцарением Екатерины II. В 1763 г. вышел указ «О сделании всем городам, их улицам и строениям специальных планов, по каждой губернии особо». Но кроме гражданского строительства по личным заказам возводились дворцы, усадьбы, музеи и т.д. Больших высот достигла и деревянная архитектура. К шедеврам деревянного зодчества относится двадцатидвухглавая церковь в Кижах, освященная в 1714 г.

Петровские реформы подготовили почву для новых, европейских форм музицирования. Особыми указами музыка широко вводилась в жизнь царского двора, в повседневный быт, в армию. Она обязательно должна была звучать на всех ассамблеях, праздниках, парадах. Но доминировать продолжало все же церковное многоголосное партесное пение. Во второй половине XVIII в. стала формироваться национальная композиторская школа. Появились первые печатные сборники народных песен. Большого размаха достигло хоровое искусство. Во второй половине XVIII в. оперы стали ставить на сценах крепостных театров. Особенно выделялись подмосковные театры П.М.Волконского и Б.П.Шереметева. Опера стала ведущим музыкальным жанром.

Во второй половине XVIII в. появляется романс. Скоморошество прекращает свое существование. Изменяется и характер музицирования в городском быту. Входят в обиход балалайка и волынка. Жанр городской песни способствовал и утверждению такого музыкального инструмента, как гитара. Шестиструнная испанская гитара была реконструирована нашим гитаристом А.О.Сихрой (1773 —1850), сделавшим её. В целом в XVIII в. в России утвердилась национальная композиторская школа, развился ряд музыкальных жанров и были созданы предпосылки для расцвета русского классического искусства.

Частный публичный городской театр строил свой репертуар на исторических комедиях, рыцарских романах и интермедиях весьма фривольного содержания. Но с середины XVIII в. основным направлением становится классицизм, тогда же появляется и профессиональный театр. К концу века в драматургии все более стали проступать черты сентиментализма и реализма. Стихотворная форма в пьесах заменялась прозой. Первое театральное учебное заведение — Танцевальная школа — было открыто в 1738 г. В Санкт-Петербурге в Шляхетском корпусе с 1752 г. стали преподавать драматическое и оперное искусство, а тремя годами позже эти же дисциплины вошли в учебный план Московского университета.

XVIII век представлял собой важный этап в формировании русской национальной культуры, он также подготовил почву для дальнейшего научно-технического и общекультурного развития России, хотя в сравнении с европейскими странами общий уровень науки и культуры сильно отставал. Абсолютизм и феодально-крепостнический гнет, крайняя степень эксплуатации крестьян, тончайший слой образованных людей и полное политическое бесправие являлись серьезными помехами для эскалации культуры.

 








Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 415;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.