РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА

 

На общественно-культурную жизнь России XIX в. оказали воздействие крупнейшие события в истории страны — Отечественная война 1812 г., движение декабристов, поражение в Крымской войне, отмена крепостного права и стремительный рост революционного движения. Это был век стремительного развития русской культуры, которая приобрела мировое значение. Вместе с тем в культуре усилилась борьба прогрессивных и реакционных тенденций.

После отмены крепостного права проблемы школьного образования надолго оказались в центре внимания российского общества. Во многих городах создавались комитеты грамотности, содействовавшие введению всеобщего начального образования. Реформы отменили сословность образования, представили земствам право открывать начальные школы, а женщинам — преподавать в них. Трехгодичная земская школа стала наиболее распространенным типом начальной школы. Основной формой средней школы была гимназия — бессословное общеобразовательное семилетнее учебное заведение. Новые университеты открылись в Одессе и Томске. В высшее учебное заведение было преобразовано Московское ремесленное училище (ныне — МГТУ им. Баумана), открылась Петровская земледельческая и лесная академия (ныне — им. К. А. Тимирязева). К концу XIX в. в России насчитывалось 63 высших учебных заведения, в которых обучалось около 30 тыс. студентов.

Важную роль в формировании общественных умонастроений играла публицистика: журналы «Москвитянин», «Северная пчела», «Московский телеграф», «Телескоп», позднее — «Современник», «Отечественные записки». К концу XIX в. в стране только ежедневных газет было свыше 100, из них около 30 выходило в Петербурге и Москве. Бурный расцвет пережило библиотечное дело: бесплатные народные библиотеки-читальни, книжные склады, земские библиотеки. К концу века насчитывалось более 500 публичных и около 3 тыс. земских народных библиотек и читален. По всей стране открывались музеи. В 1852 г. для широкой публики стал доступен Эрмитаж, известный ранее как дворцовый музей. В 1872 г. по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии был организован Политехнический музей. В 1883 г. открылся Исторический музей. Тогда же встретила посетителей картинная галерея П. М. Третьякова.

В 1894 г. в Москве был организован Литературно-театральный музей (ныне — им. А. А. Бахрушина). Активное участие в создании различных по профилю музеев (исторических, естественно-научных, художественных, промышленных, краеведческих, мемориальных) принимала российская общественность. Благодаря её стараниям число общедоступных музеев в стране выросло до 80.

Для художественной культуры дореформенной России было характерно довольно мирное сосуществование различных стилей. Усиливавшееся внимание к внутреннему миру человека смещало акцент в раскрытии побудительных источников его поступков с мотивов общественного служения и гражданского долга — чувство (а не только гражданский долг) стало определяющим началом в художественном творчестве первых десятилетий XIX в. Эстетика классицизма уходила в прошлое, уступая место романтизму с его стремлением противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. Особенность русского романтизма — подчеркнутый интерес к национальной самобытности и отечественной истории. Вершиной романтизма в русской литературе было раннее творчество А. С. Пушкина. Утверждению романтизма в литературе способствовали В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, А. А. Бестужев-Марлинский, Н. Греч, М. Н. Загоскин, создавший либретто оперы «Аскольдова могила» видного представителя романтизма в музыке А. Н. Верстовского. Особую роль в истории русского музыкального искусства сыграл М. И. Глинка. Автор оперы «Жизнь за царя» — родоначальник основных жанров отечественной профессиональной музыки, создавший, по словам В. В. Стасова, «национальную оперу, национальную инструментальную музыку, русский национальный романс». В театрально-сценическом искусстве расцвет романтизма связывают с творчеством актера П. С. Мочалова. Русская сцена гордится именами Е. С. Семеновой, М. С. Щепкина, В. А. Каратыгина, А. Е. Мартынова.

Зодчество этого времени характеризуется синтезом архитектуры и скульптуры. Благодаря таланту и усердию А. Н. Воронихина, К. И. Росси,одного из первых зачинателей русского ампира Н. Д. Захароваплощади Петербурга — Сенатская, Дворцовая, стрелка Васильевского острова приобрели свой совершенный вид. В Москве творили О. И. Бове и Д. И. Жилярди. Архитектурным воплощением идеи «православия, самодержавия, народности» стал русско-византийский стиль, создателем которого считается К. А. Тон — автор проектов храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты.

Новое понимание человека нашло выражение в живописи, и в первую очередь в романтическом портрете, замечательным представителем которого был О. А. Кипренский. Своеобразие русского романтизма в исторической живописи отчетливо проявилось в творчестве К. П. Брюллова. «Последний день Помпеи» поражает огромностью (более 29 м2) холста, многофигурным композиционным размахом, тревожным огненным колоритом, бурным драматизмом сюжета, достигающим высочайших нот трагедийного звучания.

Начная с 30-х гг. в развитии русского искусства отчетливо прослеживается усиление реалистических тенденций, характеризующихся стремлением к отображению всей полноты и сложности жизни с её общественными и социальными противоречиями. Вскоре реализм стал доминирующим стилевым направлением. Триумф реализма в литературе связан с именем великого Пушкина — создателя современного литературного языка. «Евгений Онегин» стал первым реалистическим романом. Важное место в становлении реализма занимало творчество И. А. Крылова, А. С. Грибоедова и особенно М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя. Лермонтовский «Герой нашего времени» — одно из первых произведений критического реализма. «Мертвые души» и «Ревизор» Гоголя в гротесковой манере рисовали крупномасштабную картину российской действительности. Привлекавшая читателей острота социальных проблем была характерна для творчества писателей «натуральной школы» — вида русского критического реализма, развивавшего художественные принципы Н. В. Гоголя. Сюда относились ранние произведения И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского и др.

Поколение писателей-реалистов 60—70-х гг. разрабатывало новые темы, жанры, исповедовало новые идейно-эстетические принципы. В литературном процессе ведущее место принадлежало Н. В. Успенскому, В. А. Слепцову. Они затрагивали остропублицистические темы, касающиеся коренных вопросов жизни и быта широких слоев населения. Н. Г. Помяловский в повестях «Мещанское счастье» и «Молотов» сделал действующим лицом разночинца, а Ф. М. Решетников в «Глумовых» впервые рассказал о жизни фабричных рабочих. Вторая половина XIX в. — время расцвета и наивысших достижений русского классического романа и повести. Рядом с вышеназванным созвездием российских писателей творили А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, В. М. Гаршин, С. Я. Надсон, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, великий Л. Н. Толстой.

Замечательным явлением национальной художественной культуры стала драматургия А. Н. Островского — новатора и организатора театрального дела, теоретика сценического искусства, способствовавшего творческому становлению выдающихся русских актеров: П. М. Садовского, Н. X. Рыбакова, П. А. Стрепетовой, Н. А. Никулиной и др.

Одним из величайших композиторов нашей эпохи был П. И. Чайковский, оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.).

Публичный разрыв с Академией художеств четырнадцати её выпускников во главе с И. Н. Крамскими создание свободной «артели художников» стали предпосылкой для возникновения нового течения в русской живописи — передвижничества. Идейно противостоя академизму, сознавая общественные и психологические проблемы своего времени, проявляя интерес к облику современника, передвижничество стало ведущим направлением в национальном искусстве второй половины XIX в. Художники-передвижники работали в разных жанрах — бытовой жанр, портрет, пейзаж, историческая живопись. Картина А. К. Саврасова«Грачи прилетели» была признана образцом пейзажной живописи. Портреты передвижников отличал глубокий психологический реализм. Блистательный образ композитора Мусоргского создал художник огромного таланта И. Е. Репин. Через психологическую драму отдельной, как правило, выдающейся личности художники показывали полные трагизма страницы отечественной истории (И. Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван», В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» и др.). В конце 80-х гг. расцвел талант В. А. Серова,заявившего о себе двумя портретами — «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем». Свой вклад в сокровищницу русского изобразительного искусства внесли И. И. Шишкин, И. М. Прянишников, В. М. Васнецов, Н. А. Ярошенко, В. Е. Маковский, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, А. И. Куинджи, В. В. Верещагин.

Крупным произведением позднего классицизма в скульптуре были «Укротители коней» П. К. Клодта, установленные в 1849—1850 гг. на Аничковой мосту в Петербурге. Группой скульпторов под руководством М. О. Микешина в Новгороде в 1862 г. был создан грандиозный монументальный памятник «Тысячелетие России». Большую роль в развитии русской реалистической скульптуры сыграл М. М. Антокольский— создатель целой серии исторических произведений: «Иван Грозный», «Петр I», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый». Важное место в истории русского монументального ваяния занял памятник А. С. Пушкину работы талантливого скульптора А. М. Опекушина.Открытие памятника, созданного на добровольные пожертвования, состоялось в Москве в 1880 г. и стало событием огромного культурного значения.

Высочайший взлет российской культуры, её выдающиеся достижения во всех областях художественного творчества — в литературе, изобразительном искусстве, театре, балете, архитектуре и т. д. позволяют говорить о XIX в. как о золотом веке русской культуры.

 

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК

XX в. насыщен событиями громадной важности как в общественно-политической, так и в культурной жизни России. Его начало нередко называют серебряным веком в развитии культуры по сравнению с веком золотым — XIX в.

Серебряный век простирается от начала XX века до 1922 г., когда ушел в Европу «философский пароход» с выдворенной из России русской философией на борту. Следует отметить, что этот своеобразный век был продолжен первой «волной» русской эмиграции. Не все, кто творил в это время в России, питались почвой серебряного века, но все, так или иначе, испытали на себе влияние его поисков и свершений. Что нового он дал русской культуре?

Во-первых, это менталитет социокультурного человека, освобождающегося от мышления, пронизанного политикой, социальностью как каноном-клише, мешающим думать и чувствовать свободно, индивидуально. Это век постнароднического покаянного мышления, когда стала очевидной бессмысленность «цепи» насилий, невозможность изменения внешних условий бытия вне «самости» человека. Концепция философа Вл. Соловьева (1853—1900), призывающая к необходимости активного сотрудничества человека и Бога, становится основой нового миросозерцания части интеллигенции. Не человекобог трагических героев Достоевского (Иван Карамазов, Ставрогин, Раскольников), способных переступить через нравственные абсолюты и традиционный русский тип духовности, взыскующий «Чем жив человек?», а устремленность к богочеловеку, ищущему внутренней целостности, единства Добра, Красоты, Истины. Лекции Вл. Соловьева «Чтения о Богочеловечестве» (1878—1887) во многом определили новый строй ментальности серебряного века.

Во-вторых, именно соловьевство породило сложное, неоднозначное явление — религиозно-философский Ренессанс, неохристианские поиски, своеобразное богоискательство. В современной острой идеологической борьбе обозначились две тенденции в восприятии метафизических исканий начала XX в.: ортодоксальное православие их не приемлет и сегодня, с другой стороны, существует эйфорический подход к ренессансовым откровениям.

В-третьих, серебряный век в русской философии и культуре — это время отказа от «социального» человека, эпоха тотального индивидуализма, усложненной рефлексии, интереса к тайникам психики, к глубинам «зазеркалья», к примату бессознательного, иррационального в человеке; безграничность субъективизма, господство мистического начала в культуре. Все это вновь обострило конфронтационность в среде интеллигенции, разделило её, особенно после революции 1905 г. Типичной для нового раскола стала марксистская критика и публицистика. Симптоматичны резко политизированные, односторонние оценки В. И. Лениным («Партийная организация и партийная литература», 1905), В. Воровским («В ночь после битвы», 1908) многих сложных явлений серебряного века.

В-четвертых, противоречивую позицию занимали по отношению к новым веяниям серебряного века деятели культуры, писатели, чьё творчество восходило к традициям XIX в.: М. Горький, И. Бунин, А. Куприн, Л. Толстой, Л. Андреев, В. Вересаев. В статье «Разрушение личности» М. Горький так характеризует «царство мещанства», которое воцарилось «после битвы»: «Вспоминая грозные голоса львов старой литературы, мещанин облегченно вздыхает и гордо оглядывается: вот настали дни его царства — пророки умерли, скоморохи стоят на месте их и потешают его, жирную жабу, когда он устает душить правду, красоту, любовь». Н. Бердяев также болезненно реагирует на распад новых социокультурных тенденций определенных групп интеллигенции и ужас мещанских болот жизни внизу, где торжествовали пошлость, примитивизм, асоциальность, обывательщина. Этот контекст серебряного века, несомненно, реален, однако не следует его абсолютизировать.

В-пятых, ментальность серебряного века — это культ творчества как единственной возможности прорыва к новым трансцендентным реальностям, преодоление извечной российской «двоичности» — святого и звериного, Христа и Антихриста. Творчество становится интегральным способом осмысления времени и «я» в нем через настойчивый мотив смерти, свободной воли, поиска Бога.

В-шестых, серебряный век — это эпоха выдающихся художественных открытий, новых направлений, которые дали беспрецедентное разнообразие имен поэтов, прозаиков, живописцев, композиторов, актеров. Символизм и акмеизм, модернизм, футуризм, авангардизм, неоантичность стали благодатной почвой и судьбой для А. Блока, А. Белого и Ф. Сологуба, Д. Мережковского и З. Гиппиус, Вяч. Иванова и Г. Иванова, И. Мозжухина и В. Холодной, В. Маяковского и В. Хлебникова, М. Цветаевой и А. Ахматовой, И. Стравинского и С. Рахманинова, В. Кандинского и А. Бенуа, К. Станиславского и В. Мейерхольда. Этих имен хватило бы на историю культуры целого народа, а не на одну эпоху! Для суммарной характеристики времени и человека в нем важно осмысление метафизических поисков религиозной философии. Именно они во многом определили лик серебряного века.

Возрождение (Ренессанс) — не случайный термин для этой социокультурной эпохи. История высветила его «ядровое» значение для менталитета времени, его прозрений и предсказаний.

Серебряный век стал наиболее плодотворным этапом для философии и культурологии. Это буквально искрящийся каскад имен, идей, характеров: Н. Бердяев (1874—1948), С. Булгаков (1871—1944), Л. Карсавин (1882—1952), П. Флоренский (1882—1937), С. Франк (1877—1950), Г. Федотов (1886—1951), А. Лосев (1893—1988), Н. Лосский (1870—1965), Б. Вышеславцев (1877—1954). В 1922 г. большинство было вынуждено покинуть Россию.

Сущность метафизических исканий конца XIX — начала XX вв. связана с рядом обстоятельств: уже к 70-м гг. XIX в. стало ясно, что православная церковь активно «встроена» в собственнические отношения, политизирована, а идеи христианства вульгаризованы, заменены культом внешнего «обрядования». Русская культура, философско-этическая мысль, выдающиеся художники-мыслители понимали необходимость её реформирования. Русское общество объективно нуждалось в моральной революции, в новом развитии нравственного сознания народа, особенно в атмосфере надвигающейся революционной грозы. Серебряный век создает свою особую социокультурную среду, где вопросы философии, истории, религии, культуры, поэзии обсуждались, развивались, становились чертами сознания и мышления. К этой среде могут быть отнесены дома Трубецких, Соловьевых, Брюсова в Москве; собрания у Мережковского и Гиппиус, так называемая башня Вяч. Иванова в Петербурге, где обсуждалась поэзия серебряного века. Культуру «среды — места» дополняли многочисленные религиозно-философские общества: «Московское психологическое общество» (1884—1920), памяти Вл. Соловьева (1905—1918) и многие другие. Последователи Соловьева (Бердяев, Булгаков, Федотов, Флоренский, Трубецкие) пытаются создать целостное религиозное мировоззрение, осмысляя историю как процесс сотрудничества человека с Богом, как боготворчество. Мир должен быть преобразован не кошмаром насилия, а подлинностью христианского учения.

Целью их жизни и творчества становится служение религиозной духовности нового типа — обновленной христианской идее, «очищенной» от наслоений догматизма. Универсализм — черта Ренессанса.

Другая черта Ренессанса — это создание в русской философии своеобразного россиеведения — глубокой патриотической ответственности за судьбы России, которой замечательные философы и деятели культуры не изменили в дни испытаний на чужбине.

Особое место в философии и культуре серебряного века заняла тема русской интеллигенции, тот исторический «тупик», в котором она оказалась, используя насилие как рычаг общественных преобразований. Этот новый для российского менталитета подход не был принят современниками, ни правыми, ни левыми. Уже сборник «Вехи» (1909) заложил совершенно новые подходы к роли интеллигенции в нигилизме, анархизме, «бесовстве» русской революции. Авторы его — Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Струве, С. Франк, А. Изотов предвидели, как отзовется для интеллигенции её упорное стремление к «земному Граду» через революцию. В другом сборнике — «Из глубины» (1918), написанном по горячим следам переворота, — люмпенизация России, тенденции тоталитаризма, нравственные последствия разрыва традиций русской государственности для тех же авторов — уже трагическая реальность.

Непревзойденный, блестящий интеллектуализм обобщений философии Ренессанса не был достойно оценен ни современниками в России, ни широкой западной общественностью эмигрантского периода.

Начало XX в. ознаменовано выдающимися художественными открытиями, новыми направлениями, которые дали беспрецедентное разнообразие имен ученых, писателей, поэтов, живописцев, композиторов, архитекторов, скульпторов.

В то же самое время Первая мировая война 1914—1918 гг., а также Февральская демократическая революция и Октябрьская социалистическая революция 1917 г., за которой последовала Гражданская война 1918—1920 гг., нарушили традиционное развитие и обогащение русской культуры.

Таковы были объективные условия и субъективные факторы, определившие содержание, характер и направление поступательного развития культуры нашей страны.

Вот конкретные примеры. В 1908—1913 гг. по инициативе земств увеличилось число учащихся в школах. Но 31% крестьянских детей и взрослого населения не умели читать и писать. Особенно безотрадным было положение в деревне, где неграмотность составляла около 80%, а в национальных районах доля неграмотности достигала 99,5%.

В университетах России число студентов с 16 тыс. в 1900 г. возросло до 35 тыс. в 1913 г. Однако министр просвещения в 1911 г. подверг настоящему разгрому Московский университет. В знак протеста большая группа ученых во главе с К. Д. Тимирязевым и П. Н. Лебедевым покинула университет.

В начале XX в. художественная литература обогатилась новыми гениальными произведениями Л. Н. Толстого (роман «Воскресение», повесть «Хаджи Мурат» и др.). А в 1901 г. писатель с мировым именем был отлучен от церкви, обвиненный Святейшим синодом в «противохристианском и противо-церковном лжеучении». Этот нелепый акт сделал царизм и Святейший синод посмешищем в глазах широкого общественного мнения России и всего мира.

К обозримому периоду литературной жизни относится творчество А. Чехова, А. Куприна, М. Горького, И. Бунина, А. Блока и др. Процветал в эти годы МХАТ, режиссуру в котором возглавляли К. Станиславский и В. Немирович-Данченко.

Велик был вклад русских композиторов в музыкальную жизнь. Н. А. Римский-Корсаков продолжал до конца своей жизни создавать новые оперы («Садко», «Золотой петушок» и др.). Смерть композитора в 1908 г. была тягостным ударом по музыкальной культуре. Весомый вклад в развитие музыкального искусства внесли С. Танеев, А. Скрябин, С. Рахманинов. В Москве и Петербурге шли оперы с участием великих певцов: Ф. Шаляпина, Л. Собинова, А. Неждановой.

Одной из примечательных черт культуры серебряного века стали поиски нового театра — его формы, средств выразительности, выхода к «иным реальностям» XX в. Именно эта социокультурная эпоха дала миру художников, чье наследие и сегодня питает искусство театра разных стран и народов. К. Станиславский, В. Мейерхольд, Е. Вахтангов стояли у истоков этого процесса. Если с К. Станиславским связаны поиски углубленного психологического реализма, переживания сверхзадачи сценического воплощения, то В. Мейерхольд — родоначальник условного, метафорического, обобщающего театра, где национальные традиции (театр масок, балаган) сочетаются с символами, с экспрессивными конструкциями. Выразительное, зрелищное, радостное творчество характерно и для поисков молодого Е. Вахтанова в 1911—1912 гг. Понимание потребностей нового сценического искусства XX в. объединяет трех великих режиссеров России, давших миру новый взгляд на театр, актера, зрителя.

Серебряный век породил ещё одно социокультурное явление, которого не знали другие эпохи, — меценатство. Мамонтов, Морозов, Бахрушин, Третьяков — это величайшие культурные явления XX в. Они не просто помогли культуре выжить — их усилиями создавалась сама «ткань» эпохи, её аура. Так, С. Мамонтов создал кружок художников, писателей, деятелей культуры, без которого невозможно восприятие не только русского модерна, но и всего серебряного века. Его роль огромна в создании таких произведений русского искусства, как «Три богатыря» Васнецова, «Демон» Врубеля. Абрамцево — великая часть русской культуры. Это подмосковное имение стало для русских живописцев, актеров, композиторов особой средой, где сама русская природа, атмосфера усадебного быта были основой творчества. Так была создана знаменитая абрамцевская церковь — плод коллективных усилий художников и мецената. При участии Мамонтова замысел оперы «Снегурочка» стал реальностью, она была исполнена на его же частной сцене, ставшей настоящей кузницей талантов — композиторов, певцов, актеров, музыкантов. Русские меценаты не просто отдавали средства на культуру — это было сотворчество. Им русская культура обязана и интенсивным собирательством отечественных ценностей. Галереи, выставки, музеи, частные собрания, Третьяковская галерея, музей Бахрушина, Русский музей, Музей изящных искусств были бы невозможны без их настойчивых поисков.

Русскую живопись обогатили выдающиеся художники: И. Репин, В. Суриков, В. Серов, И. Левитан, П. Коровин, Н. Рерих. Символизм оказал значительное влияние на группу живописцев «Мир искусства» (1899—1904). Художники Сомов, Бенуа, Лансере, Судейкин, Добужинский талантливо создавали «новые реальности»: их искусство было «надмирным», «мифологичным». Они охотно удалялись в культурную среду других веков. Немало они сделали и для театра. Оформление ими спектаклей превращалось в подлинный праздник красок, масок, метафор, взаимодействия веков, событий, героев.

Серебряный век — это сложный, противоречивый взлет, каких очень мало в мировой культуре. Здесь и религиозно-философские искания, и новый тип человека, стремящегося к внутренней свободе духа, и становление либерально-государственной традиции установок на эволюции и реформы. Здесь начало философии ненасилия, создания культурной ауры нового типа.

 








Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 380;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.